15 октября текущего года председатель Управления мусульман Узбекистана, муфтий шейх Нуриддин Холикназар хазрат и муфтий Арабской Республики Египет доктор Назир Мухаммад Айяд обсудили вопросы развития двусторонних отношений, в частности сотрудничества в направлении фетвы.
На встрече было подчеркнуто, что сотрудничество между странами Узбекистан и Египет развивается из года в год, отмечено, что дружественные отношения глав двух государств стимулируют укрепление связей в различных направлениях.
В ходе диалога они отметили, что сотрудничество в области образования, научных исследований, повышения квалификации и религиозного образования расширяется.
В частности, поддерживаются постоянные контакты с руководителем комплекса Аль-Азхар, Верховным имамом Египта Шейхом Ахмадом Тайибом, Министерством по делам вакуфов Египта и Дар аль-Ифта Египта. В свою очередь, была отмечена важность конференции "Исламская религия мира и добра" в Узбекистане.
Доктор Назир Мухаммад Айяд отметил, что взаимодействие уходит корнями в далекое прошлое, отметив, что Узбекистан является важной страной для Египта. Он также отметил, что эта страна является Родиной великих ученых, которые внесли свой вклад в развитие ислама, благодаря усилиям одного из основателей учения ахлу сунна валь джамаа имама Матуриди, великих мухаддисов имама Бухари, имама Термизи весь исламский мир знакомится хадисами Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва салляма). Назир Мухаммад Айяд отметил, что постоянно следит за изменениями в Узбекистане, деятельность Центра фетв при Управлении мусульман Узбекистана, единственного в Центральной Азии, имеют большое значение.
В дальнейшем он выразил готовность к сотрудничеству по развитию взаимодействия и организации курсов повышения квалификации среди работников религиозной сферы.
Наряду с Махмудходжой Бехбуди, одним из ярких представителей самаркандского джадидского движения был его соратник Ходжи Муин (Шукруллаев), передает «Самаркандский вестник».
Ходжи Муин родился 19 марта 1883 года в махалле «Рухабад» в Самарканде, в семье купца и очень религиозного человека. В семь лет у Муина не стало матери, а когда ему было 12, умер отец. Воспитанием юного сироты занялся его дедушка - Мирсаид Шарифзода, который тогда являлся имамом мечети Рухабад. Дом, где жили Ходжа Муин и его дедушка, находился в непосредственном соседстве с мечетью Рухабад. В настоящее время этот дом и мечеть сохранились. У входа в дом установлен бюст Ходжи Муина Шукруллаева.
Вместе с религиозным образованием, Муин обучается языкам и увлекается поэзией. В своей биографии Ходжи Муин утверждает, что в возрасте одиннадцати лет на него сильно повлияли стихи Яссауи и Машраба, а также некоторые газели из сборника «Тухфат уль-ушшок», тогда он сам начал писать стихи. После окончания учебы Муин владел таджикским, узбекским, арабским языками, и позднее освоил русский, турецкий и азербайджанский языки.
Большое влияние на молодого человека оказало знакомство с молодым, но очень талантливым литератором Саидахмадом Васли, который тогда преподавал в медресе. Васли ввел Муина в литературные круги Самарканда, которые пронизывали идеи просвещения.
Преподавательская карьера Ходжи Муина началась в 1901 году в старой школе. На основе опыта, полученного там, и методики преподавания Абдукадира Шакури, в августе 1903 года он открыл свою новометодную школу в махалле «Ходжа Нисбатдор», где продолжил преподавать исключительно светские науки. Школу он открыл на свои деньги, которые выручал от продажи фруктов из сада.
Литературовед Р. Мукумов, основываясь на интервью с современниками Ходжи Муина, сказал: «Ходжи Муин не собирал средства на обучение детей в школе, а продавал на рынке фрукты, выращенные в собственном саду в селе Деволи. Он не думал о том, чтобы получать прибыль от обучения».
1908 году Ходжи Муин подготовил и издал учебник для новометодных школ «Рахнамои савод» («Путеводитель по знаниям»). В 1913-1916 годах Ходжи Муин совместно с Махмудходжой Бехбуди организовали и издавали газету «Самарканд», а также журнал «Ойна» («Зеркало»).
Ходжи Муин, как и другие джадиды, выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке. Он боролся за введение в мусульманских школах нового метода. Ходжи Муин написал ряд пьес, таких как «Туй» («Свадьба»), «Мазлума хотин» («Порабощенная женщина»), «Эски мактаб, янги мактаб» («Старая школа, новая школа»), которые были поставлены в театрах. Его произведение «Мазлума хотин» в 1916 году было переведено на русский язык В. Л. Вяткиным и поставлено на сцене театра.
В 1929 году в ходе массовых репрессий интеллигенции Ходжи Муин был арестован по надуманным обвинениям, наряду с соратниками, и до 1932 года находился в заключении. После освобождения продолжил свою деятельность. В январе 1938 года, в ходе так называемого «Большого террора», Ходжи Муина снова арестовали и приговорили к десяти годам лишения свободы. Для отбывания наказания был сослан в Сибирь, где скончался от истощения 22 июля 1942 года в соликамском лагере ГУЛАГа. Был посмертно реабилитирован в 1956 году.
Автор: Хуршида АШУРОВА, доцент кафедры “Гуманитарные науки и информационные технологии” СамГИИЯ.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана