Как известно, на заседании Законодательной палаты 31 января текущего года в первом чтении был принят законопроект «Об утверждении Концепции обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в сфере религии в Республике Узбекистан» и размещен на официальном веб-ресурсе палаты для общественного обсуждения, которое длилось до 10 февраля, передает УзА.
Сегодня на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса законопроект, инициированный группой депутатов, был рассмотрен во втором чтении.
Председатель Комитета по международным делам, вопросам обороны и безопасности нижней палаты парламента Улугбек Шерматов выступил с информацией об обсуждении проекта Концепции:
– В обсуждениях наши соотечественники участвовали с большим интересом, высказывая свои предложения и мнения. Поступило более 400 комментариев, предложений и рекомендаций от населения. Более 270 – позитивные отзывы о проекте Концепции.
3 февраля в Законодательной палате прошла пресс-конференция для представителей СМИ, в ходе которой инициаторы законопроекта ответили на вопросы журналистов.
6 февраля состоялась встреча с представителями 16 конфессий страны, посвященная обсуждению проекта Концепции. Участники поддержали проект, отметив, что его принятие будет способствовать обеспечению межрелигиозного согласия, укреплению мира и стабильности в нашей стране.
По проекту Концепции также высказали свои мнения и предложения представители научно-исследовательских учреждений и институтов гражданского общества, включая Институт парламентских исследований и Центр анализа демократических процессов, а также ряд других организаций.
Поступившие комментарии, предложения и рекомендации были тщательно проанализированы рабочей группой и нашим комитетом. В ходе широких общественных обсуждений предложения граждан, таких как Джахонгир Сафаев, Ахмаджон Орипов, Амрулло Тухлибоев, Шахнозахон Гаффорова, а также депутатов Законодательной палаты стали основой для внесения изменений и дополнений в более чем 10 пунктов Концепции.
В процессе подготовки ко второму чтению в проект были внесены изменения и дополнения, направленные на установление взаимного диалога между различными конфессиями, укрепление межконфессионального согласия и сотрудничества, поддержку научно-практических исследований по изучению религиозно-философского наследия великих мыслителей и ученых, признанного значимым достижением исламской цивилизации и культуры народа Узбекистана, а также изучение рукописных источников, – отметил докладчик.
На заседании постатейно обсуждались законопроект и проект Концепции, депутаты получили исчерпывающие ответы на свои вопросы. В ходе обсуждений лидеры фракций политических партий отметили, что Концепция была разработана с учетом богатого национально-исторического опыта нашего государства и общечеловеческих ценностей.
После обсуждения и обмена мнениями данная Концепция и законопроект о ее утверждении были приняты и направлены в Сенат.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Указ Президента Республики Узбекистан
Возвеличивание жизни, чести и достоинства человека, милосердное отношение к нуждающимся, приверженность принципам благородства
и справедливости являются неотъемлемой частью нашей религии, культуры и традиций.
В последние годы в стране особое внимание уделяется дальнейшему укреплению основанных на гуманизме отношений между государством
и обществом, оказанию помощи нуждающимся.
В этом благородном направлении наша страна во все времена демонстрирует свою толерантность, традиции доброты, милосердия
и гуманизма. К примеру, предоставление убежища и оказание помощи прибывшим в Узбекистан палестинским гражданам (далее – гости) свидетельствует о приверженности нашего народа сформировавшимся
на протяжении веков ценностям и реальном воплощении в жизнь подлинной гуманной политики нашего государства.
В целях внедрения механизмов обеспечения постоянной заботы и социальной поддержки гостей на основе принципа справедливости постановляю:
I. Обеспечение социализации гостей
1. Принять к сведению, что в целях создания благоприятных условий для гостей проведена следующая работа:
а) решены вопросы касательно размещения гостей на объектах временного проживания, их первичных потребностей;
б) приняты меры по проведению медицинского осмотра гостей и обеспечению необходимыми лекарствами;
в) в целях интеграции гостей в общество и обеспечения их духовной поддержки организована специальная программа, включающая
в себя такие мероприятия, как духовно-просветительские встречи и вечера дружбы (в том числе для детей).
II. Активизация работы по интеграции гостей в общество
2. Утвердить состав Республиканской комиссии по содействию процессам адаптации больных из Палестины и их сопровождающих к проживанию в Республике Узбекистан (далее – Республиканская комиссия) согласно приложению № 1.
3. Определить основными направлениями деятельности Республиканской комиссии:
а) координацию деятельности государственных органов и организаций по реализации созданных для гостей возможностей;
б) размещение гостей в разрезе регионов, а также решение связанных с этими мерами организационных вопросов;
в) обсуждение на регулярной основе вопросов, связанных
с интеграцией гостей в общество, а также принятие мер, направленных на устранение препятствий и решение существующих проблем в данном направлении;
г) разработку предложений по поддержке гостей на краткосрочную и долгосрочную перспективу, ведение мониторинга эффективности мер, осуществляемых на местах.
III. Организация работы по определению потребностей гостей
4. Республиканской комиссии (Умурзаков С.) в месячный срок разработать и утвердить планы оказания социальных услуг и помощи, необходимых для каждой семьи по обеспечению их интеграции в общество, посредством оценки потребностей гостей и их возможностей.
5. Установить, что:
а) Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Национальное агентство социальной защиты) является рабочим органом Республиканской комиссии;
б) непосредственная работа с гостями на уровне махалли организовывается «махаллинской семеркой» и центрами социальных услуг «Инсон»;
в) разработанные для гостей планы оказания социальных услуг и помощи являются обязательными для республиканских и местных органов исполнительной власти, а также их подразделений.
IV. Охват гостей социальными услугами и помощью
6. Национальному агентству социальной защиты (Оллоёров М.):
а) совместно с Министерством здравоохранения (Худаяров А.) в двухмесячный срок принять меры по установлению инвалидности гостям, страдающим заболеваниями, влияющими на возникновение инвалидности, независимо от срока лечения, определенного актами законодательства;
б) в двухнедельный срок обеспечить назначение гостям пособия, выплачиваемого пожилым гражданам, не имеющим необходимого стажа работы.
7. Определить, что:
а) внедряется ежемесячное пособие на проживание в размере минимальных потребительских расходов для каждого гостя трудоспособного возраста (за исключением лиц с инвалидностью
I и II группы);
б) каждой семье гостей компенсируются расходы на аренду жилья по адресу проживания;
в) гостям выплата единовременного пособия при рождении ребенка и пособия на погребение осуществляются в размерах, установленных для граждан Республики Узбекистан;
г) каждой семье гостей дополнительно выплачивается единовременное пособие (подъемные) на приобретение первостепенных необходимых средств (наборы непродовольственной продукции, используемые в семье);
д) к членам семей гостей в целях личного сопровождения и оказания индивидуальной помощи, а также реализации их потребностей
и индивидуальных нужд прикрепляется по одному социальному работнику из махалли.
V. Привлечение детей гостей к обучению
8. Министерству дошкольного и школьного образования (Каримова Э.) принять меры по:
а) устройству детей гостей в государственные дошкольные образовательные организации и школы по адресу их проживания;
б) закреплению за каждым ребенком гостей заместителей директоров дошкольных образовательных организаций и школ для их адаптации к учебному и воспитательному процессу;
в) совместно с Министерством высшего образования, науки
и инноваций осуществлению постоянного мониторинга
за адаптацией и всесторонним развитием детей гостей
в образовательных организациях.
9. Установить, что:
а) гости на срок до 1 января 2028 года освобождаются от родительской платы за содержание детей в государственных дошкольных образовательных организациях;
б) дети гостей устраиваются в государственные дошкольные образовательные организации и школы без постановки в очередь, на основании заявок центров социальных услуг «Инсон»;
в) расходы гостей по привлечению к дополнительному образованию (в направлении подготовки к профессиям, по информационным технологиям, в высшие образовательные организации) и обучению их детей в государственных общих средних образовательных организациях компенсируются в размере 100 процентов за счет средств Государственного бюджета в рамках постановления Президента Республики Узбекистан от 17 января 2025 года
№ ПП–12 «О мерах по обеспечению занятости населения
и сокращению бедности в 2025 году».
10. Министерству высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.)
в двухмесячный срок осуществить процедуры признания документов гостей о получении общего среднего специального, профессионального, высшего образования, переподготовке и повышении квалификации без тестовых испытаний и взимания сбора.
VI. Поддержка здоровья гостей
11. Министерству здравоохранения (Худаяров А.):
а) обеспечить постановку на учет гостей в пунктах семейного врача, семейных поликлиниках и многопрофильных центральных поликлиниках районов (городов) по адресу их проживания;
б) наряду с категорией лиц, отнесенных к бедным семьям, выделять гостям направления при оказании медицинской помощи за счет средств Государственного бюджета.
VII. Обеспечение занятости гостей
12. Министерству занятости и сокращения бедности (Захидов Б.) совместно с Национальным агентством социальной защиты (Оллоёров М.)
в месячный срок внести в Республиканскую комиссию предложения по оказанию содействия в обеспечении по желанию гостей их занятости, освоении ими современных профессий.
13. Министерству экономики и финансов, Министерству занятости и сокращения бедности, Центральному банку, АК «Халк банки» и другим коммерческим банкам принять меры по привлечению гостей, желающих заняться предпринимательством, к бизнесу в рамках программ развития семейного предпринимательства, «Непрерывная поддержка малого бизнеса», «Первый шаг в бизнес», «От бедности – к благополучию». При этом принятие заявок для использования гостями финансовой поддержки и мониторинг расходования выделенных средств в рамках данных программ осуществляются помощниками хокимов и махаллинскими банкирами.
VIII. Организация работы «махаллинской семерки» с гостями
14. Согласиться с предложением Ассоциации махаллей Узбекистана, Национального агентства социальной защиты, Агентства по делам молодежи, а также Комитета семьи и женщин о возложении дополнительных задач на «махаллинскую семерку» и иных представителей по совместному приобщению гостей к духовной среде махалли согласно приложению № 2.
15. Ассоциации махаллей Узбекистана (Куранбаев К.), Министерству здравоохранения (Худаяров А.), Агентству по делам молодежи (Саъдуллаев А.) и Комитету семьи и женщин (Махкамова З.) в месячный срок принять внутренние программы на основании дополнительных задач, возложенных на «махаллинскую семерку» и иных представителей, а также принимать необходимые меры согласно плану-графику.
IX. Финансирование мер поддержки гостей и организация исполнения Указа
16. Одобрить предложение Министерства экономики и финансов об образовании специального фонда при Национальном агентстве социальной защиты без статуса юридического лица в целях финансирования мер по решению вопросов гостей.
17. Установить, что:
а) специальный фонд формируется за счет следующих источников:
(i) благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;
(ii) грантов международных организаций и иных источников, не запрещенных актами законодательства;
(iii) доходов в форме процентов, полученных от размещения временно свободных средств специального фонда на депозиты коммерческих банков;
б) средства специального фонда направляются на следующие потребности гостей:
(i) создание необходимых условий и организацию соответствующих услуг;
(ii) компенсацию различных расходов и принятие мер поддержки;
(iii) оказание материальной помощи и реализацию мер социальной поддержки.
18. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) распоряжение средствами специального фонда осуществляется на основании решения Республиканской комиссии;
б) внесение изменений в направления расходования средств специального фонда осуществляется на основании решения Республиканской комиссии;
в) имущество, предоставляемое гостям (жилье и автомототранспорт) физическими и юридическими лицами на безвозмездной основе, передается на баланс местных хокимиятов и подлежит распоряжению Республиканской комиссией.
19. Генеральной прокуратуре (Адхамов И.) совместно с Социальной инспекцией (Кутпиддинов Х.) на регулярной основе осуществлять контроль за своевременным и полным исполнением настоящего Указа.
20. Министерству внутренних дел (Ташпулатов А.) совместно со Службой государственной безопасности (Курбанов Б.), Национальным агентством социальной защиты (Оллоёров М.), Министерством иностранных дел (Саидов Б.) и Министерством юстиции (Ташкулов А.)
в месячный срок обеспечить оформление гостям вида на жительство (ID-карты) и их регистрацию.
21. Возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. и советника Президента Республики Узбекистан по социальной защите – директора Национального агентства социальной защиты
Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
22. Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан
по стратегическому развитию Умурзакова С.У.
Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев