Богатое историческое, духовное и культурное наследие Узбекистана, а также проводимые в республике масштабные реформы вызывают большой интерес у средств массовой информации зарубежных государств, в том числе Пакистана, сообщает ИА “Дунё”.
На веб-сайтах ведущего информационного агенства Пакистана «National Herald Tribune» и «Центра глобальных и стратегических исследований» опубликована большая статья под названием «Узбекистан и Шелковый путь» (Uzbekistan and Silk Road).
Автор статьи – доктор международных отношений Махмуд уль-Хасан Хан – высоко оценивает роль и усилия Узбекистана в возрождении и дальнейшем развитии Шелкового пути в регионе, которые имеют первостепенные значения.
В материале отмечается, что регион Центральной Азии славился своей богатой историей, захватывающими традициями, непревзойденной человеческой мудростью, высшими ценностными качествами и, что не менее важно, щедрым гостеприимством. На протяжении столетий он был центром человеческого интеллекта, перекрестного взаимодействия, обмена услугами, торговли и коммерции и, прежде всего, колыбелью знаний и научных убеждений.
По словам автора, Узбекистан издревле был соединительным узлом древнего Шелкового пути, перекрестком науки, исследований, логики, мудрости и образования для остальной части Центральной Азии, Ближнего Востока, Азии и даже для Европы. Повышенный интерес населения страны к учебе, скромность по отношению к гостям, стремление к социально-экономическому развитию и, прежде всего, дружелюбная политика узбекского народа через Шелковый путь распространились среди торговцев, ученых, студентов, путешественников, исследователей и правителей. Таким образом, Узбекистан был жемчужиной этого древнего маршрута.
Шелковый путь соединял Азию, Европу и Средиземное море, а также сыграл огромную роль в развитии культур и цивилизаций по всей Юго-Восточной Азии и Центральной Азии, пишет пакистанский эксперт.
Шелковый путь был не только самым стратегическим торговым маршрутом древнего мира, но и информационной супермагистралью своего времени, несущей знания и идеи между Востоком и Западом, которые сформировали целые цивилизации. Этот древний маршрут международной торговли также был известен своей «дипломатией активных людей», которая в последнее время превратилась в «экономическую дипломатию». При этом, Узбекистан был пионером в достижении лучшего понимания разнообразных культур, значения производственных каналов и устойчивого социально-экономического процветания на Шелковом пути. Этот опыт способствует возрождению Узбекистана в 21 веке.
В этой связи Узбекистан поддерживает региональное сотрудничество в области энергетики, логистические коридоры, которые могут быть полезны для эффективного возрождения Шелкового пути.
Современные археологи обнаружили удивительные свидетельства процветания торговых центров Самарканда и Бухары, которые в свое время не только соединили различные китайские государства с Черным морем и восточным Средиземноморьем, но и расширили торговые пути на юг в Индию и на север до Балтики.
В прошлом расположение Узбекистана в центре Евразийского континента давало ему существенное преимущество и позволяло играть ключевую роль в трансконтинентальной системе Великого шелкового пути. Основные маршруты Шелкового пути, объединяющие Восток и Запад, проходили по территории современного Узбекистана, который был одним из мест зарождения и развития первых цивилизаций. Территория Узбекистана отличается плодородными землями, интенсивно осваиваемыми человеком, разнообразием сырьевых ресурсов, наличием развитой городской культуры, высоким уровнем ремесленного производства и товарно-денежных отношений.
В завершение статьи автор подчеркивает, что Узбекистан является жемчужиной Центральной Азии, центром человеческой мудрости, научных знаний, щедрого гостеприимства и, прежде всего, святых личностей с древними городскими культурными достопримечательностями Бухары, Хивы и Самарканда, расположенных в сердце Шелкового пути.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана на заседании 11 ноября приняла закон об исламском банкинге, сообщает пресс-служба нижней палаты парламента. Как передает «Газета.uz», он направлен на рассмотрение в Сенат.
После рассмотрения документа в первом чтении депутаты внесли в него более 40 уточняющих поправок и изменений.
Из документа исключена часть, касающаяся полномочий Центрального банка по установлению минимального размера уставного фонда платёжных организаций и операторов платёжных систем — эта норма уже содержится в другом законе.
Согласно изменениям, банкам, осуществляющим исламскую банковскую деятельность, будет разрешено вести торговую деятельность для финансирования клиентов на основе исламских финансовых стандартов, а также создавать юридические лица и приобретать доли или акции в их уставных фондах.
Депутат Хусан Яркулов отметил, что в закон «О банках и банковской деятельности» решено не включать термины «мудараба», «вакала», «мурабаха», «салам» и «мушорака». По его словам, таких исламских финансовых операций существует более 30, а в документе было указано лишь шесть, причём их определения раскрыты не полностью.
По его мнению, более целесообразно указать определение этих терминов в нормативно-правовых актах Центрального банка.
Кроме того, словосочетание «независимый орган банка» заменено на «коллегиальный орган» — исходя из сути совета по исламским финансам как коллегиального органа управления. Из текста также исключено слово «фетвы», поскольку оно не используется в действующем законодательстве.
Напомним, проектом постановления президента, выставленного для обсуждения в мае 2018 года, планировалось создать в Узбекистане инфраструктуру исламского банковского дела и финансов.
Документом намечалось внедрение запрета на вознаграждение в виде процента (рибо), разделение с предпринимателем прибыли и убытков пропорционально долям участия в проекте, разработка нормативно-правовых актов по осуществлению страховой деятельности (такафул), лизинговой деятельности (иджарах), деятельности по операциям с ценными бумагами (сукук) и других операций на основе принципов исламского финансирования.
Этот вопрос обсуждался каждый год, в том числе на встречах президента с предпринимателями. В стратегии «Узбекистан-2030» поставлена задача по внедрению критериев и порядков исламского финансирования не менее чем в трёх коммерческих банках и формирование законодательных основ исламского финансирования.
Партия УзЛиДеП со ссылкой на опрос Программы развития ООН (ПРООН) сообщала, что 68% населения Узбекистана и 60% представителей бизнеса не желают пользоваться традиционными банковскими услугами по причине своих религиозных убеждений. Позже эта информация была удалена из публикации.
Заместитель председателя регулятора Аброрхужа Турдалиев ранее сообщил Spot, что в ближайшие пять лет в Узбекистане появятся как минимум 10 полноценных исламских банков. Также в трёх государственных банках, которые ещё не определены, создадут «исламские окна».
Ранее аналитики Карен Срапионов и Шодлик Назаров объясняли в статье на «Газете.uz», как исламские ценные бумаги сукук могут стать источником финансовых вливаний в экономику Узбекистана.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана