Сайт работает в тестовом режиме!
03 Май, 2025   |   5 Зулькада, 1446

город Ташкент
Фаджр
03:48
Шурук
05:18
Зухр
12:25
Аср
17:17
Магриб
19:25
Иша
20:50
Bismillah
03 Май, 2025, 5 Зулькада, 1446

Самый переводимый документ в мире. Сегодняшние размышления…

10.12.2020   2651   19 min.
Самый переводимый документ в мире. Сегодняшние размышления…

В последнее десятилетие в общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации стран в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях – от Президента до рядовых граждан. Тема прав человека не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. О правах человека охотно толкуют даже те, кто их постоянно нарушает.

Первое заседание Комиссии ООН по правам человека прошло в городке Лейк-Саксес (англ. Lake Success) с 27 января по 10 февраля 1947 года, где председателем Комиссии была избрана Элеонора Рузвельт. В Комиссии были представители таких государств мира как Австралия, Бельгия, Великобритания, Китай, Куба, Египет, Индия, Иран, Ливия, Панама, СССР, США, Уругвай, Филиппины, Франция, Чили, Югославия. Они должны были подготовить документ, который сначала предполагалось назвать Международным биллем о правах. В работе Комиссии участвовал и представитель отдела по правам человека Секретариата ООН Джон Хамфри, канадский специалист в области международного права, приглашённый на эту должность Генеральным секретарём ООН в 1946 году.

Принятая ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщая декларация прав человека рассматривается мировым сообществом как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена воля свыше двухсот государств планеты, убедительно продемонстрировано полувековой практикой его действия. Элеонора Рузвельт назвала Декларацию «Великой хартией вольностей для всего человечества». Поэтому Декларацию иногда называют «Хартией прав человека». Декларация имеет только статус рекомендации.

Всеобщая декларация прав человека – рекомендованный для всех стран – членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Состоит из 30 статей и является частью Международного билля о правах человека наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя Факультативными Протоколами.

Этот документ был переведён на множество языков мира (более 500 в 2018 году) и является самым переводимым документом в мире. В 1950 году в честь Декларации ООН учредила праздник «День прав человека», отмечаемый 10 декабря. В праздновании принимают участия люди, различные сообщества и религиозные группы, парламенты, правительства и, разумеется, сама Организация Объединённых Наций.

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека – агентство Организации Объединённых Наций, которое следит за соблюдением и защитой прав человека, гарантируемых Всеобщей декларацией прав человека. В июне 1993 года проводится общемировая международная конференция по правам человека (англ. World Conference on Human Rights) в Вене. В 1994 году назначается первый Верховный комиссар по правам человека.

 

Преамбула Всеобщей декларации прав человека гласит:

 

«Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира;

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения; и

принимая во внимание, что необходимо содействовать развитию дружественных отношений между народами; и

принимая во внимание, что народы Объединённых Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин и решили содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе; и

принимая во внимание, что государства-члены обязались содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединённых Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод; и

принимая во внимание, что всеобщее понимание характера этих прав и свобод имеет огромное значение для полного выполнения этого обязательства,

Генеральная Ассамблея,

провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путём просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путём национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.

 

Статья 1

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

 

Статья 2

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашёнными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своём суверенитете.

 

Статья 3

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».

 

В первые годы своей независимости народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам Республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия в лице своих полномочных представителей принял Конституцию Республики Узбекистан, где во втором разделе «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» главы VII «Личные права и свободы» статья 31 гласит, что «свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой», которая полностью соответствует духу и буквам вышеупомянутой «Всеобщей декларации прав человека». «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов» (Статья 18).

Затем, подкрепляя данную статью Конституции, в мае 1998 года был принят в новой редакции Закон Республики Узбекистан «О свободе совести и религиозных организациях». «Целью настоящего Закона, – указывается в самой первой статье Закона, – является обеспечение права каждого на свободу совести и вероисповедания, равенства граждан независимо от их отношения к религии,  а также регулирование отношений, связанных с деятельностью религиозных организаций».

Конституция Республики Узбекистан – это творческий синтез мирового опыта в деле развития страны, стабильного общества, обеспечения культурно-духовных потребностей. И в этой связи в Конституции и других законах нашей Республики признана приоритетность международных правовых норм.

Основной Закон Республики Узбекистан закрепил стратегические направления развития общества, справедливые и демократические принципы управления, гарантии прав и свобод человека, основы нашей национальной духовности.

В рамках всеобъемлющей программы дальнейшего оздоровления религиозной ситуации и укрепления межконфессионального и межнационального согласия в Республике под бесподобным руководством уважаемого Главы государства, благодаря мудрому ведению политики со стороны правительства Узбекистана, в стране на местах ведётся каждодневная, не имеющая аналогов в мировой практике, уникальнейшая в мире, достойная любого восхищения и всяческих похвал, кропотливая и скрупулёзная работа в этом направлении – в воплощении в жизнь букв вышеуказанных законов. Активная роль отводится в этом, как и подобает, работникам религиозной сферы. Что очень примечательно и весьма поучительно, и чем не всякая страна сегодня в мире может похвастаться, так это то, что активную роль в Республике выполняют работники всех без исключения религиозных конфессий в Узбекистане.

Под координацией Комитета по делам религий при Кабинете министров Республики Узбекистан, Управления мусульман Узбекистана, государственных и общественных организаций, религиозных учебных заведений за последние годы в Республике Узбекистан выполнена колоссальнейшая работа, совершён огромнейший труд и приобретён бесценный опыт в деле укрепления мира, спокойствия, стабильности, межконфессионального и межнационального согласия, достигнутых благодаря мудрой политике Руководства страны, определение приоритетных задач работников религиозной сферы по воспитанию молодёжи в духе патриотизма.

В основе осуществляемых в настоящее время во всех сферах жизни общества широкомасштабных реформ уделено особое внимание и уважение правам и свободам человека, его чести и достоинства, признание прав человека наивысшей ценностью.

В нескончаемом ряду преобразований в сфере религии за годы независимости с большой гордостью надо подчеркнуть и особым восхищением акцентировать внимание на осуществляемые грандиозные работы по восстановлению духовных и исторических ценностей нашего народа, развитию религиозной культуры и просветительства, реконструкции и благоустройству исторических памятников, священных мест и мест паломничества. В то же время нельзя особо не отметить работу по защите исламской религии от различных провокаций и нападок, важность разъяснения среди подрастающего поколения его гуманных, просвещённых идей. Это лишь толика того, что выполняется сегодня государством и правительством в сфере духовно-просветительских мероприятий, это лишь капля в море того, что претворяется в жизнь на местах в оздоровлении социально-духовной атмосферы, это лишь ничтожная часть того, что делается в области воспитания духовно развитого и физически здорового поколения, воплощая в реальную жизнь наставления руководства страны.

Из узбекской земли вышли великие учёные с мировым именем, корифеи наук и выдающиеся имамы, всегда соблюдавшие истинные принципы Ислама, в том числе, что «Истинным мусульманином  является  тот,  от  языка  и  рук  которого  не  страдают  его  окружающие». Богатое научное наследие таких муфассиров, мухаддисов, факихов и мыслителей, как Имам Бухари, Имам Термизи, Имам Насафи, Абу Али ибн Сина, Ахмад Фергани, Абу Райхан Беруни, Имам Бурханиддин Маргинани, Имам Абу Мансур Матуриди, Алишер Навои которые являлись творцами религиозных, нравственных и правовых норм, ведущих человека к духовному совершенствованию и религиозной толерантности, внесло неоценимый вклад в развитие мировой культуры, дипломатии и цивилизации.

Нам доставляет огромнейшую и двойную радость, и мы этим по праву гордимся, что великие учёные-богословы, как и многие современные авторитеты-богословы – известнейшие учёные, крупнейшие исламоведы, достопочтенные муфтии и религиозные лидеры сегодняшнего мусульманского мира, тоже имеют в своём активе и нашу всемирно известную бухарскую школу. Это для нас высокая честь и бесподобная гордость!

На сегодняшний день в Узбекистане осуществляются уникальные и бесподобные реформы и в области религиозного образования.

Огромное значение придаётся религиозным ценностям со стороны нашего государства.

Развитие системы религиозного образования в нашей стране имеет многовековую историю. Медресе являлись в Исламе средними и высшими специальными религиозными учебными заведениями. Здесь велась, активно ведётся и сейчас работа по подготовке улемов, учителей школ и медресе и религиозных деятелей. В этих учебных заведениях наряду с религиозными науками, обращали отдельное внимание на обучение светских наук.

Сегодня созданы все условия для получения религиозного образования молодёжи. Ускоренными темпами развивается система религиозного образования в Узбекистане и поднимается на совершенно новый уровень.

В сегодняшнем мире становится важным изучение всемирно известного научного наследия наших предков, основавших Мусульманский ренессанс, то есть научно-просветительский прогресс, проведение исследований, продолжение начатых ими научных направлений и школ.

В последние годы по инициативе нашего Уважаемого Президента в стране проводится мегамасштабная работа по изучению исламских наук. Реформы в сфере религии и просвещения особенно радуют как население республики, так и за её пределами.

В ведении Управления мусульман Узбекистана в сфере образования функционируют 3 высших, 10 средних специальных исламских учебных заведений и 5 научных школ.

В последние годы открыты Международная исламская академия Узбекистана, Центр исламской цивилизации в Узбекистане, Высшее медресе Мир Араб, Научная школа хадисов, два международных исследовательских центра имени Имама Бухари и Имама Термизи и 5 научных школ, специализирующихся на калом, хадисах, акиде, тасаввуфе, фикхе. Надеемся и уверены, что всё это в будущем станет основой для появления в нашей стране целой плеяды корифеев исламской науки как Аль-Бухари, Термизи, Насафи и Накшбанди.

 Целый ряд религиозных и общественных деятелей, такие как Верховный имам Египта, руководитель комплекса Аль-Азхар шейх Ахмад Мухаммад Тайиб, великий учёный-мухаддис шейх Мухаммад Аввама и один из лидеров тариката Накшбандия шейх Зульфикар Ахмад Накшбанди-Муджаддеди в ходе своего посещения нашей страны высоко оценили эти реформы.

В настоящее время проводится большая работа по обеспечению высших и средних специальных религиозных учебных заведений страны высококвалифицированными научными кадрами, по повышению научного и профессионального потенциала специалистов, по подготовке магистров и научно-педагогических кадров по Корану, тафсиру, калам, хадисам и фикху.

С учреждением программ магистратуры и докторантуры по исламским наукам в Международной исламской академии Узбекистана в нашей стране была создана система непрерывного религиозного образования. Теперь выпускники средних специальных, а затем и высших исламских учебных заведений имеют возможность продолжить обучение в Исламской академии и получить учёные звания и степени. При Академии функционирует специализированный учёный совет по защите магистрских и докторских диссертаций, присуждению учёной степени магистра, доктора философии  (PhD) и доктора исламских наук (DSc).

В Ташкентском Высшем исламском институте создана модульная система образования с целью постепенного предоставления высшего религиозного образования имам-хатибам и имамам-наибам со средним специальным религиозным образованием, работающим в мечетях системы Управления мусульман Узбекистана. В этой системе образования имам-хатибы и имам-наибы обучаются без отрыва от работы.

Важным шагом в этом направлении стало создание Научной школы хадиса на основании Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию деятельности в религиозно-просветительской сфере» от 16 апреля 2018 года. Срок учёбы в Научной школе хадиса составляет пять лет, форма обучения – очная. Согласно квоте приёма на 2019-2020 учебный год для обучения в школе отобраны 10 одарённых выпускников средних специальных религиозных учебных заведений, которые в совершенстве владеют арабским языком и наделены способностью запоминать хадисы. Выпускникам Научной школы хадиса присуждается степень бакалавра религиозного образования.

Отметим, что в 2019 году в Египте была подписана «Дорожная карта» сотрудничества между Управлением мусульман Узбекистана и Университетом Аль-Азхар, имеющим тысячелетнюю историю. Сейчас имам-хатибы, работающие в мечетях Узбекистана, проходят обучение в Египте. Имам-хатибов обучают религиозным наукам шейхи, выдающиеся улемы и высококвалифицированные учёные Университета Аль-Азхар. Также была достигнута договорённость с университетом Аль-Азхар по подготовке религиозных кадров, повышения их квалификации, проведении международных конференций и издании литературы.

Истинная, миролюбивая, толерантная суть Ислама преподаётся в религиозных учебных заведениях, а также разъясняется имам-хатибами в пятничных проповедях в мечетях. Управление мусульман Узбекистана находится на пути восстановления былой славы нашего края как теологического центра, традиционно пропагандировавшего толерантный, миролюбивый Ислам.

 

Заместитель Председателя Управления мусульман Узбекистана

Иброхимжон Иномов

Статьи
Другие посты
Новости

Штраф в размере $27 тыс. Таджикистанцев предупредили о последствиях незаконного хаджа

02.05.2025   1521   7 min.
Штраф в размере $27 тыс. Таджикистанцев предупредили о последствиях незаконного хаджа

Комитет по делам религии Таджикистана опубликовал заявление, в котором призвал жителей страны отправляться в хадж только законным путем и воздержаться от попыток попасть в Мекку и другие священные места без разрешения, передает Asia-Plus.
По информации Комитета, Саудовская Аравия предупредила, что лица, которые будут участвовать в хадже-2025 без разрешения, подвергнутся «серьезным штрафам».
"С 29 апреля до окончания хаджа людям, пытающимся незаконно попасть в Мекку, Мину, Арафат и Муздалиф, будет назначен штраф в размере $5400 (эквивалент 20 тыс. риалов). Для тех, кто будет способствовать незаконному прибытию людей в Мекку или другие священные места путем оформления виз, транспортировки, укрытия или оказания помощи нарушителям порядка хаджа, предусмотрен штраф в размере $27 тыс. (100 тыс. риалов)", - говорится в сообщении. 
Также отмечается, что лица, которые останутся в Мекке нелегально, в случае задержания будут депортированы и лишены права въезда в Саудовскую Аравию на срок до 10 лет.
Кроме того,  транспортные средства, использующиеся для незаконной перевозки этих людей, будут конфискованы по решению суда.
Лица, задержанные за незаконное размещение паломников в гостиницах или других местах проживания в Мекке, также будут подвергнуты штрафу в размере $27 тыс.
Комитет по религии еще раз убедительно призывает граждан Таджикистана в этом году не ехать в хадж через иностранные компании, чтобы избежать проблем и не потерять возможность выполнить паломничество. 
Хадж 2025 года будет проходить в первой декаде июня. Отправка таджикских паломников начнется в ближайшие дни. Стоимость хаджа в этом году - 56 тыс. 800 сомони (более $5 тыс.).
Следует отметить, что новые правила Саудовской Аравии касаются только большого хаджа.
Совершение умры остаётся свободным. 
 
А между тем
Несколько граждан Таджикистана, которые отправились в этом году в малый хадж - умру через узбекские компании, и  из-за обмана застрявшие в Мекке, вернулись в Таджикистан.
Они требуют компенсации за ущерб от сервисных компаний, которые не выполнили свои обязательства и оставили их в сложной ситуации в Саудовской Аравии. 
Их пребывание в Мекке затянулось почти на 20 дней, и все расходы в этот период они несли за свой счет. 
Одни из них сообщили, что им пришлось доплатить за возвращение, а другие утверждают, что были возвращены на родину властями Узбекистана.
На прошлой неделе власти Узбекистана сообщили о возвращении 580 паломников, застрявших в Саудовской Аравии, включая граждан Таджикистана. Было организовано несколько чартерных рейсов для их вывоза.
 
"Нас привезли в Мекку и оставили в беде"
Мохчехра Азимова, одна из обманутых паломниц, рассказала, что 22 апреля она вернулась в Ташкент с несколькими спутниками. По ее словам, узбекская компания "Ахи-Тур" привезла их в Мекку, но не позаботилась о возвращении.
Группа из 28 человек, включая таджикских паломников, подала жалобы на компанию и потребовала компенсацию ущерба.
"Мы заплатили 1 400 долларов за услуги компании, но нас обманули. Нас привезли в Мекку, показали Каабу, но не увезли в Медину. Мы поехали в святые места за свои деньги",  — говорит Азимова.
Она добавила, что поездка затянулась на 19 дополнительных дней, и все расходы были покрыты за счет паломников, что привело к тяжелым последствиям для их здоровья.
Шохрух, другой паломник, также обратился в "Азия-Плюс" и рассказал о своем опыте.
Он и его семья, которая путешествовала через "Ахи-Тур", вынуждены были одолжить деньги, чтобы купить билеты на обратный рейс, поскольку компания не выполнила обещания и оставила их без гида в Саудовской Аравии.
"Мы жили в отеле Мекки за свой счет, а затем одолжили деньги у родственников, чтобы вернуться домой," — сообщил Шохрух.
Он также добавил, что группа таджикских паломников многократно обращалась за помощью в узбекские компании и к властям.

После обращения паломников власти Узбекистана пообещали разобраться с ситуацией. Ответ властей был таков: после решения суда будет проверена деятельность этих компаний, и вопрос компенсации ущерба будет рассмотрен.
Таджикские паломники требуют справедливости и компенсации за понесенные расходы и моральный ущерб, который они испытали во время своего пребывания в Саудовской Аравии.  
 Дешевые услуги — основной фактор выбора узбекских компаний
Таджикские паломники говорят, что низкая стоимость услуг на поездку в Саудовскую Аравию через узбекские компании заставляет их выбирать этот вариант.
"Поскольку поездка через узбекские компании была дешевле, мы выбрали её. Но теперь мы сожалеем, потому что потратили больше, чем нам бы пришлось заплатить в таджикских компаниях", — подчеркивает один из таджикских паломников, который отправился в Саудовскую Аравию через узбекскую компанию.
Стоит отметить, что узбекские компании, предлагающие услуги по организации поездки в умру, активно рекламируются в социальных сетях.
Они предлагают поездки по более низким ценам, чем таджикские компании (примерно на 4-5 тысяч сомони дешевле), и много таких объявлений опубликовано на таджикском языке.
Однако власти Узбекистана заявляют, что против большинства этих компаний были возбуждены уголовные дела за незаконную организацию малого хаджа. Только за первые три месяца текущего года против 53 компаний были возбуждены дела. Но в отношении компенсации ущерба тем, кого эти компании обманули, пока ничего не сообщается.
Комитет по религии Таджикистана неоднократно призывал граждан страны обращаться только в надежные и местные компании для поездки в умру: в  частности, в  компании   "Расул" и "Ормон", которые отправляют желающих в малый хадж.
Однако разница в стоимости услуг все же заставляет некоторых граждан выбирать узбекские компании.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан