Правоверные 11 августа отметят самый большой мусульманский праздник. Арабы называют его Ид-аль-Адха, таджики - Иди Курбон, кыргызы - Курман айт, казахи - Курбан-айт, узбеки - Курбан хаит, а туркмены - Курбан байрамы. Но сути праздника это не меняет. Его отмечают после завершения хаджа - ежегодного паломничества к святыням ислама в Мекку и Медину. А главным обрядом дня является заклание жертвенного животного.
Во всех странах отмечать праздник начинают с раннего утра. С рассветом мусульмане идут к утренней молитве, совершив ритуальное омовение - гусул.
Агентство Asia-Plus решило рассказать вам, как к празднику жертвоприношения готовятся в странах центрально-азиатского региона.
Таджикистан
В Таджикистане праздник жертвоприношения Ид аль-Адха называют Иди Курбон и справляют так же, как и большинство мусульман во всем мире: главное действо этого дня - жертвоприношение.
Забивать скот в столице страны - Душанбе можно по разрешению мэра только в специально отведенных местах.
В зависимости от веса один баран стоит примерно от $100 до $200, коза - до $100, молодого теленка можно купить примерно за $300.
С 2007 по 2017 годы в столице забой скота был строго запрещен даже в день празднования Иди Курбон. С 2017 года новый мэр Душанбе Рустам Эмомали разрешил жертвоприношение в городе в специально отведенных местах.
11 августа праздничный намаз начнется во всех соборных мечетях Таджикистана в 6:30.
Иди Курбон в этом году выпадает на воскресенье, и поэтому жители страны будут отдыхать и в понедельник, 12 августа.
Таджикистанцам запрещено накрывать пышные дастарханы - за это их ждет штраф: 5 тысяч сомони (около $500). Комитет по делам религии, упорядочению национальных традиций, торжеств и обрядов предупредил таджикистанцев, что в день праздника сотрудники комитета проведут рейды в некоторых районах страны.
Друзья и родственники в этот день ходят друг к дуру в гости. Дети тоже ходят с утра по домам и поздравляют людей с праздником со словами «Иди нав муборак», а взамен получают сладости. Кстати, глава Центра исламоведения Таджикистана выступает против этой традиции и называет «идгардак» «попрошайничеством».
Кыргызстан
В Кыргызстане Курман айт стал официально праздноваться с 1992 года. С тех пор все больше людей отмечают его по всей республике: здесь он отмечается один день, как и в Таджикистане.
Главные события разворачиваются на так называемой "старой площади" - одной из главных площадей Бишкека: там на намаз собираются обычно до 100 тысяч верующих.
И если для мусульман это святые дни, то для торговцев скотом этот праздник становится временем коммерческого успеха. Со всех джайлоо (высокогорных пастбищ) гонят скот на самые крупные рынки страны, которые находятся в Бишкеке и Токмаке.
Особым спросом пользуются черные овцы из Нарынской и Иссык-Кульской областей. Их продают за 5-10 тысяч сомов ($80-130). Можно найти животное и подешевле, но мяса в нем будет совсем немного.
В Бишкеке коров и лошадей практически не продают. Вообще с покупкой лошадей на мясо к празднику могут возникнуть трудности - товар специфический, и его необходимо приобрести заранее.
Казахстан
В Казахстане Курбан-айт также отмечают только один день. Перед праздником обычно казахские мусульмане постятся в течение 10 дней.
Праздник, как и во всей Центральной Азии, в Казахстане начинается с айт-намаз. После этого мусульмане выходят на улицы и гуляют, прославляя Аллаха.
О приближении Курбан-айта можно судить по тем приготовлениям, которые проходят накануне в мечетях и на базарах.
Стоимость овцы достигает 120 тыс. тенге ($300), стоимость коровы достигает до 300 тыс. тенге ($500).
Кроме того, дополнительно определены места для жертвоприношений. Всего по Казахстану таких мест 318.
Узбекистан
В Узбекистане Курбан Хаит отмечают обычно в течение трех дней. Независимо от календарных выходных.
По завершении утренней молитвы верующие идут на кладбища, вспоминать ушедших и уже после начинается обряд жертвоприношения.
В Узбекистане Курбан Хаит больше всего касается молодоженов: гости приходят в дом молодой невесты и оценивают ее мастерство по богатству накрытого ею стола. Домочадцы обязательно обмениваются подарками и подают милостыню нуждающимся.
Из праздничных блюд в этот день на столе плов, традиционные пирожки, вкуснейший шашлык, сытный лагман, знаменитые манты, а также бешбармак (тщательно измельченное отварное мясо с домашней лапшой) и чучвара (узбекский аналог пельменей).
Туркменистан
Туркменистан в праздник Курбан байрамы указом президента отмечается три дня. Причем указ Гурбангулы Бердимухаммедов издают каждый год отдельно «в целях бережного сохранения национальных традиций и обычаев». В этом году пока такого указа не вышло.
В честь празднования Курбан байрамы ежегодно подготавливают насыщенную культурную программу. Повсюду – в парках, центрах культуры и отдыха столицы и велаятов – проходят праздничные мероприятия и концерты.
В этот день повсеместно в населенных пунктах устанавливаются высокие качели, как «символ очищения».
Они готовят угощения для гостей, люди стараются приглашать гостей и навещать близких, родных. Все поздравляют друг друга с праздником - «Gurbanlygyňyz kabul bolsun!».
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Свобода совести – право каждого человека самостоятельно выбирать, менять и выражать свои убеждения, веру и мировоззрение – рассматривается не только как один из основных принципов прав человека, но и как важное условие обеспечения межнационального согласия и религиозной толерантности.
Обеспечение свободы совести является одним из приоритетов для Нового Узбекистана, идущего по пути построения демократического общества. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и другие документы определяют международные обязательства Узбекистана по обеспечению свободы совести. Наше национальное законодательство и нормативно-правовые акты направлены на обеспечение свободы совести и межконфессионального согласия, укрепление религиозной толерантности.
Согласно обновленной Конституции, свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. Это положение отражает основополагающий принцип свободы совести и служит обеспечению религиозной толерантности и межконфессионального согласия в Узбекистане.
В нашей стране действует ряд законов и нормативно-правовых актов, обеспечивающих свободу совести. Важными документами, регулирующими отношения в этой сфере, являются новая редакция Закона «О свободе совести и религиозных организациях», принятая в 2021 году, и Закон «Об утверждении Концепции обеспечения свободы совести граждан и государственной политики в религиозной сфере в Республике Узбекистан» от 25 февраля текущего года. Закон устанавливает порядок регистрации религиозных организаций, их права и обязанности. Он также регулирует такие вопросы, как получение религиозного образования, издание и распространение религиозной литературы.
В нашем национальном законодательстве государство отделено от религии. Государство не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций и уважает их законную деятельность. Религиозные организации, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, способствовать поддержанию мира и спокойствия в обществе, обеспечению межнациональной дружбы и согласия. Конструктивный диалог государства и религиозных организаций должен служить укреплению взаимного уважения и согласия в обществе.
Религиозная толерантность и свобода совести всегда высоко ценились в нашей стране. Узбекистан признан страной, внесшей большой вклад в развитие таких религий, как зороастризм, буддизм и ислам. Сегодня здесь во взаимном уважении и согласии проживают представители различных религий, национальностей и конфессий, внося достойный вклад в развитие нашей Родины.
В Узбекистане действуют православные и католические церкви, синагоги, мечети и медресе, буддийские организации, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские центры религиозного направления. Для представителей данных конфессий предусмотрены равные возможности для осуществления религиозных ритуалов.
В частности, в Сурхандарьинской области функционируют 133 мечети, 1 православная церковь, расположены исторические исламские святыни и буддийские памятники. В области созданы условия для ознакомления гостей и туристов с памятниками различных религиозных конфессий, в частности, буддизма.
Все это наглядно демонстрирует, что конституционные нормы и законодательство нашей страны, направленные на обеспечение строгого соблюдения свободы совести, утвердили религиозную толерантность в качестве фундаментального элемента демократического общества. Обеспечение свободы совести в обществе способствует созданию атмосферы, где ценятся мир, благополучие, согласие, единство, толерантность и взаимное уважение. В условиях глобализации каждый гражданин должен осознавать ценность свободы совести и уважать убеждения других. Искреннее уважение и внимание друг к другу – залог процветания Нового Узбекистана, мирной и благополучной жизни нашего многонационального народа.
Автор: Зебунисо Алимардонова,
руководитель Сурхандарьинского областного отделения
Центра анализа демократических процессов, УзА
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана