Зачем Узбекистан запускает телеканал Muslim TV и как он поможет в борьбе с экстремизмом – в материале колумниста Sputnik.
В большинстве стран, особенно в Северной Америке и в Азии, религия переживает определенный ренессанс, что никак не противоречит демократическим ценностям и светскому образу жизни.
В Узбекистане в священный месяц Рамадан начал работу первый религиозный исламский интернет-телеканал с простым, но понятным названием Muslim TV. Контент будет состоять из религиозных культурно-просветительских программ, рассказывающих о жизни и традициях в среднеазиатской республике.
Появление такого рода СМИ — это явный маркер усиления религиозной составляющей в республике. Таким образом, можно говорить о том, что либо сформировалась значительная аудитория, желающая получать религиозный контент, либо есть политическая задача в этом направлении. В любом случае усиление внимание к религиозной сфере налицо.
Почему так происходит? Для начала стоит отметить, что Узбекистан здесь не уникален и даже исламский мир с присущей ему в данный момент пассионарностью не выглядит чем-то особенным. Еще в начала двухтысячных известный американский философ Френсис Фукуяма писал о масштабном ренессансе религии в Северной Америке и росте влияния ее на общественную жизнь в тех же США: "… мнение, будто благодаря прогрессу образования и модернизации вообще религия неизбежно уступит место научному рационализму, само по себе чрезвычайно наивно и оторвано от эмпирической реальности. Несколько поколений назад многие социологи полагали, что модернизация непременно предполагает секуляризацию. Но эта схема подтвердилась только в Западной Европе; ни в Северной Америке, ни в Азии рост образованности и научной грамотности не приводил к упадку религиозности. В одних случаях веру в традиционную религию заменила вера в секулярные идеологии — такие как "научный" социализм, — не более рациональные, чем религия; в других — произошло мощное возрождение самой традиционной религии".
За примером далеко ходить не надо. В России уже много лет успешно работают два религиозных телеканала – "СПАС" и "Царьград". Первым владеет Московская патриархия, а второй позиционируется создателями и спонсорами проекта как консервативный и православный.
Коран и Библия вместо Капитала
После распада Советского Союза стало очевидно, что поддерживать национальные идентичности на старом коммунистическом наследии очень тяжело и перед каждой республикой стал вопрос о формировании замены советской идеологии. В российской действительности возникали тезисы о суверенной демократии, обществе потребления, об особом пути, но как цельное явление, новые государственные идеологии так и не сформировались. Однако природа не терпит пустоты, и в качестве замены на место диалектического материализма и марксизма пришла религия. Отчасти она успешно справляется с функциями присущими идеологии: формирует основы национальной идентичности, создает общие стереотипы и транслирует полезные для всего общества и государства качества — скромность, послушание и взаимоуважение. Также она создает своеобразные связи между людьми, живущими далеко друг от друга, но исповедующих общие ценности.
В случае Узбекистана правительство решает и более насущные проблемы. К сожалению, в современном мире религия часто используется в качестве платформы для создания и распространения разрушительных идеологий, итогом работы которых становятся терроризм и войны. Подмена религиозных тезисов, ложная интерпретация Священного писания и последующая радикализация — классические способы вербовки и инструмент обострения религиозной обстановки в государстве. Достаточно взглянуть на карту Ближнего Востока и увидеть несколько пылающих этно-религиозных конфликтов.
Пожертвовать сливой, чтобы спасти персик
ак в такой ситуации быть государству? Вариант первый: всяческий подавлять любое желание местного населения в религиозном просвещении, стараясь сохранить текущий конфессиональный статус-кво. Но если противостоять процессу роста религиозности, можно столкнуться с уходом ислама в оппозицию государству или с захватом авторитетных религиозных позиций радикалами. В конечном итоге такая ситуация приведет к потере контроля и возможным внутренним и внешним этно-религиозным конфликтам.
Примерно по такому пути идет Китай, который пытается поставить под тотальный контроль мусульманское население в Синьцзяно-Уйгурском автономном районе. Там используются и методы ДНК-контроля, устанавливается по всему району огромное количество видеокамер с системой распознавания лиц для мониторинга поведения местных жителей, а недавно было объявлено о строительстве масштабной пограничной стены длинной в 5,7 тысячи километров. Цель всех этих мер одна – больший контроль на границе за местными мусульманами. Стоит ли жертвовать религиозными свободами ради контроля дальней провинцию — вопрос спорный.
Иной вариант, когда государство пытается управлять и даже возглавлять процесс десекуляризации общества и одновременно транслировать необходимые ценности для сохранения единства страны и устранения потенциальных конфликтов. А в условиях Узбекистана эти вопросы стоят особенно остро, если учесть проникновение радикальных учений из разрушенного бесконечной войной Афганистана и радикализацию жителей китайского Синьцзяна. И это, не говоря уже об особом интересе, ряда крупных террористических организаций именно к Средней Азии.
Этот регион представляет из себя новую геополитическую "шахматную доску" Большой игры, где уже сейчас пересекаются интересы почти всех великих держав от Китая до США. В этой ситуации перед местными элитами стоит задача формирования органичных обществ, способных самостоятельно решать религиозные и этнические проблемы, избегая и пресекая влияния извне.
Логика развития последних лет подсказывает, что влияние религии на политику и общество во всем мире будет только расти, и главный вопрос заключается в том, как правильно интегрировать религию в светское государство и институты демократии. Возможно, поиск ответов именно на эти вопросы станет главной задачей для многих стран мира на ближайшие десятилетия. В этих условиях такие просветительские религиозные интернет-каналы как Muslim TV позволят решить хотя бы часть серьезных проблем.
Автор: Виктор Толочко /© Sputnik
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Ведущее малазийское информационное агентство «Bernama» разместило статью, посвященную сотрудничеству между Малайзией и Узбекистаном в сфере туризма и образования, сообщает ИА «Дунё».
В ней отмечается, что, по данным Посольства Малайзии в Ташкенте сферы туризма и образования определены в качестве ключевых приоритетов для укрепления двусторонних отношений между двумя странами.
Посол Малайзии в Ташкенте Ильхам Туах Иллиас заявил, что акцент на дальнейшее развитие отношений в этих сферах также соответствуют государственной программе Малайзии «Visit Malaysia 2026» и запуску дополнительных прямых авиарейсов малазийской авиакомпании «Batik Air» с декабря 2025 года между Ташкентом и островом Лангкави.
Введение дополнительных авиарейсов, как ожидается, будет способствовать увеличению обмена туристов между странами, укреплению международных связей, а также предоставят новые возможности для торговли, инвестиций и культурного обмена.
В настоящее время авиакомпаниями «Uzbekistan Airways», «Batik Air Malaysia» и «Air Asia» выполняются 8 прямых рейсов в неделю между странами.
Что касается сектора образования, посол Малайзии заявил, что будут предприняты усилия по продвижению образования в Малайзии для узбекской молодёжи, особенно будут привлечены ВУЗы, расположенные в северных штатах Малайзии. Он отметил, что в 2025 году в государственных и частных высших учебных заведениях Малайзии обучались более 600 узбекских студентов, и малазийская сторона стремится увеличить их количество в этом году.
«Прямые рейсы «Batik Air» позволят желающим из Узбекистана и соседних стран, таких как Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и даже из России, путешествовать через Ташкент на Лангкави, - говорится в статье. - В то же время многие малазийцы, особенно проживающие в северных штатах Малайзии, которые хотели бы увидеть снег и насладиться катанием на лыжах в горах зимой, теперь могут посетить горы Чимган, которые находятся в часе езды от Ташкента. В последние годы между странами наблюдается рост числа прибывающих туристов: в 2025 году Узбекистан посетили более 11 тысяч малазийских туристов, и ожидается, что в этом году это число увеличится».
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана