Ранее сообщалось, что Управление мусульман Узбекистана в связи с многочисленными обращениями в скором времени издаст фетву по вопросам искусственного оплодотворения.
Что говорится в нашей религии в отношении искусственного оплодотворения, какой способ допускается, а какой считается запретным? Можно ли, чтобы этими способами воспользовались верующие мусульмане? Чтобы ответить на эти вопросы улемы провели изучения по данной проблематике. В частности, глава отдела фетвы Управления мусульман Узбекистана Хомиджон Ишматбеков принял участие во втором заседании Совета по фетвам евразийского исламского союза, прошедшего в Стамбуле 16-17 декабря прошлого года. В повестку дня заседания были включены вопросы, связанные с искусственной инсеминацией, искусственным оплодотворением.
Изучив все аспекты этого вопроса, ученые Управления мусульман Узбекистана опубликовали фетву «Об искусственном оплодотворении».
«В последние годы в нашей стране пары, которые не могут иметь детей, для сохранения своей семьи и заведения ребенка изъявляют желание обратиться к практике искусственного оплодотворения. Стало известно, что некоторые даже завели ребенка этим способом. Следует отметить, что практика искусственного оплодотворения, не знание требований шариата и не соблюдение их, приводит к некоторым моральным, социальным и религиозным проблемам.
Как говорится в тексте фетвы, в частности, «открываются возможности для женщин, которые хотят завести ребенка, не выходя замуж; во-вторых, увеличится количество детей, рожденных вне брака; в-третьих, могут возникнуть ситуации смешивания родословной (происхождения), незнания того, кто является матерью ребенка; в-четвертых, торговля оплодотворенной яйцеклеткой или не оплодотворенной яйцеклеткой и семенными клетками может стать источником дохода».
«Учитывая вышеизложенное, Управление мусульман Узбекистана объявляет эту фетву.
1. Применение искусственного оплодотворения допускается только в крайне необходимых случаях для супружеских пар, состоявших в браке, заключенном согласно мусульманским традициям – никох.
2. В ходе искусственного оплодотворения при хранении семени мужчин и женщин, состоявших в шариатском браке, необходимо соблюдать все меры предосторожности, чтобы не допустить смешивания семени чужих лиц. Также эту операцию должен осуществить квалифицированный врач.
3. Запрещается применение искусственного оплодотворения для пар, которые не состоят в шариатском браке.
4. Мусульмане, которым не безразлично сохранение чистоты своей родословной, не должны применять запрещенные способы искусственного оплодотворения», - заключается в документе.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Президент ознакомился с ходом работ по реконструкции комплекса Махдума Азама, расположенного в городском посёлке Дахбед Акдарьинского района.
Проект благоустройства святыни Махдума Азама был презентован главе нашего государства в ходе визита в Самаркандскую область в марте текущего года.
Родом из современного Касансайского района, этот выдающийся суфийский учёный был одним из ведущих наставников тариката Накшбандия. Обучившись в молодые годы в медресе в Фергане, в Самарканде он достиг уровня духовного наставника под руководством Мауланы Мухаммада Кози – ученика Ходжи Ахрара Вали. Впоследствии он написал более 30 трудов, посвящённых науке тариката, и воспитал множество учеников.
Этому учёному за заслуги перед наукой был присвоен титул Махдуми Азам. После долгих лет служения просвещению и духовности, он нашёл вечное пристанище в Самаркандской области.
Правивший Самаркандом Ялангтуш Бахадир возвёл над могилой Махдума Азама надгробную усыпальницу, а также построил здесь большую мечеть и медресе для студентов. После кончины он был похоронен здесь согласно своей последней воле. Всего в святыне хранится более 50 надгробий, большинство из которых идентифицированы и принадлежат конкретным личностям. Здесь, наряду с многочисленными учёными, были похоронены также два правителя Афганистана: Шах Хидоят ибн Шах Касим (1668 год) и Шах Саодат ибн Шах Хидоят.
В мавзолее, где великий учёный нашёл вечный покой, в рамках проекта проводятся масштабные работы по реконструкции.
Общая площадь мавзолея Махдума Азама составляет почти 5 гектаров. Это место посещают многочисленные паломники. С целью улучшения условий для них рядом с мавзолеем строятся трёхэтажная современная автопарковка, въездные ворота, столовая и административные здания, тахоратхона, мечеть, рассчитанная на тысячу человек, а также дополнительные айваны.
После завершения работ по реконструкции, будет создана возможность одновременно принимать 35 тысяч паломников. Ранее условия позволяли принимать всего 5 тысяч посетителей.
Кроме того, с целью создания дополнительных удобств для паломников на территории проводятся работы по благоустройству, а также будет организовано более 40 объектов торговли и услуг.
В честь великого учёного была прочитана молитва, звучали аяты Корана. Президент также посадил дерево на территории комплекса.
Были даны поручения по дальнейшему благоустройству святыни, посадке многовековых деревьев в парке и созданию удобств для посетителей.