Профессор Венского государственного университета в Мичигане Фархад Коддуси, упоминая о предшествующих исследованиях Корана на Западе, сказал: Хотя начальной мотивацией для изучения Корана было отрицание истинности ислама, однако недавние исследования западных ученых также имеют положительные аспекты, которые стоит осторожно использовать.
Опровержение со стороны христианских священников против ислама можно считать началом исследований Корана среди неверующих. Этот период начался в конце первого века хиджры, и особенно можно отметить деятельность Иоанна Дамаскина во втором веке хиджры в этой области. Он написал опровержение ислама, в котором упомянул о Коране. У него была связь с арабским языком, и он использовал оригинальный текст Корана. Спустя несколько веков, единственным знанием западных людей о Коране оставались опровержения священников, которые в основном черпали информацию из вторичных источников и других опровержений.
Ключевым моментом этого периода является полный перевод Корана на латинский язык по указанию Петра Макриса примерно в 537–538 хиджры / 1143 году н. э. Этот перевод, вместе с несколькими другими текстами, включая два опровержения Петра Макриса и сочинения Петра Альфонси (умершего в 534 хиджры), стал первым всеобъемлющим произведением о Коране и исламе и сыграл важную роль в формировании представления европейцев об исламе.
Однако исследования Корана вступили в новую стадию с публикацией истории Корана Нольдке в 1276–1277 хиджры / 1860 году н. э. Эта книга, благодаря своему всеобъемлющему подходу к обсуждению коранических тем, оказала значительное влияние на вовлечение западных ученых в исследования Корана.
С начала 50-х годов 20 века исследования на тему Корана претерпели изменения, особенно в области интерпретации. Изменения, вызванные новыми течениями в интерпретации, которые начались в Египте, привлекли внимание востоковедов. Западные ученые, занимающиеся исследованием Корана, также обратили внимание на научную и литературную интерпретацию в Египте. Один из самых значимых исследователей в этой области — Жак Жомие. Он писал о Тафсире аль-Манаре Мохаммеда Рашид Резы (умер в 1935 году) на основе речей Мохаммада Абды (ум. 1905/1323), мнениях Амина Хули (основателя движения литературной интерпретации Корана в Египте), а также о Аль-Джавахир фи Тафсир аль-Коран Тантави — о научных интерпретациях и движении интерпретации в Египте в период с 1947 по 1951 годы. Самым важным экзегетическим исследованием начала 20 века, после истории Корана Нольдеке, стала книга Игнатия Гольдцихера «Тенденции в исламской интерпретации».
Фархад Коддуси, профессор Венского государственного университета в Мичигане, США, в первой части своего интервью с IQNA поговорил о истории исследований Корана на Западе, которую вы можете прочитать ниже. Он подчеркнул, что к западным исследованиям по Корана нужно относиться с осторожностью.
Профессор Венского университета отметил, что в контексте Корана также стоит учитывать христианские полемические дискуссии. Хотя исследования Корана начались с 1830 года, полемическая дискуссия среди христиан начинается с 700 года нашей эрой или около 100 года Хиджры. Именно христиане, находившиеся в Сирии или при дворе Омейядов, начали писать полемику против Корана и мусульман, что потрясало умы европейцев, которые были менее информированы. Остатки этого мышления до сих пор существуют в Европе.
Он добавил: "Это мышление о Куръане и Пророке подсознательно присутствует в умах западных историков. Они не воспринимают Пророка Ислама как настоящего пророка".
Послание Корана всегда привлекало и оказывало влияние, и именно по этой причине некоторые западные исследователи стремились избегать этого влияния, пытаясь опорочить личность Пророка Ислама, чтобы не дать возможности изучать сам Коран.
Этот исследователь по изучению Корана продолжил: "В наше время, после войны в Газе, в социальных сетях можно увидеть, что многие люди, не имевшие ранее представления о Исламе, начали изучать Коран под влиянием сопротивления палестинцев, и мы видим множество видео, где западные граждане говорят, что Коран произвел на них большое впечатление, и когда мы исследовали тайны сопротивления палестинцев, нас вдохновил Коран, как будто эта книга говорит с нами".
Порочение личности Пророка для предотвращения изучения Корана
Он добавил: "Они ставили под сомнение подлинность Корана, чтобы предотвратить такие феномены, порочили личность Пророка, чтобы никто не обратил внимание на его послание. В новых исследованиях по крайней мере часть этих спорных тем была оставлена в стороне, и иногда возникали положительные, пусть и упрощенные, взгляды на Пророка, вследствие чего были расширены исследования Корана. Однако за последние сто лет значительная часть исследований была посвящена тому, чтобы сказать, к каким частям Священного Писания относятся эти аяты Корана, или какое влияние они испытали от ту или иной еврейской или христианской тексты, или от какого христианского текста заимствованы".
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Король Марокко Мухаммед VI призвал граждан временно отказаться от обряда жертвоприношения на Курбан-байрам в этом году из-за значительного сокращения поголовья скота, вызванного продолжающейся засухой и её социально-экономическими последствиями, передает IslamNews.
В обращении, зачитанном министром по делам религии Ахмадом Тауфиком в эфире государственного телеканала, король заявил: «Мы стремились обеспечить выполнение этой религиозной практики наилучшим образом, но необходимо учитывать климатические и экономические вызовы, с которыми сталкивается страна, особенно в свете значительного сокращения численности скота».
Он отметил: «Поскольку жертвоприношение является подтверждённой сунной (желательной, но не обязательной практикой), его выполнение в нынешних тяжёлых условиях может нанести реальный ущерб значительной части населения, особенно малоимущим».
Поддержка политических партий
Решение короля было высоко оценено как правящими, так и оппозиционными партиями, которые назвали его «мудрым и продиктованным необходимостью».
Правящая партия «Национальное объединение независимых» (RNI) заявила, что это решение отражает заботу короля о народе и стремление облегчить соблюдение религиозных предписаний в сложных условиях.
Оппозиционная партия «Социалистический союз народных сил» (USFP) призвала все заинтересованные стороны последовать призыву короля, чтобы снять давление с малообеспеченных граждан.
Генсек Партии прогресса и социализма (PPS) Набиль Бенабдалла в соцсети назвал шаг «смелым и мудрым», призвав правительство обеспечить его эффективную реализацию, в том числе поддержку мелких фермеров.
Прецеденты в прошлом
Это не первый случай, когда в Марокко отменяется жертвоприношение: король Хасан II принимал аналогичные меры в 1963, 1981 и 1996 годах по тем же причинам — засуха и экономические кризисы.
Сейчас страна переживает седьмой год засухи подряд, что негативно сказывается на численности поголовья и ценах на красное мясо. В прошлом году, несмотря на импорт 300 тыс. голов скота и государственные субсидии (500 дирхамов за голову), цены остались высокими — от $200 до $700 за одну жертву.
Сокращение числа жертвоприношений
По данным Марокканского центра гражданственности, всё больше семей отказываются от выполнения обряда, что видно даже по снижению объёма отходов в день праздника в Касабланке — с 16 тыс. тонн в 2023 году до 12 тыс. тонн в 2024.
Статистика по скотоводству
Министр сельского хозяйства сообщил, что в 2024 году поголовье сократилось до 20,3 млн, что на 2% меньше, чем в 2023.
С 2016 года общий спад составил 38% — с 29 млн до 17 млн голов, из которых лишь 1 млн пригоден для забоя.
Импорт до 12 февраля 2025 года составил 21 800 голов крупного рогатого скота, 124 000 овец.
Экспертные оценки
Бадр Захир Аль-Азрак (экономист) считает, что решение ожидалось и является необходимым, чтобы предотвратить дальнейшее истощение стада, рост цен и давление на покупательную способность населения.
Он также отметил, что убытки понесут скотоводы, но в целом это шаг в интересах сектора, фермеров и потребителей.
Рашид Сари (экономист) считает, что праздничный забой означал бы «смертный приговор» мясному сектору. Из-за 38% снижения поголовья, страна смогла бы импортировать не более 1 млн голов при потребности в 5 млн — что потребовало бы огромных затрат.
Также он спрогнозировал рост цен с текущих 120–130 дирхамов/кг (12–13 долларов) до 160–180 дирхамов (16–18 долларов) в случае проведения обряда.
Предложения по решению проблемы
Сари подчеркнул, что кризис вызван не только засухой, но и неэффективной сельхозполитикой. Он предложил развивать местные породы, а не дорогие гибридные, а также поддержать скотоводов и организовать их в кооперативы и малые предприятия.
Отказ от обряда жертвоприношения в 2025 году — вынужденная и рациональная мера, направленная на сохранение продовольственной безопасности, стабилизацию цен и восстановление национального скота.
Санъа Аль-Куайти
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана