Мировой объем рынка партнерского — исламского — финансирования превысил $4 трлн. К 2026 году прогнозируется рост до $5,9 трлн. В России этот сектор экономики вышел из серой зоны и начал активно развиваться с осени прошлого года после принятия Федерального Закона № 417, который запустил эксперимент по партнерскому финансированию в четырех субъектах страны. Спустя год Московская Соборная мечеть собрала наиболее авторитетных участников развития сектора на III Международном симпозиуме по фетвам в России в рамках XVII Международной конференции «Чтения имени Галимджана Баруди».
Как передает пресс-служба ДУМ РФ, на пленарном и панельном заседаниях симпозиума на тему «Исламские финансы. Год эксперимента: вызовы и перспективы» промежуточные итоги эксперимента обсудили представители министерства финансов РФ, банков: Сбера, Россельхозбанка и Газпромбанка, финансовых, аудиторских и страховых организаций, шариатские эксперты, ученые и духовенство. Мировым опытом в развитии индустрии исламских финансов поделились председатель шариатского отдела Международной организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI) муфтий Таки Усмани и первый заместитель верховного муфтия Иордании профессор Зайд Ибрахим Кайляни. Модераторами панельной сессии выступили муфтий Ильдар Аляутдинов, управляющий партнер ООО «Агаларов Финанс» Батыр Матакаев, ответственный секретарь Совета улемов ДУМ РФ Ильяс Ганиев.
Именно международная тенденция увеличения партнерских финансов — 6% всего банковского сектора соответствуют их принципам — стала первопричиной запуска российского эксперимента в этой сфере, сказал участникам симпозиума заместитель министра финансов РФ Иван Чебесков. В пленарной части симпозиума он обозначил основные реперные точки развития сектора, далее к ним обращались и другие докладчики.
По словам Чебескова, помимо мирового тренда необходимость в специальном регулировании партнерского или исламского финансирования обусловлена потребностями внутреннего российского рынка, потенциальный объем которого в ближайшие годы может составить 1 трлн. рублей. Одну из причин его быстрого роста позже назвал руководитель Российского совета по исламским финансам, доктор экономических наук Шамиль Шовхалов: на протяжении последних десятилетий у возрастающей численно мусульманской аудитории стабильно растет интерес к сектору исламской экономики.
«Потенциальный объем этого рынка не ограничен фактором вероисповедания. Наоборот, мы увидели и убедились на опыте эксперимента, что партнерские финансы могут быть знаком качества, особенно для тех, кому важна этическая составляющая на финансовом рынке», – подчеркнул Чебесков. Тезис об исламской экономической модели как социально ответственной лейтмотивом озвучили практически все докладчики.
После начала эксперимента Центральный банк России создал реестр участвующих в нем организаций. В него вошли 23 компании, 15 из них — в последние несколько месяцев. Тренд расширения сектора подтвердил эксперт по исламским финансам Руслан Халиуллин. Он сообщил, что за последнее полугодие по сравнению с прошлым оборот и количество сделок по исламским финансам в Татарстане – одном из четырех регионов, где проводится эксперимент - увеличились в два раза.
«Положительная динамика показывает, что бизнес начал верить в успех этого эксперимента и начал подключаться к его модели», – отметил замминистра финансов России и подчеркнул, что Минфин намерен внедрить принципы исламского банкинга в общую стратегию развития финансового рынка России до 2030 года. В этом ключе он также назвал главную цель эксперимента: выявить ключевые факторы развития партнерского финансирования для его интеграции в действующее регулирование финансового рынка страны. Работа в четырех субъектах должна показать, какие изменения нужны российскому законодательству на этом пути. Такой процесс предполагает, что в России, как отметил на панельной сессии симпозиума профессор Высшей школы экономики, доктор юридических наук Леонид Сюкияйнен, в европейское континентальное право инкорпорируются принципы исламских финансов, основанные на шариате.
«Имплементации исламских финансовых институтов в существующее законодательство не возможна без выявления юридических коллизий и пробелов. Необходимо идти путем точечных изменений в различных законодательных актах», – заявил заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ по внутренним делам Равиль Сейфетдинов. Он привел пример внесения в законодательство нормы, которая сняла для кредитных и некредитных финансовых организаций запреты на операции финансирования путем купли-продажи товаров на условиях рассрочки оплаты товаров с взиманием вознаграждения за предоставление такой рассрочки. Так организации получили доступ к модели партнерского финансирования.
Сейфетдинов добавил, что по мере роста эффективности партнерского банкинга в российской экономике потребуется более глубокое изменение законодательства — для привлечения зарубежного финансирования. Внимание иностранных инвесторов как одну из целей эксперимента также обозначил Иван Чебесков:
«Развитие сотрудничества с другими странами является важнейшей предпосылкой нашего инвестиционного и торгового потенциала».
О подготовке в России почвы для развития исламских финансов и привлечения соответствующих иностранных капиталов участникам симпозиума рассказал заместитель председателя ДУМ РФ по международным делам и хаджу Рушан Аббясов. Он упомянул, что муфтий Гайнутдин, понимая важность темы, еще в начале 2000-х поручил аппарату Духовного управления создать экономический департамент, который начал работу с профильными структурами мусульманских стран. В 2009 ДУМ РФ и BankConference при участии Российско-арабского делового совета провели первую в России международную конференцию по исламскому банкингу.
«В тот период мы не могли мечтать, что поменяется законодательство. Вели системно работу, старались наладить двусторонние отношения со странами-пионерами: Малайзией, Бахрейном. В 2014 заключили соглашение о сотрудничестве с AAOIFI. В 2017 году вышел их большой стандарт по исламским продуктам, сегодня он есть на русском языке. В 2016 году издательство «Исламская книга» перевело книгу муфтия Таки Усмани «Введение в исламские финансы». Она позволила многим регуляторам, включая ЦБ, изучать эту сферу для внедрения», – отметил Аббясов. Он также сказал о решении ДУМ РФ с 2014 года отправлять специалистов на повышение квалификации в сфере исламского банкинга. Вопрос подготовки кадров как один из ключевых для развития сектора упоминали большинство участников симпозиума. Председатель Совета улемов ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов указал на слабую осведомленность об инструментах и продуктах исламского банкинга у финансовых специалистов. При этом он подчеркнул, что проблема кадров касается не только России, но и других стран ввиду относительной молодости исламской банковской системы. Шамиль Шовхалов сделал акцент на важности повышения квалификации в сфере исламских финансов сотрудников банков, которые работают непосредственно с клиентами: менеджеров и консультантов.
Заместитель председателя ДУМ РФ по внутренним делам Равиль Сейфетдинов сообщил, что Духовное управление получает вопросы и богословского, и экономического характера, вместе банками старается внести в них системность. Для этого в 2023 году ДУМ РФ и Сбер заключили Соглашение о сотрудничестве, а в июне 2024 развитие партнерского финансирования лично обсудили муфтий Гайнутдин и Герман Греф.
На симпозиуме Сбербанк представил управляющий директор – начальник центра партнерского финансирования и специальных проектов Бехнам Гурбан-Заде. На панельной сессии он рассказал о процедуре запуска Сбером продуктов исламских финансов.
Их реализации предшествует четкое описание операционной модели. На первом этапе изучается опыт международных институтов. Потом продукт разбирают с точки зрения банковского законодательства и нормативных актов РФ. Если он вписывается в российское правовое поле, к его рассмотрению приступает Шариатский комитет Сбербанка. Позже в ходе симпозиума руководитель отдела внешнего шариатского контроля финансового дома «Амаль» Булат Мулюков предположил, что для некоторых организаций более эффективным может оказаться первичное изучение продукта шариатскими экспертами. Их своевременное заключение может сберечь ресурсы других отделов, занятых в разработке продукта, в случае если он изначально не соответствует требованиям шариата.
Первоочередная проверка будущего продукта исламских финансов на халяльность — выяснение из каких денег формируется его капитал, отметил Бехнам Гурбан-Заде. Шариатский комитет Сбера, который занимается этой проверкой, состоит из двух уровней: международный и внутренний российский. В каждый из них входят авторитетные исламские ученые, аккредитованные Организацией бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений AAOIFI.
Подробнее о требованиях к шариатским экспертам и процессу работы шариатских комитетов в финансовых организациях на симпозиуме рассказал шариатский эксперт при фонде им. Шейха Зайеда по поддержке предпринимательства и инноваций Алхазур Тазбаев. Шариатские эксперты, согласно стандарту AAOIFI, должны иметь специальное образование в области фикха современных имущественных отношений. Работа шариатского комитета является формой коллективного иджтихада, который рассматривает наследие фикха всех четырех мазхабов как единое целое и включает три уровня. На первом комитет применяет положения фикха к финансовому продукту и выносит соответствующую фетву. На втором разрабатывает систему внутреннего контроля по его запуску. Третий уровень — работа шариатского аудитора, который сверяет потенциальные нарушения с шариатской нормой.
Вернемся к операционной модели Сбера. После структурирования продукта шариатскими комитетами банк переходит на второй этап и запускает его пилотную версию в четырех субъектах среди уже действующих клиентов, чтобы получить обратную связь. По ее результатам продукт при необходимости дорабатывают, и только тогда международный и внутренний шариатские комитеты выносят по нему окончательные фетвы. Продукт готов к продаже.
Модератор панельной сессии ответственный секретарь Совета улемов ДУМ РФ Ильяс Ганиев спросил Бехнама Гурбан-Заде о потенциальной ситуации противоречия фетв международного и российского комитетов. Представитель Сбера ответил, что в таком случае два комитета встречаются, разбирают противоречия и приходят к единому мнению. При этом приоритет отдается замечаниям российских экспертов, поскольку они лучше знакомы со спецификой рынка.
Работа шариатских контролирующих органов в сфере исламских финансов попала в центр внимания других докладов и дискуссий симпозиума. Заместитель председателя Совета улемов ДУМ РФ, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов на примере Египта и Малайзии поднял тему разногласий между шариатскими советами и институтами фетв. Противоречащие фетвы и расхождения в интерпретациях, по его мнению, могут вызывать путаницу среди клиентов исламских финансовых учреждений и ставить под сомнение доверие к шариатским нормам. Возможным выходом для России он назвал создание единого совета по шариатским вопросам, в который войдут эксперты разных духовных управлений. Другой вариант — локализовать действие фетв конкретными регионами с учетом их особенностей. Сейчас в стране уже появляется проблема, когда разные шариатские советы выносят разнящиеся решения. Член Совета улемов ДУМ РФ Мухаммад Муратов продолжил эту тему и поставил вопрос о недопустимости конкуренции шариатских советов в продвижении различных продуктов исламских финансов на рынок:
«К сожалению, возможна такая ситуация сегодня: те, кто сертифицирует определенную продукцию, оказываются ее же разработчиками, и они же ее потом рекламируют. Понятно, когда кто-то предлагает им на сертификацию другую модель, они видят, что это конкуренция, и не будут давать ей сертификат».
По его мнению, в упомянутой ситуации противоречия фетв, действительно, нужно приходить к согласованному решению, в остальных же случаях основополагающим должен быть принцип свободы иджтихада.
В этом ключе симпозиум подсветил значимую тенденцию в сфере партнерского финансирования в России: фактическое расширение сектора опережает развитие его нормативной, технической и экспертной поддержки. Это подтвердил инсайд от Бехнама Гурбан-Заде. На вопрос о перспективах распространения эксперимента за пределы регионов эксперимента он ответил, что банк получил разрешение от ЦБ на реализацию своих исламских финансовых продуктов по всей территории страны. Вместе с этим, заместитель министра финансов Иван Чебесков сказал о намерении Минфина продолжить эксперимент:
«В следующем году предложим его продление парламенту, подготовим соответствующее законодательное предложение. Предстоит определить эффективность специального регулирования, оценить целесообразность его имплементирования на территории всей Российской Федерации».
С этой перспективы все участники симпозиума сошлись в первостепенной необходимости выработки российских стандартов исламского финансирования через приведение в соответствие соответствующих шариатских принципов и российского законодательства. Вероятно, в этом хотя бы отчасти поможет международный опыт и гибкость самой шариатской системы, о которой упомянул муфтий Ильдар Аляутдинов.
На большое разнообразие стандартов исламских финансов в мире указал доцент МГУ имени М. В. Ломоносова Магомет Яндиев. В Судане — жесткие, в Иране, с его точки зрения, — крайне либеральные и еще масса вариантов посередине. О мировой практике партнерского финансирования также рассказал президент Нахда Исламик Файненс член AAOIFI Абдурашид Жораев. В странах, где оно развито, нормативно-правовая база предлагает участникам рынка исламских финансов, такие же стимулы и защиту, как для представителей традиционного банкинга. При этом есть страны, где применяется отдельное законодательство, регулирующие индустрию — Малайзия, вносятся изменения в действующее законодательство — Бахрейн, Кыргызстан, применяется практика регулирования традиционного банкинга — Англия, США. В России, по мнению Жораева, регулирование исламских финансов отстает от рынка, создавая неопределенность для его участников.
Если России сможет пройти путь до конца и прочно интегрирует исламское финансирование в свой финансовый рынок, речь пойдет о создании уникальной экономической модели, заключил Бехнам Гурбан-Заде. К ней можно будет подключить Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан и в итоге создать на ее основе Евразийскую исламскую экосистему, в которую могут войти до 200 миллионов человек.
«Нам сейчас не с кем конкурировать. Потому что пока у нас нет рынка, нет отрасли. У всех сейчас одна цель — построить правильную рабочую отрасль. Без помощи муфтиятов, религиозных лидеров, людей, которые лучше нас разбираются в шариате, сделать это очень сложно. Мы за диалог», – подытожил начальник центра партнерского финансирования Сбера и добавил, что благодаря главе ДУМ РФ главному муфтию шейху Равилю Гайнутдину Сбер смог найти точки соприкосновения и выстроить этот диалог в Москве.
С этим согласились и другие участники симпозиума. Леонид Сюкияйнен отметил, что российские советы улемов, которые работают над экономическими фетвами, стимулируют эксперимент исламского финансирования. Его слова подтвердил председателя Совета улемов ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов. Он рассказал, что накануне симпозиума совет рассмотрел фетву о дозволенности кэшбэка. На том же заседании руководитель направления исламского банкинга Т-Банк Асхат Гиниятов отметил, что Россия находится на передовых позициях по сравнению с Америкой, Европой и арабским миром в плане инноваций и IT-решений в секторе исламских финансов. Вместе с тем Шамиль Аляутдинов на пленарной сессии указал на узкую направленность — преобладают продукты, основанные на долговых операциях —исламского банковского рынка, почти 90% которого занимают операции мурабаха. Это, по мнению председателя Совета улемов ДУМ РФ, говорит о недостаточной осведомленности специалистов и внедрении других инструментов исламских финансов. Россия же должна стремиться к разнообразию в этом секторе.
Абдурашид Жораев подчеркнул, что государственные органы должны прорабатывать с официальными представителями исламского духовенства России роль шариатского надзора в регулировании сектора партнерских финансов со стороны уполномоченных институтов.
«Задача духовных лидеров помочь бизнесу отработать российские стандарты по исламским финансам, которые станут основой развития партнерского финансирования в России», – заключил Бехнам Гурбан-Заде.
Последний доклад был за имам-хатыбом Московской Соборной мечети Дамирджаном Зайнуддиновым. Он сообщил об историческом опыте разъяснения мусульманам и предпринимателям экономических вопросов в фетвах муфтия Галимджана Баруди, именем которого названы Международные чтения Баруди.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Российские ученые – самые активные участники Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU), объединяющего более 300 востоковедов по всему миру. Председатель правления WOSCU и директор Центра исламской цивилизации при Кабинете министров Республики Узбекистан Фирдавс Абдухаликов рассказал пресс-службе ДУМ РФ о главных целях Центра и ближайших научных планах.
- Уважаемый Фирдавс Фридунович! Для российской уммы в уходящем году знаковым событием стал ХХ Международный мусульманский форум (ММФ), на котором Вы достойно представили научное и интеллектуальное сообщество Узбекистана. Организаторы позиционировали форум как объединяющую платформу для мусульманских ученых (уляма), религиозных лидеров и деятелей науки. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о московской встрече.
– Вопросы, поднятые на ХХ Международном мусульманском форуме (ММФ), несомненно, имеют огромную актуальность. Сегодня мир переживает сложные процессы, и мировое сообщество ищет различные пути для устранения продолжающихся конфликтов. В этом контексте крайне важно обратить внимание на попытки определенных сил, действующих по указке известных центров, исказить представления о нашей священной религии, разжигая исламофобию. Мы наблюдаем усиление исламофобии, что подтверждается очевидными и, к сожалению, отчасти успешными попытками противопоставить ислам цивилизованному миру.
Тема форума, безусловно, оказалась созвучной идеям, которые уважаемый Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев озвучил с высокой трибуны ООН еще в 2017 году. Тогда он подчеркнул, что бороться с исламофобией и невежеством необходимо через просвещение. Президент особо отметил, что наша священная религия ислам — это религия добра, мира, гуманизма и знаний. С трибуны ООН он также выдвинул инициативу создания в Узбекистане культурно-гуманитарного мегапроекта — Центра исламской цивилизации. Сегодня его строительство в Ташкенте идет полным ходом, что символизирует нашу приверженность идеалам гармонии и взаимопонимания.
Этот центр призван стать мощной просветительской платформой, которая объединит науку, искусство, культуру. Деятельность Центра будет направлена на изучение, сохранение и популяризацию наследия мусульманских ученых и просветителей первого и второго восточного Ренессансов.
Мы хорошо знаем, что Восток, в частности земля Узбекистана, был колыбелью выдающихся личностей, чей вклад в развитие мировой цивилизации невозможно переоценить. Среди них – великие теологи, которые своими бесценными трудами дали глубокое понимание сути ислама. Имена таких выдающихся личностей, как имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, аль-Матуриди, аль-Насафи, аль-Маргинани, останутся навеки вписанными в золотую летопись истории. Этот список можно продолжать бесконечно! Наряду с теологами, Узбекистан стал родиной выдающихся ученых, которые совершили эпохальные открытия в самых разных областях знания. Мы гордимся наследием Авиценны, Бируни, Фергани, Хорезми, Мирзо Улугбека и многих других великих умов.
Именно поэтому идея создания Центра исламской цивилизации приобретает особую значимость. Этот Центр задуман не как музей в традиционном понимании, а как мощный очаг просвещения, своего рода маяк знаний. Как подчеркнул наш уважаемый Президент, двери Центра будут открыты для всех — просветителей, ученых, представителей международных организаций, готовых объединиться ради одной общей цели: продвижения знаний и популяризации великого наследия исламской цивилизации.
Возвращаясь к форуму, отмечу, что в ходе мероприятия прозвучало множество интересных идей. Особо хотелось бы подчеркнуть вклад нашей делегации, которая внесла предложение включить в резолюцию форума пункт о необходимости борьбы с невежеством через просвещение. С радостью могу отметить, что это предложение было поддержано и вошло в итоговый текст резолюции.
– Вы возглавили Центр исламской цивилизации в июне 2024 года и уже подписали меморандум о сотрудничестве с Московским исламским институтом. Какие, на Ваш взгляд, основные направления сотрудничества Центра с российским исламским вузом?
– Меморандум – это первый шаг на пути к полноценному сотрудничеству. Ключевая задача сейчас – изучить возможности обеих сторон, определить направления, векторы и проекты, которые реализуются в наших институтах, найти точки соприкосновения и объединить усилия ученых Московского исламского института и Центра исламской цивилизации.
Важно, чтобы подписанные документы перешли из области деклараций к реальным проектам, каждый из которых должен иметь практическое воплощение. Через совместную работу мы стремимся к тому, чтобы эти проекты служили олицетворением тех высоких и благородных идей, которые заложены в религии ислам, и через просвещение способствовали их реализации.
В августе этого года ректор Московского исламского института, доктор Дамир Мухетдинов, принял участие в Международном конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Этот значимый форум, проходивший в Ташкенте и Самарканде под девизом «Наследие великих предков — основа III Ренессанса», утвердил более 150 проектов. Надеюсь, в их реализации примут активное участие и наши коллеги из Московского исламского института.
– Как известно, большая часть культурного наследия народов Востока, в том числе Мавераннахра, хранится в РФ - в Институте восточных рукописей, в Государственном Эрмитаже, в ГИМе, в Государственном музее народов Востока, в музеях и коллекциях регионов России. Как Центр будет с ними взаимодействовать?
– Эта работа уже активно ведется. Напомню, что по инициативе Президента Республики Узбекистан вопросы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия возведены в ранг государственной политики. Именно благодаря этому в 2017 году усилиями 300 ученых из 40 стран было создано Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU). Это общество сегодня активно работает с Россией. В портфеле двустороннего сотрудничества – конкретные проекты, в числе которых «Карта археологических памятников Узбекистана», «Каталог архитектурных памятников Узбекистана», «История Узбекистана в фотографии», «Историческая библиотека», «Махалли Узбекистана» и многие другие. В рамках проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» уже подготовлено 80 томов книг-альбомов. Каждый год WOSCU презентует по 10 новых томов. Около 20 с лишним томов посвящены культурному наследию Узбекистана, хранящемуся ныне в российских собраниях – музеях, библиотеках, научных учреждениях. Мы благодарны руководству РФ, ученым России за предоставленные возможности и это сотрудничество. Не во всех, к сожалению, странах мы наблюдаем такое адекватное и доброе отношение к этому проекту. Некоторые государства очень неохотно идут на контакт. Например, США. Мы до сих пор никак не можем договориться с американскими музеями о предоставлении нам каталогов и фотокопий артефактов и рукописей, которые у них хранятся. На наши запросы они в ответ пишут очень красивые письма, этим дело и ограничивается. С рядом стран, например, с Ираном, Китаем мы находимся на стадии переговоров.
В России же есть четкое понимание, что хранящееся в РФ культурное наследие Узбекистана нужно вернуть на Родину – в виде прекрасных художественных альбомов, факсимильных копий рукописей, глубоких исследований, фильмов, телепередач, которые мы также создаем с российским телеканалом «Культура». Для нас это важно: мы должны духовно просвещать молодежь через наше богатое население. Все граждане Узбекистана должны знать о том великом культурном наследии, которое оставили наши предки. Этот проект как раз служит этим благородным целям.
С российскими учеными мы продвинулись далеко в этом направлении. Они – самые активные члены нашего Общества, нас связывают дружественные отношения.
– Фирдавс Фридунович, Вы упомянули о книгах, которые были изданы Всемирным обществом. Я знаю, что часть из них была написана Вами. Причем их тематика достаточно разнообразна: это и искусство, и история, и архитектура. Какая из работ потребовала наибольших усилий и над чем работаете сейчас?
– Было бы нескромно говорить, что это исключительно мои работы. Это работы коллектива авторов – членов нашего Общества, наших ученых. Мы черпаем знания друг у друга, учимся друг у друга, объединяем усилия, в результате получаются прекрасные издания. Сейчас мы работаем над очень интересной книгой, которая, как я думаю, станет определенной сенсацией в восточной науке. Ее рабочее название – «Исторические личности Узбекистана в восточной миниатюре».
– Не могли бы вы подробнее рассказать об этой теме? Насколько мне известно, вы защищали по ней диссертацию.
За последние семь лет мы посетили около двухсот музеев и библиотек, установили контакты с их руководством, а также приобрели фотокопии редчайших миниатюр, представляющих для нас особую ценность (в отдельных случаях эти шедевры передавались нам в дар).
В рамках нашей работы мы изучаем рукописные памятники, имеющие особую значимость для Узбекистана. Затем из этих памятников выделяем изображения конкретных исторических личностей, связанных с историей нашей страны. Этот труд позволил впервые идентифицировать более 150 портретов выдающихся правителей и ученых, что стало значительным вкладом в историческую науку.
Можно с уверенностью сказать, что подобных объемных собраний как по разнообразию династий, так и по количеству изображений конкретных исторических персонажей, выделенных из восточных миниатюр, ранее не публиковалось. Известно, что в восточной миниатюре часто делался упор на иллюстрациях к тем или иным событиям, а не на конкретных личностях. Проще говоря, миниатюристы зачастую изображали коллективные сцены, уходящие за рамки бытия отдельного персонажа.
В этой связи персонификация с помощью выделения отдельных личностей из сюжетных иллюстраций является важным художественным приемом, что означает новую эстетику и взгляд на изображение индивидуальности через восточную миниатюру. Использование персонификации в нашей книге позволило придать каждой исторической личности свой собственный образ, превращая ее тем самым в центральную фигуру, привлекательную для читателя. Считаю, что этот прием выводит на новый уровень эмоционального и художественного восприятия этих героев произведений.
Самый ранний манускрипт, представленный в книге, – это рукопись «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») – сочинение об истории монголов, составленное в 1307 году визирем государства Хулагуидов Рашид ад-Дином Фазлуллахом. Миниатюры, украшающие рукопись, изображают многих представителей династий Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджуков. Сам манускрипт ныне разделен. Одна часть хранится в Национальной библиотеке Франции, другая — в библиотеке Эдинбургского университета.
Среди обнаруженных миниатюр можно найти портреты Саманидских и Газневидских правителей, такие исторические деятели как, Амир Тимур, Мирзо Улугбек, Хусейн Байкара, Алишер Навои, Мирзо Бабур, Шейбани-хан и многие другие. Некоторые из этих портретов являются настоящими шедеврами, в том числе работы великого Кемаля ад-Дина Бехзада, которого справедливо называют «Рафаэлем Востока». Должен отметить, что именно этот знаменитый художник, имевший огромный авторитет и служивший при дворах не одного правителя, посмел внести новшества в искусство миниатюры. Именно Бехзад впервые в истории восточной живописи превратил реального человека в героя своего творчества. Он начал прорисовывать лица персонажей более детально, разнообразив типажи, создав портреты Хусейна Байкары, Алишера Навои, Шейбанихана и других. Тем самым Бехзад поднял на более высокий уровень искусство портрета.
Особенность портретной миниатюры заключается в её размере, значительно уступающем традиционному живописному портрету. Благодаря современным технологиям сегодня возможно увеличить изображение без искажения его оригинальных пропорций. Мы выделяем портрет из миниатюры, увеличиваем его и печатаем в высоком качестве.
Так, например, на миниатюре из произведения «Чингизханнаме», рукопись которого хранится в Британской библиотеке, мы видим черты лица последнего хорезмшаха Джалолидина Мангуберды, несмотря на поражение, полного решимости продолжать борьбу со своим главным врагом Чингисханом. Или, допустим, основатель империи Великих Моголов Захириддин Бабур со скорбным видом выражает соболезнования по поводу смерти шаха Хусейна Байкара его семье на миниатюре XVII века из произведения «Бабурнаме», хранящегося в Лондонской библиотеке.
Расцвел портрет в восточной миниатюре уже при династии Бабуридов, которые уходили от суфизма, следовательно, и от аскетизма и свободно позировали художникам-портретистам, которые, в свою очередь, экспериментировали со стилями, в том числе и западными. При этом прижизненных портретов самого основателя династии Мирзо Бабура, который также придерживался суфийских традиций, так и не обнаружено.
На основе этого материала создается книга, отражающая богатую культурную и научную историю Узбекистана с XI по XVIII века. Каждая миниатюра сопровождается научным комментарием, что делает издание не только визуально впечатляющим, но и важным академическим трудом.
Книга будет выполнена в крупном формате, представляя собой изысканное подарочное издание высочайшего качества. Более того, это уникальный проект, первый в мире, включающий свыше 60 великолепных факсимильных копий восточных миниатюр, созданных с утончённой точностью и безупречным вниманием к деталям.
– В советскую эпоху издавалась замечательная книжная серия под названием «Мыслители прошлого». Возможно, стоит задуматься о ее возрождении?
– Мы недавно посетили Турцию и достигли соглашения с организацией ИРСИКА о реализации грандиозного проекта – «Энциклопедия ученых Узбекистана». Впереди нас ждет колоссальный труд, результатом которого станет многотомное издание. Верим, что настанет день, когда мы с радостью пригласим вас на торжественную презентацию этого выдающегося труда!
– Планируется ли издание Корана в рамках работы вашего Общества?
– Да, это одно из ключевых направлений нашей деятельности. Прежде всего, мы совместно с Институтом восточных рукописей в Санкт-Петербурге уже осуществили издание Катталангарского Корана – одной из древнейших сохранившихся рукописей священной книги Ислама. Мы глубоко благодарны директору Института Ирине Федоровне Поповой за неоценимую поддержку в реализации этого проекта. В настоящее время мы работаем над уникальным проектом под названием «114 Коранов Узбекистана». Число 114 выбрано неслучайно – именно столько сур содержит Священное Писание мусульман. В проект войдут в основном рукописные экземпляры Корана, связанные с историей Узбекистана, но ныне хранящиеся в различных собраниях по всему миру. Этот масштабный труд представляет собой факсимильное издание, над которым мы трудимся уже более четырех лет. В проекте принимают участие австрийские и испанские компании, а также ученые-корановеды из множества стран мира. На начальном этапе значительную поддержку нам оказали такие выдающиеся специалисты, как известный российский исследователь Корана Ефим Анатольевич Резван, профессор Коллеж де Франс Франсуа Дерош и экс-директор ИРСИКА Халит Эрен. Этот проект обещает стать выдающимся вкладом в сохранение и популяризацию исламского культурного наследия.
– Вы упомянули, что цель ваших проектов – донести до народа Узбекистана знание о его прошлом, о великих предках, познакомить с их наследием. Каково, на ваш взгляд, значение такого понятия, как «историческая память» в современном мире?
– Историческая память, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для любой страны, любой нации. Для Узбекистана она особенно важна, ведь это молодое государство, где более 65% населения составляют молодые люди. В этом контексте вопросы духовного воспитания приобретают первостепенное значение, ведь невозможно воспитывать духовно богатую личность без глубокого знания своих истоков, своей истории. Осознание своей принадлежности к великой нации, внесшей огромный вклад в мировую цивилизацию, пробуждает не только гордость за свое прошлое, но и стремление продолжать и развивать эти традиции. Именно поэтому в Новом Узбекистане под руководством нашего уважаемого Президента Шавката Миромоновича Мирзиёева этот вопрос возведен в ранг государственной политики. Создание Центра исламской цивилизации – не просто амбициозный проект, а, прежде всего, масштабная платформа для духовного воспитания молодежи.
Как подчеркнул Шавкат Миромонович, молодежь, войдя в одну дверь нашего Центра и выйдя из другой, должна преобразиться, измениться внутренне, духовно обогатиться. Мы создаем не просто музейные пространства, а интерактивные экспозиции, оснащенные современными технологиями, чтобы знания передавались живо и эффективно. В проекте принимает участие и известная российская компания «Сила Света».
Духовно богатая молодежь, воспитанная на ценностях своей истории и культуры, не свернет на ошибочный путь. В этом смысле наша миссия становится своего рода вакциной от угроз современности, таких как терроризм, экстремизм и насилие, которые часто поражают духовно обездоленную, неграмотную молодежь.
В заключение, возвращаясь к ММФ, хочу сказать: мы глубоко благодарны российским коллегам за организацию форума, за поднятые актуальные темы, за их теплый прием. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться и укрепляться, способствуя решению общих задач и вызовов.
- Благодарю вас.
Беседовала Ольга Семина, dumrf.ru
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана