«Коран был ниспослан в Хиджазе, прочитан в Каире, написан в Стамбуле, а напечатан в Казани», — пожалуй, эту фразу слышал каждый во всём мусульманском мире. История свидетельствует, что Казань не была первым местом, где был набран и напечатан коранический текст. Но впервые сами мусульмане для мусульман Священную Книгу, ниспосланную Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) отпечатали именно в Казани в 1803 году. Именно этому событию и посвящена новая выставка «Казанские издания Корана», открывшаяся в Галерее мечети Кул Шариф в Казани, передает Ислам-News.
Оценивая значение Казани в распространении печатных Коранов, французский арабист, признанный европейский исследователь и переводчик Корана Режи Блашер отмечал: «До каирского издания 1923 года, которое сегодня считается каноническим, невероятно важным этапом были казанские Кораны. Созданные строго в рамках мусульманской традиции, они, по существу, доминировали на рынке печатных Коранов и способствовали окончательной унификации его текста».
Казань как центр издания Корана
В августе 1803 г. на основании высочайшего разрешения императора Александра I в казанской типографии по инициативе и на средства её содержателя, отставного прапорщика Габдельгазиза Бурашева тиражом в 1500 экземпляров был напечатан полный текст Корана в двух вариантах: в двух томах и в десяти томах (для детей). В сравнении с более ранними петербургскими изданиями текст казанского тиража соответствовал каноническим правилам. Поэтому «Казан басма» считается первым в мусульманском мире полным изданием канонического текста Корана.
Первое и последующие казанские издания сформировали существующий печатный стандарт Корана: размещение текста в рамке, цифровая нумерация страниц, простота шрифта и линейность печатного текста и другие нюансы. Кроме того, благодаря им распространилась практика размещения в конце книги «хатма» и указателя сур.
«Путешествие Священного Корана по миру продолжается»
Как отметил директор Музея исламской культуры Ильнур Низамиев, за основу экспозиции были взяты изображения казанских Коранов XIX–XX веков из собраний Музея-заповедника «Казанский Кремль» и Научной библиотеки Казанского (Приволжского) Федерального университета. По ним можно познакомиться с разнообразием художественного оформления, набора арабского текста Корана.
Другой раздел позволяет изучить предметы из фондов Музея-заповедника «Казанский Кремль», среди которых — томик 1803 г. казанских Коранов для детей, Коран 1796 года, напечатанный в последний год правления Екатерины II, старинные Кораны, выпущенные типографиями Казани в период с 1803 по 1919 гг.
Отдельное внимание уделено исследованиям, посвящённым казанским изданиям Корана. Первопроходцами в этой области были татарские богословы и просветители Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин, Муса Бигиев. А вот на современном этапе осмысления целые монографии этому посвятили российские арабисты Ефим Резван и Нурия Гараева, муфтий Татарстана Камил Самигуллин и иракский профессор Ганим Каддури.
«В заключении экспозиции представлена история казанского Корана в 1930–2020 годы. Это и печатание Корана татарскими диаспорами на основе казанского набора в Японии, Финляндии, Турции, и выпуск Коранов в Советской России, и деятельность Духовного управления мусульман Республики Татарстан по возрождению традиций коранопечатания в Казани в XXI веке», — пояснил Низамиев.
Выставка сопровождается видеороликом, рассказывающим об открытии мемориальной доски на стене Казанского университета, прирученной к годовщине выпуска первого казанского издания Корана. Параллельно можно ознакомиться с историческими мечетями Казани через галерею фотоизображений дореволюционных пятничных мечетей.
Как отметила в ходе торжественной церемонии открытия Эльмира Амерханова, заместитель директора по научной работе Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КФУ, именно это издание Корана разошлось по всему мусульманскому миру и получило огромное влияние.
В свою очередь директор Центра исследования Священного Корана и Пречистой Сунны подчеркнул, что феномен казанского Корана ещё до конца не разгадан, а на этом пути предстоит приложить ещё множество усилий.
«До конца этого мира, до наступления Судного дня, будет чем заняться нашим учёным, будущим исследователям этой величайшей тайны нашего мироздания. Священный Коран — это загадка Всевышнего, в которой не упущено ничего. У каждого из аятов есть очевидный и скрытый смыслы, при новом чтении находятся новые направления для изучения. Мы только в самом начале, по-прежнему остаёмся несведущими, а путешествие по миру Священного Корана продолжается», — сказал Салман.
Своими наблюдениями поделилась и Нурия Гараева, экс-директор Музея исламской культуры, а ныне старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Галимджана Ибрагимова Академии наук РТ. По её словам, в Казани вплоть до 1919 года печатался полный текст Корана, а последние издания уже отличались не только дизайном, но и первым опытом нумерации аятов. Это говорит о том, насколько татарские богословы следили за последними изысканиями в мусульманском мире.
Всего же в Казани 13 типографий, сменяя друг друга, печатали текст Священного Корана. В завершении специалист отметила, что «Казан басма» по праву считается уникальным явлением в истории мусульманской книжной культуры, которое ещё требует дальнейшего изучения.
Посетить выставку можно до марта месяца.
Проведены встречи с отечественными и зарубежными экспертами, передает darakchi.uz.
В Центре исламской цивилизации рассмотрен вопрос обогащения раздела «Новый Узбекистан – Новый Ренессанс» содержательным контентом.
В мероприятии приняли участие около 20 представителей различных государственных организаций, включая Министерства иностранных дел, обороны, культуры, спорта, здравоохранения, транспорта, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, а также Комитет по делам женщин и семьи.
Основным вопросом повестки дня было обсуждение расширения экспозиции раздела «Новый Узбекистан — Новый Ренессанс» с добавлением необходимого контента и экспонатов.
Директор Центра исламской цивилизации Фирдавс Абдухаликов на прошедшем собрании отдельно остановился на задачах, стоящих перед Центром исламской цивилизации в Узбекистане в текущем году. Он подчеркнул важность улучшения экспозиций, внедрения новых проектов, а также поиска дополнительных экспонатов, источников и рукописей.
Кроме того, по обсуждаемым вопросам были даны соответствующие поручения и рекомендации, высказаны мнения относительно экспозиции.
Сегодня даже зарубежные эксперты признают, что Центр исламской цивилизации в Узбекистане, создаваемый по инициативе нашего уважаемого Президента, по своей сути и направленности является не имеющим аналогов мегапроектом не только в нашем регионе, но и в мире. Мы считаем, что деятельность этого центра, его суть, содержание и экспозиции также заслуживают этого статуса. Мы используем все возможности, чтобы сделать его достойным. С этой целью мы наладили активное сотрудничество с нашими учеными и специалистами, а также зарубежными экспертами. Мы постараемся реализовать плоды этого сотрудничества в течение года, - сказал Фирдавс Абдухаликов.
Кроме того, руководитель Центра исламской цивилизации в Узбекистане Фирдавс Абдухаликов провел встречу с директором турецкой компании "Outdoor Factory" Синаном Тураманом и исполнительным директором французской компании "Wilmotte & Associés" Бориной Андриулар.
В ходе встречи была обсуждена разработка дизайна внешней части Центра, а также создание контента для инновационного музея Имама Бухари.
Исполнительный директор французской компании "Wilmotte & Associés" Борина Андриулар с 2018 года работает над разработкой проекта Центра исламской цивилизации в Узбекистане, а также над созданием уникального внутреннего дизайна этого архитектурного ансамбля. За этот период компания разработала концепцию музея и библиотеки Центра, а также их внутренний дизайн.
Под руководством директора компании "Outdoor Factory" Синана Турамана ведется практическая работа по проектам, связанным с Инновационным музеем Имама Бухари, который возводится в Самарканде, а также с проектом интерактивной Стены времени, являющимся частью экспозиции музея Центра.
Для справки: Outdoor Factory — крупная строительная и проектная компания, основанная в 2010 году в Стамбуле. Основным направлением деятельности компании является проектирование и строительство парков, музеев и культурных объектов. Outdoor Factory имеет свои представительства в Турции, Катаре, Италии, США, Германии и Узбекистане. Компания реализовала более 350 концептуальных проектов, включая 25 музеев и 110 монументальных объектов по всему миру. Также компанией возведена стела «Истиклол» в парке "Янги Узбекистон".
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана