Сайт работает в тестовом режиме!
26 Декабрь, 2024   |   25 Джумада ас-сани, 1446

город Ташкент
Фаджр
06:22
Шурук
07:48
Зухр
12:29
Аср
15:19
Магриб
17:03
Иша
18:23
Bismillah
26 Декабрь, 2024, 25 Джумада ас-сани, 1446
Новости

Музей Ислама – уникальная экспозиционно-выставочная площадка Москвы 

19.11.2024   146   16 min.
Музей Ислама – уникальная экспозиционно-выставочная площадка Москвы 

Музей Ислама в Московской Соборной мечети – излюбленное место постоянных прихожан и магнит для туристов, посещающих главный мусульманский храм страны. Наряду с духовно-нравственным наполнением Соборная мечеть является выражением многих видов исламского искусства – от искусства профессионального чтения Благородного Корана до орнаментальной росписи. 
А музей в стенах мечети – это пространство, которое объединяет науку, эстетику и духовность. О концепции Музея Ислама и о том, какие значимые задачи он выполняет, нам рассказала накануне Всемирного дня исламского искусства руководитель экскурсионного бюро Музея Наиля Дианова-Вильперт.
 – Наиля-ханум, как  создавался  Музей Ислама и какие задачи перед ним стоят?
 – Наверное, правильнее будет назвать нашу экспозицию – музейно-выставочное пространство. Музейное пространство для экспонирования значимых для мусульман религиозных святынь и предметов предполагалось изначально в проекте реконструкции и расширения комплекса Московской Соборной мечети. 23 сентября 2015 года Московская Соборная мечеть была торжественно открыта, сюда пошел поток посетителей, и из их многочисленных просьб стало ясно, что мечети необходима своя полноценная экскурсионная служба со штатом экскурсоводов. Муфтий шейх Равиль Гайнутдин благословил это начинание и поручил заняться задачей заместителю председателя ДУМ РФ управляющему делами Рафику Фаттахетдинову.
 Непосредственным исполнителем стал предприниматель и общественный деятель Рустем Сабитов. Была разработана концепция, создана программа работы, подобраны кадры, утвержден график экскурсионной деятельности. Огромную помощь в подготовке методических материалов для экскурсии оказал известный историк, краевед, исследователь мусульманской общины Марат Сафаров. Нельзя не отметить важную роль председателя ДУМ города Москвы муфтия Ильдара-хазрата Аляутдинова в создании музея на начальном этапе. Затем к работе над выставочным пространством подключилось руководство Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани и непосредственно искусствовед, специалист по исламскому и персидскому искусству, куратор коллекции Фонда Марджани Галина Ласикова.
 – Для тех, кто еще не посещал Музей Ислама, расскажите, что представляет собой экспозиция?
 – В основу экспозиции легли Кораны из личного собрания главного муфтия шейха Равиля Гайнутдина. В нашей экспозиции представлены факсимильные копии древнейших списков Корана, которые сами по себе являются библиографической редкостью. Широко известны во всем мире несколько эталонных, созданных специально для последующего переписывания списков Корана. И хотя современная наука доказала, что они не были созданы в VII веке, а появились в более поздний период, в популярной литературе они возводятся к третьему праведному халифу Усману бин Аффану. Такие эталонные списки хранятся сегодня в Каире, в музее Дворца Топкапы в Стамбуле, а один много лет хранился в Самарканде, а затем, проделав путешествие в Санкт-Петербург и Уфу, разместился в Ташкенте. С этого последнего списка в 1905 году в Российской империи была издана небольшим тиражом факсимильная копия. Она сегодня занимает центральное место в экспозиции.
 Уже в начале XXI века была издана и факсимильная копия «Мусхафа из Топкапы». Это издание также представлено в нашей экспозиции – его преподнес в дар муфтию Гайнутдину главный меценат строительства Московской Соборной мечети Сулейман Керимов.
 Большой интерес представляет так называемый «Серебряный Коран» – выполненный из серебра список Корана Усмана, известный в науке как Катта-Лангарский Коран, – по месту его обнаружения в Узбекистане. Серебряный Коран изготовлен на Московском монетном дворе Гознака по заказу матери известного мецената сенатора Сулеймана Керимова Кунчи Керимовой и передан ею в дар Московской Соборной мечети. А оригинал (81 лист), который в науке признан одним из древнейших из известных списков, хранится сегодня в Институте восточных рукописей Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

Вы также можете увидеть два рукописных Корана XIX века из личной коллекции муфтия шейха Равиля Гайнутдина.
 Наиболее «поздний» по времени подарок – Коран, переданный в дар музею заслуженным работником культуры Республики Татарстан Альфией Рахматуллиной. Это первый печатный Коран, изданный на финском языке в 1942 году в городе Темпере.
 В одной из витрин можно увидеть листки Корана, принадлежавшего бойцу РККА, павшему в битве на Курской дуге. Листки мусульманского Священного Писания, скорее всего, дореволюционного издания, боец, хранил ближе к сердцу – в нагрудном кармане гимнастерки. Это наглядно показывает, как важна была вера на фронте, на войне. Близкие отдали воину-защитнику самое дорогое – Коран, который в те годы купить было невозможно. Коран, доставшийся от родителей, дедушек, бабушек, хранили как величайшую ценность.
 Это дар членов поискового отряда «Застава святого Ильи Муромца», который они передали в Московскую Соборную мечеть через имама Марата Аршабаева, активно сотрудничающего с поисковиками. Этот экспонат привлекает наибольшее внимание школьников и молодежи.
 В экспозиции можно увидеть фрагмент Кисвы – покрывала Каабы – дар муфтию шейху Равилю Гайнутдину от короля Саудовской Аравии Салмана ибн Абд аль-Азиза Аль Сауда в бытность его наследным принцем, министром обороны КСА. Это фрагмент Кисвы помогает представить масштаб Каабы – рядом находится фото Святыни Ислама. Именно с этого экспоната начинается рассказ о пяти столпах ислама, одним из которых является хадж.
 Особое место в музее отведено экспонированию хранящейся в нашей мечети реликвии – это волос пророка Мухаммада (мир ему), переданный на хранение главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым.
 В витрине при входе в музейное пространство представлен макет Московской Соборной мечети, выполненный из тех же материалов, что и оригинал. Этот экспонат позволяет подробно рассмотреть уникальную архитектуру нового здания и представлен в экспозиции связи с многочисленными просьбами посетителей, интересовавшихся историей и архитектурой Московской Соборной мечети.
 – Расскажите о темах, освещаемых во время экскурсий, о ваших посетителях-мусульманах и представителях иных конфессий.
 – Мы рассказываем об истории ислама в целом и истории ислама в России, об основах религии и столпах веры, о Коране, о пророке Мухаммаде (мир ему), о морально-нравственных ценностях мусульман, истории развития Московской Соборной мечети, ее архитектурных особенностях. Естественно, экскурсии для учебных групп (школьники и студенты) адаптированы под возраст экскурсантов и их учебную программу.

Восприятие экспозиции мусульманами и немусульманами, естественно отличается. Но отмечу интересный момент. Некоторые мусульмане, войдя на территорию экспозиции, говорят: «Мы об исламе все сами знаем. Нам расскажите только об истории Московской Соборной мечети». Но, когда экскурсоводы рассказывают об основополагающих принципах ислама, некоторые посетители делают для себя настоящие «открытия». Оказывается, у некоторых наших посетителей были очень поверхностные познания своей религии. Их суждения об исламе переплетаются с адатами – народными обычаями разных регионов, основанными на религиозных представлениях. Например, были вопросы о том, можно ли вообще женщине находиться в мечети. Мы говорим, что у женщин, в отличие от мужчин, нет обязанности посещать мечеть, но нет и запрета на ее посещение. Большой интерес вызывает вопрос закята. Есть те, кто думает, что выплата закята – обязанность только для «супербогачей». Много вопросов по посту во время месяца рамадан и о хадже. Получая ликбез по основам ислама, экскурсанты спрашивают и о том, где можно получить более полные знания. В таких случаях мы направляем их в медресе при Московской Соборной мечети, рекомендуем официальную мусульманскую литературу, которую можно приобрести в книжном магазине при мечети. Всем туристам рассказываем о мероприятиях, проходящих в нашей мечети. Рекомендуем курсы лекций по исламу. В том числе даем ссылки на записи лекций и выступлений  первого заместителя председателя ДУМ РФ доктора теологии Дамира Мухетдинова. Он очень интересно и понятно рассказывает о достаточно непростых вещах –  живым и актуальным языком. Поэтому для наших посетителей-мусульман мы являемся своеобразной ступенькой к получению более глубоких знаний, мостиком к дальнейшему познанию ислама.
 А для посетителей-немусульман мы становимся проводниками в мир ислама. Иногда на лицах наших экскурсантов, впервые попавших в мечеть, ясно читается настороженность. Оказывается, они представляли себе мусульман «дремучими», малообразованными и даже несколько агрессивными людьми, живущими по средневековым канонам.  Их удивляет красивая грамотная речь наших экскурсоводов, внимание и доброжелательность. Мы рассказываем о связи трех авраамических религий – ислама, христианства, иудаизма. Разговор о сходстве и различиях мировых религий начинается с витрины «Древо пророков (мир им)», где можно увидеть взаимосвязь пророков трех мировых религий. Рассказываем о пророке Исе (Иисусе), Марьям (Деве Марии). Их почитание в исламе тоже становится для многих откровением и открытием. Проводим параллели, сравниваем. Рассказывая о столпах мусульманской веры, об обрядах ислама, объясняем причины их возникновения. Наши экскурсанты восхищаются логичностью, основательностью и одновременно простотой и понятностью   ислама, который является жизненным руководством для многих миллионов людей на нашей планете. Посетители-немусульмане покидают наш музей и мечеть с совсем иным представлением об исламе и другим отношением к мусульманам по сравнению с тем, что у них было раньше. И, так же как и мусульмане, задают вопрос, где можно получить больше информации об исламе. Нас часто «укоряют», что экскурсия длится всего час. К сожалению, технически увеличить время экскурсии невозможно: экскурсионных групп достаточно много, а мечеть –  прежде всего место для молитвы. Кроме того, цель экскурсии, в отличие от, например, лекции, – дать общее представление и, возможно, пробудить интерес к дальнейшему исследованию, чему действующая продолжительность экскурсии вполне отвечает.
 – У вас бывает много школьных экскурсий?

– Посещение мечети, как и храмов иных религий, сейчас включено в обязательную учебную программу предмета для начальной школы «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)». У учеников более старших классов есть предмет «Традиционная культура народов России». Вначале было некоторое недоверие, «холод», который нам удалось растопить. Некоторые родители считали, что тут «всех начнут обращать в ислам и ставить на намаз». Но мы не занимаемся прозелитизмом, мы просвещаем.  Вот что интересно. Обычно к нам детей привозят уже после посещения других религиозных объектов. Они уже несколько уставшие. Но атмосфера в мечети иная. Здесь царит покой и тишина.  Дети садятся на наши прекрасные ковры, удивляясь их красоте и чистоте. И сразу начинаются вопросы: «А почему у вас ковры, почему у них такой узор и рисунок?» И начинается наш рассказ об исламе и его традициях, культуре. Конечно, как я уже говорила, экскурсии для детей адаптированы под их возраст. Мы верим, что, побывав в нашем музее, дети по-другому будут относиться к своей однокласснице в хиджабе и к однокласснику с непривычным «нерусским» именем.
Могу сказать, что 95 процентов посетителей – и детей, и взрослых – с удивлением узнают, что ислам в России появился раньше, чем христианство. Вспоминаем Волжскую Булгарию и дагестанский Дербент – ворота ислама.
Ислам становится понятнее. Дети вообще бывают более открыты к познанию, у них нет предвзятости.
– У вас есть «сезонность» посещений?
– В каникулы наши основные посетители – школьники. А весной, когда нет льда и снега, не скользко, наши частые гости – люди старшего поколения. Мы тесно сотрудничаем с органами соцзащиты, с Советом ветеранов, благотворительными фондами.  Мы активно участвуем в приеме делегаций, в том числе и иностранных. Они приходят на экскурсию в рамках официальной программы визита и довольно часто по собственному желанию – вне программы. После Чемпионата мира по футболу 2018 года у нас был просто шквал посещений иностранными туристами с разных континентов. Многих представителей исламского мира удивляло, что в России есть мусульмане, что они свои, «местные», живущие на территории России сотни веков.
– Кого вы принимаете на должность экскурсовода?
– У нас высочайшие требования к экскурсоводам. Ведь для посетителей это – «лицо» Соборной мечети и Духовного управления мусульман Российской Федерации. Для соискания этой должности требуется высокий уровень познаний в исламе, интеллект. Обязательно знание иностранных языков. Английский  – основной иностранный язык, а сейчас у нас появился и арабский. Одна из наших сотрудниц в этом году по собственной инициативе ездила на стажировку в Марокко. Инициативность и стремление к познанию у нас приветствуются. Наши экскурсоводы постоянно пополняют багаж знаний, ведь мир не стоит на месте. У экскурсантов появляются новые вопросы в соответствии с реалиями нашего времени.
– В эти дни настоящий фурор произвела выставка «Мир Корана». В чем ее особенность?
– Да,  интерактивная выставка  «Мир Корана» подготовлена Департаментом культуры ДУМ РФ совместно с Министерством вакуфов и исламских дел Государства Катар. Она  проходит  в рамках XXII Московского международного конкурса чтецов Корана. Основная экспозиция предлагает проследить историю фиксации Священного Корана с момента ниспослания Богооткровения  до наших дней. Выставка дает возможность погружения в виртуальную реальность   с помощью специального гаджета – VR-очков – и позволяет «увидеть» Священные Мекку и Медину такими, какими они были в эпоху пророка Мухаммада (мир ему) Мастерская арабской каллиграфии позволяет  познакомиться с процессом творчества двух современных каллиграфов. Будут демонстрироваться  катарские документальные фильмы –  «Аль-Хорезми: отец математики» и «Аль-Захрави: тот, кто изобрел хирургию».
– Что вы считаете главным в вашей деятельности?

– Мы раскрываем людям мир ислама. Этнические мусульмане укрепляются в своей вере, становятся соблюдающими, стремятся к получению новых знаний  о своей религии. Представители иных конфессий начинают воспринимать ислам как неотъемлемую часть культуры и духовности России, важную составляющую нашего гражданского согласия и единства.
 Беседовала Нина Зотова, dumrf.ru

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Статьи
Другие посты
Новости

Центр исламской цивилизации будет изучать наследие ученых восточных Ренессансов - директор Центра Фирдавс Абдухаликов

25.12.2024   1756   19 min.
Центр исламской цивилизации будет изучать наследие ученых восточных Ренессансов - директор Центра Фирдавс Абдухаликов

Российские ученые – самые активные участники Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU), объединяющего более 300 востоковедов по всему миру. Председатель правления WOSCU и директор Центра исламской цивилизации при Кабинете министров Республики Узбекистан Фирдавс Абдухаликов рассказал пресс-службе ДУМ РФ о главных целях Центра и ближайших научных планах.
 - Уважаемый Фирдавс Фридунович! Для российской уммы в уходящем году знаковым событием стал ХХ Международный мусульманский форум (ММФ), на котором Вы достойно представили научное и интеллектуальное сообщество Узбекистана. Организаторы позиционировали форум как объединяющую платформу для мусульманских ученых (уляма), религиозных лидеров и деятелей науки. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о московской встрече.
– Вопросы, поднятые на ХХ Международном мусульманском форуме (ММФ), несомненно, имеют огромную актуальность. Сегодня мир переживает сложные процессы, и мировое сообщество ищет различные пути для устранения продолжающихся конфликтов. В этом контексте крайне важно обратить внимание на попытки определенных сил, действующих по указке известных центров, исказить представления о нашей священной религии, разжигая исламофобию. Мы наблюдаем усиление исламофобии, что подтверждается очевидными и, к сожалению, отчасти успешными попытками противопоставить ислам цивилизованному миру.
Тема форума, безусловно, оказалась созвучной идеям, которые уважаемый Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев озвучил с высокой трибуны ООН еще в 2017 году. Тогда он подчеркнул, что бороться с исламофобией и невежеством необходимо через просвещение. Президент особо отметил, что наша священная религия ислам — это религия добра, мира, гуманизма и знаний. С трибуны ООН он также выдвинул инициативу создания в Узбекистане культурно-гуманитарного мегапроекта — Центра исламской цивилизации. Сегодня его строительство в Ташкенте идет полным ходом, что символизирует нашу приверженность идеалам гармонии и взаимопонимания.
Этот центр призван стать мощной просветительской платформой, которая объединит науку, искусство, культуру. Деятельность Центра будет направлена на изучение, сохранение и популяризацию наследия мусульманских ученых и просветителей первого и второго восточного Ренессансов.
Мы хорошо знаем, что Восток, в частности земля Узбекистана, был колыбелью выдающихся личностей, чей вклад в развитие мировой цивилизации невозможно переоценить. Среди них – великие теологи, которые своими бесценными трудами дали глубокое понимание сути ислама. Имена таких выдающихся личностей, как имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, аль-Матуриди, аль-Насафи, аль-Маргинани, останутся навеки вписанными в золотую летопись истории. Этот список можно продолжать бесконечно! Наряду с теологами, Узбекистан стал родиной выдающихся ученых, которые совершили эпохальные открытия в самых разных областях знания. Мы гордимся наследием Авиценны, Бируни, Фергани, Хорезми, Мирзо Улугбека и многих других великих умов.
Именно поэтому идея создания Центра исламской цивилизации приобретает особую значимость. Этот Центр задуман не как музей в традиционном понимании, а как мощный очаг просвещения, своего рода маяк знаний. Как подчеркнул наш уважаемый Президент, двери Центра будут открыты для всех — просветителей, ученых, представителей международных организаций, готовых объединиться ради одной общей цели: продвижения знаний и популяризации великого наследия исламской цивилизации.
Возвращаясь к форуму, отмечу, что в ходе мероприятия прозвучало множество интересных идей. Особо хотелось бы подчеркнуть вклад нашей делегации, которая внесла предложение включить в резолюцию форума пункт о необходимости борьбы с невежеством через просвещение. С радостью могу отметить, что это предложение было поддержано и вошло в итоговый текст резолюции.

– Вы возглавили Центр исламской цивилизации в июне 2024 года и уже подписали меморандум о сотрудничестве с Московским исламским институтом. Какие, на Ваш взгляд, основные направления сотрудничества Центра с российским исламским вузом?
– Меморандум – это первый шаг на пути к полноценному сотрудничеству. Ключевая задача сейчас – изучить возможности обеих сторон, определить направления, векторы и проекты, которые реализуются в наших институтах, найти точки соприкосновения и объединить усилия ученых Московского исламского института и Центра исламской цивилизации.
Важно, чтобы подписанные документы перешли из области деклараций к реальным проектам, каждый из которых должен иметь практическое воплощение. Через совместную работу мы стремимся к тому, чтобы эти проекты служили олицетворением тех высоких и благородных идей, которые заложены в религии ислам, и через просвещение способствовали их реализации.
В августе этого года ректор Московского исламского института, доктор Дамир Мухетдинов, принял участие в Международном конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Этот значимый форум, проходивший в Ташкенте и Самарканде под девизом «Наследие великих предков — основа III Ренессанса», утвердил более 150 проектов. Надеюсь, в их реализации примут активное участие и наши коллеги из Московского исламского института.
 – Как известно, большая часть культурного наследия народов Востока, в том числе Мавераннахра, хранится в РФ - в Институте восточных рукописей, в Государственном Эрмитаже, в ГИМе, в Государственном музее народов Востока, в музеях и коллекциях регионов России. Как Центр будет с ними взаимодействовать?
– Эта работа уже активно ведется. Напомню, что по инициативе Президента Республики Узбекистан вопросы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия возведены в ранг государственной политики. Именно благодаря этому в 2017 году усилиями 300 ученых из 40 стран было создано Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU). Это общество сегодня активно работает с Россией. В портфеле двустороннего сотрудничества – конкретные проекты, в числе которых «Карта археологических памятников Узбекистана», «Каталог архитектурных памятников Узбекистана», «История Узбекистана в фотографии», «Историческая библиотека», «Махалли Узбекистана» и многие другие. В рамках проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» уже подготовлено 80 томов книг-альбомов. Каждый год WOSCU презентует по 10 новых томов. Около 20 с лишним томов посвящены культурному наследию Узбекистана, хранящемуся ныне в российских собраниях – музеях, библиотеках, научных учреждениях. Мы благодарны руководству РФ, ученым России за предоставленные возможности и это сотрудничество. Не во всех, к сожалению, странах мы наблюдаем такое адекватное и доброе отношение к этому проекту. Некоторые государства очень неохотно идут на контакт. Например, США. Мы до сих пор никак не можем договориться с американскими музеями о предоставлении нам каталогов и фотокопий артефактов и рукописей, которые у них хранятся. На наши запросы они в ответ пишут очень красивые письма, этим дело и ограничивается. С рядом стран, например, с Ираном, Китаем мы находимся на стадии переговоров.
В России же есть четкое понимание, что хранящееся в РФ культурное наследие Узбекистана нужно вернуть на Родину – в виде прекрасных художественных альбомов, факсимильных копий рукописей, глубоких исследований, фильмов, телепередач, которые мы также создаем с российским телеканалом «Культура». Для нас это важно: мы должны духовно просвещать молодежь через наше богатое население. Все граждане Узбекистана должны знать о том великом культурном наследии, которое оставили наши предки. Этот проект как раз служит этим благородным целям.
С российскими учеными мы продвинулись далеко в этом направлении. Они – самые активные члены нашего Общества, нас связывают дружественные отношения.

– Фирдавс Фридунович, Вы упомянули о книгах, которые были изданы Всемирным обществом. Я знаю, что часть из них была написана Вами. Причем их тематика достаточно разнообразна: это и искусство, и история, и архитектура. Какая из работ потребовала наибольших усилий и над чем работаете сейчас?
– Было бы нескромно говорить, что это исключительно мои работы. Это работы коллектива авторов – членов нашего Общества, наших ученых. Мы черпаем знания друг у друга, учимся друг у друга, объединяем усилия, в результате получаются прекрасные издания. Сейчас мы работаем над очень интересной книгой, которая, как я думаю, станет определенной сенсацией в восточной науке. Ее рабочее название – «Исторические личности Узбекистана в восточной миниатюре».
 – Не могли бы вы подробнее рассказать об этой теме? Насколько мне известно, вы защищали по ней диссертацию.
За последние семь лет мы посетили около двухсот музеев и библиотек, установили контакты с их руководством, а также приобрели фотокопии редчайших миниатюр, представляющих для нас особую ценность (в отдельных случаях эти шедевры передавались нам в дар).
В рамках нашей работы мы изучаем рукописные памятники, имеющие особую значимость для Узбекистана. Затем из этих памятников выделяем изображения конкретных исторических личностей, связанных с историей нашей страны. Этот труд позволил впервые идентифицировать более 150 портретов выдающихся правителей и ученых, что стало значительным вкладом в историческую науку.
Можно с уверенностью сказать, что подобных объемных собраний как по разнообразию династий, так и по количеству изображений конкретных исторических персонажей, выделенных из восточных миниатюр, ранее не публиковалось. Известно, что в восточной миниатюре часто делался упор на иллюстрациях к тем или иным событиям, а не на конкретных личностях. Проще говоря, миниатюристы зачастую изображали коллективные сцены, уходящие за рамки бытия отдельного персонажа.
В этой связи персонификация с помощью выделения отдельных личностей из сюжетных иллюстраций является важным художественным приемом, что означает новую эстетику и взгляд на изображение индивидуальности через восточную миниатюру. Использование персонификации в нашей книге позволило придать каждой исторической личности свой собственный образ, превращая ее тем самым в центральную фигуру, привлекательную для читателя. Считаю, что этот прием выводит на новый уровень эмоционального и художественного восприятия этих героев произведений.
Самый ранний манускрипт, представленный в книге, – это рукопись «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») – сочинение об истории монголов, составленное в 1307 году визирем государства Хулагуидов Рашид ад-Дином Фазлуллахом. Миниатюры, украшающие рукопись, изображают многих представителей династий Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджуков. Сам манускрипт ныне разделен. Одна часть хранится в Национальной библиотеке Франции, другая — в библиотеке Эдинбургского университета.
Среди обнаруженных миниатюр можно найти портреты Саманидских и Газневидских правителей, такие исторические деятели как, Амир Тимур, Мирзо Улугбек, Хусейн Байкара, Алишер Навои, Мирзо Бабур, Шейбани-хан и многие другие. Некоторые из этих портретов являются настоящими шедеврами, в том числе работы великого Кемаля ад-Дина Бехзада, которого справедливо называют «Рафаэлем Востока». Должен отметить, что именно этот знаменитый художник, имевший огромный авторитет и служивший при дворах не одного правителя, посмел внести новшества в искусство миниатюры. Именно Бехзад впервые в истории восточной живописи превратил реального человека в героя своего творчества. Он начал прорисовывать лица персонажей более детально, разнообразив типажи, создав портреты Хусейна Байкары, Алишера Навои, Шейбанихана и других. Тем самым Бехзад поднял на более высокий уровень искусство портрета.

Особенность портретной миниатюры заключается в её размере, значительно уступающем традиционному живописному портрету. Благодаря современным технологиям сегодня возможно увеличить изображение без искажения его оригинальных пропорций. Мы выделяем портрет из миниатюры, увеличиваем его и печатаем в высоком качестве.
Так, например, на миниатюре из произведения «Чингизханнаме», рукопись которого хранится в Британской библиотеке, мы видим черты лица последнего хорезмшаха Джалолидина Мангуберды, несмотря на поражение, полного решимости продолжать борьбу со своим главным врагом Чингисханом. Или, допустим, основатель империи Великих Моголов Захириддин Бабур со скорбным видом выражает соболезнования по поводу смерти шаха Хусейна Байкара его семье на миниатюре XVII века из произведения «Бабурнаме», хранящегося в Лондонской библиотеке.
Расцвел портрет в восточной миниатюре уже при династии Бабуридов, которые уходили от суфизма, следовательно, и от аскетизма и свободно позировали художникам-портретистам, которые, в свою очередь, экспериментировали со стилями, в том числе и западными. При этом прижизненных портретов самого основателя династии Мирзо Бабура, который также придерживался суфийских традиций, так и не обнаружено.
На основе этого материала создается книга, отражающая богатую культурную и научную историю Узбекистана с XI по XVIII века. Каждая миниатюра сопровождается научным комментарием, что делает издание не только визуально впечатляющим, но и важным академическим трудом.
Книга будет выполнена в крупном формате, представляя собой изысканное подарочное издание высочайшего качества. Более того, это уникальный проект, первый в мире, включающий свыше 60 великолепных факсимильных копий восточных миниатюр, созданных с утончённой точностью и безупречным вниманием к деталям.
 – В советскую эпоху издавалась замечательная книжная серия под названием «Мыслители прошлого». Возможно, стоит задуматься о ее возрождении?
– Мы недавно посетили Турцию и достигли соглашения с организацией ИРСИКА о реализации грандиозного проекта – «Энциклопедия ученых Узбекистана». Впереди нас ждет колоссальный труд, результатом которого станет многотомное издание. Верим, что настанет день, когда мы с радостью пригласим вас на торжественную презентацию этого выдающегося труда!
 – Планируется ли издание Корана в рамках работы вашего Общества?
– Да, это одно из ключевых направлений нашей деятельности. Прежде всего, мы совместно с Институтом восточных рукописей в Санкт-Петербурге уже осуществили издание Катталангарского Корана – одной из древнейших сохранившихся рукописей священной книги Ислама. Мы глубоко благодарны директору Института Ирине Федоровне Поповой за неоценимую поддержку в реализации этого проекта. В настоящее время мы работаем над уникальным проектом под названием «114 Коранов Узбекистана». Число 114 выбрано неслучайно – именно столько сур содержит Священное Писание мусульман. В проект войдут в основном рукописные экземпляры Корана, связанные с историей Узбекистана, но ныне хранящиеся в различных собраниях по всему миру. Этот масштабный труд представляет собой факсимильное издание, над которым мы трудимся уже более четырех лет. В проекте принимают участие австрийские и испанские компании, а также ученые-корановеды из множества стран мира. На начальном этапе значительную поддержку нам оказали такие выдающиеся специалисты, как известный российский исследователь Корана Ефим Анатольевич Резван, профессор Коллеж де Франс Франсуа Дерош и экс-директор ИРСИКА Халит Эрен. Этот проект обещает стать выдающимся вкладом в сохранение и популяризацию исламского культурного наследия.
 – Вы упомянули, что цель ваших проектов – донести до народа Узбекистана знание о его прошлом, о великих предках, познакомить с их наследием. Каково, на ваш взгляд, значение такого понятия, как «историческая память» в современном мире?

– Историческая память, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для любой страны, любой нации. Для Узбекистана она особенно важна, ведь это молодое государство, где более 65% населения составляют молодые люди. В этом контексте вопросы духовного воспитания приобретают первостепенное значение, ведь невозможно воспитывать духовно богатую личность без глубокого знания своих истоков, своей истории. Осознание своей принадлежности к великой нации, внесшей огромный вклад в мировую цивилизацию, пробуждает не только гордость за свое прошлое, но и стремление продолжать и развивать эти традиции. Именно поэтому в Новом Узбекистане под руководством нашего уважаемого Президента Шавката Миромоновича Мирзиёева этот вопрос возведен в ранг государственной политики. Создание Центра исламской цивилизации – не просто амбициозный проект, а, прежде всего, масштабная платформа для духовного воспитания молодежи.
Как подчеркнул Шавкат Миромонович, молодежь, войдя в одну дверь нашего Центра и выйдя из другой, должна преобразиться, измениться внутренне, духовно обогатиться. Мы создаем не просто музейные пространства, а интерактивные экспозиции, оснащенные современными технологиями, чтобы знания передавались живо и эффективно. В проекте принимает участие и известная российская компания «Сила Света».
Духовно богатая молодежь, воспитанная на ценностях своей истории и культуры, не свернет на ошибочный путь. В этом смысле наша миссия становится своего рода вакциной от угроз современности, таких как терроризм, экстремизм и насилие, которые часто поражают духовно обездоленную, неграмотную молодежь.
В заключение, возвращаясь к ММФ, хочу сказать: мы глубоко благодарны российским коллегам за организацию форума, за поднятые актуальные темы, за их теплый прием. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться и укрепляться, способствуя решению общих задач и вызовов.
- Благодарю вас.
Беседовала Ольга Семина, dumrf.ru

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан