Средневековая исламская дипломатия – это гораздо больше, чем заключение договоров и установление торговых отношений.
Изначально дипломатии в исламском мире придавались две основные функции: миссии (рисала), которые должны были выполнять посланники (расул), и посредничество (сифара) для переговоров, чем занимались посредники (сафир). Пророк Мухаммад (мир ему) и первые халифы отправляли посланников, чтобы донести до разных народов и племен весть об исламе и призвать вождей арабских племен и иностранных правителей принять его. С другой стороны, они назначали посредников для переговоров о перемирии. Таким образом, их целью было установление контактов и отношений между народами и утверждение суверенитета.
Исходя из этого, в священных текстах ислама обсуждаются некоторые аспекты правил, регулирующих дипломатические отношения, такие как иммунитет дипломатических агентов, охранные грамоты и договоры. Например, Коран (9:6) описывает руководящие принципы предоставления охранной грамоты (аман) иностранцам в исламских владениях. Эта доктрина установила правила иммунитета в более общем плане, и исламские правоведы позже связали ее с правом мирных договоров (муахада или сулх). Что касается заключения соглашений, то наиболее продуктивным источником права в этом отношении была сунна Пророка (мир ему), особенно Худайбийский договор, который был подписан между мусульманами и курайшитами в 628 году. Он стал ключевым прецедентом, устанавливающим принцип дипломатического иммунитета и законность международных соглашений. Важным в этом отношении является и повеление Корана (5:1) мусульманам быть верным договорам. Мусульманские правоведы также связали это понятие с принципом взаимности, основой дипломатического права.
Но все же в Коране и сунне не так много текстов, которые могли бы стать источником для формирования принципов дипломатии, поэтому для этого в большей степени послужили обычай (урф) и прецедент эпохи халифата. Секретари и администраторы внесли более значительный вклад в это дело, чем правоведы. Нормы дипломатии включали практику составления документов и назначения или приема делегаций. В этом отношении ранние мусульмане относились к данному виду деятельности как к предмету администрации и государственного управления, а не исламского права. Соответственно, самыми богатыми источниками в этом отношении являются не юридические тексты, а дидактическая литература (так называемые «зерцала для принцев»), административные и канцелярские руководства и исторические хроники.
Как передает Исламосфера, множество ценной информации мы находим в дидактической литературе. Она представляет дипломатию как альтернативу войне и связывает ее с государственным управлением. Кроме того, дидактика экстраполирует нормы из модели Пророка (мир ему) и ранних халифов, а также практики персов, индийцев, греков, арабов и византийцев.
Руководства государственных канцелярий также богаты в этом отношении. Поскольку эти органы были тесно связаны с дипломатией, то есть участвовали в написании всех документов, связанных с дипломатическим обменом, руководства, которые составляли их администраторы, предоставляли модели и примеры передовой практики в средневековых исламских обществах. Эти источники ясно дают понять, что дипломатия имела мало общего с «войной и миром». Она была гораздо больше связана с поддерживанием связей с другими державами, мусульманскими и немусульманскими, как изложено в Коране (49:13). Эти руководства включают подробные инструкции по написанию и отправке писем мусульманским и немусульманским правителям, а также обсуждают нормы, регулирующие практику отправки и приема посланников.
Одно из таких известных руководств было написано мамлюкским секретарем (катиб) XV века аль-Калкашанди и называется «Субх аль-аʿша фи синаʿат аль-иншаʾ» («Заря для подслеповатого в искусстве писания»). Этот многотомный энциклопедический труд представляет собой «настоящий архив дипломатических примеров и прецедентов». Например, аль-Калкашанди всесторонне рассматривает вопрос об охранной грамоте (аман), приводя в том числе примеры.
Дипломатические нормы того времени проливают свет на социальные и культурные аспекты международных отношений. Например, государственные чиновники воспринимали иностранных посланников как своего рода воплощения правителей, которых они представляли, и, следовательно, считали, что они должны были получать соответствующие обращение и дары. Авторы «литературы советов» много внимания уделяют выбору послов и делегаций и их поведению. Важными были не только материальные аспекты, такие как благородство, ученость и многочисленные социальные связи, но и символические, поскольку посланники считались продолжением достоинства правителя.
Успех дипломатической миссии требовал знания чужих земель и населяющих их народов, включая культуру, привычки и ценности. Эта «человеческая география» (al-masālik wa’l-mamālik) составляла большую часть сведений, которые государственные администраторы использовали в дипломатии. Труды, посвященные этой теме, включали утверждение и запись иерархий между различными политиями и народами, которые, в свою очередь, могли информировать о целесообразности дипломатической практики.
Все эти произведения свидетельствуют о политической культуре, которая высоко ценила обучение и знание, во многом из-за чувствительности, тонкостей и нюансов дипломатии. Навязчивые подробности, в которых была описана практика приема послов, говорят сами за себя. Например, авторы включали в свои труды инструкции о том, как украшать улицы, какие должностные лица должны присутствовать на приемах, где они должны проходить, а также описывали сопутствующие празднества и обмен подарками (которые также тщательно записывались, оценивались и сравнивались.
Таким образом, дипломатия в исламском мире была чем-то большим, чем «войной и миром», имея открытый характер, который объединял опыт правоведов, секретарей, администраторов и канцелярий.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Комитет по делам религии Таджикистана опубликовал заявление, в котором призвал жителей страны отправляться в хадж только законным путем и воздержаться от попыток попасть в Мекку и другие священные места без разрешения, передает Asia-Plus.
По информации Комитета, Саудовская Аравия предупредила, что лица, которые будут участвовать в хадже-2025 без разрешения, подвергнутся «серьезным штрафам».
"С 29 апреля до окончания хаджа людям, пытающимся незаконно попасть в Мекку, Мину, Арафат и Муздалиф, будет назначен штраф в размере $5400 (эквивалент 20 тыс. риалов). Для тех, кто будет способствовать незаконному прибытию людей в Мекку или другие священные места путем оформления виз, транспортировки, укрытия или оказания помощи нарушителям порядка хаджа, предусмотрен штраф в размере $27 тыс. (100 тыс. риалов)", - говорится в сообщении.
Также отмечается, что лица, которые останутся в Мекке нелегально, в случае задержания будут депортированы и лишены права въезда в Саудовскую Аравию на срок до 10 лет.
Кроме того, транспортные средства, использующиеся для незаконной перевозки этих людей, будут конфискованы по решению суда.
Лица, задержанные за незаконное размещение паломников в гостиницах или других местах проживания в Мекке, также будут подвергнуты штрафу в размере $27 тыс.
Комитет по религии еще раз убедительно призывает граждан Таджикистана в этом году не ехать в хадж через иностранные компании, чтобы избежать проблем и не потерять возможность выполнить паломничество.
Хадж 2025 года будет проходить в первой декаде июня. Отправка таджикских паломников начнется в ближайшие дни. Стоимость хаджа в этом году - 56 тыс. 800 сомони (более $5 тыс.).
Следует отметить, что новые правила Саудовской Аравии касаются только большого хаджа.
Совершение умры остаётся свободным.
А между тем
Несколько граждан Таджикистана, которые отправились в этом году в малый хадж - умру через узбекские компании, и из-за обмана застрявшие в Мекке, вернулись в Таджикистан.
Они требуют компенсации за ущерб от сервисных компаний, которые не выполнили свои обязательства и оставили их в сложной ситуации в Саудовской Аравии.
Их пребывание в Мекке затянулось почти на 20 дней, и все расходы в этот период они несли за свой счет.
Одни из них сообщили, что им пришлось доплатить за возвращение, а другие утверждают, что были возвращены на родину властями Узбекистана.
На прошлой неделе власти Узбекистана сообщили о возвращении 580 паломников, застрявших в Саудовской Аравии, включая граждан Таджикистана. Было организовано несколько чартерных рейсов для их вывоза.
"Нас привезли в Мекку и оставили в беде"
Мохчехра Азимова, одна из обманутых паломниц, рассказала, что 22 апреля она вернулась в Ташкент с несколькими спутниками. По ее словам, узбекская компания "Ахи-Тур" привезла их в Мекку, но не позаботилась о возвращении.
Группа из 28 человек, включая таджикских паломников, подала жалобы на компанию и потребовала компенсацию ущерба.
"Мы заплатили 1 400 долларов за услуги компании, но нас обманули. Нас привезли в Мекку, показали Каабу, но не увезли в Медину. Мы поехали в святые места за свои деньги", — говорит Азимова.
Она добавила, что поездка затянулась на 19 дополнительных дней, и все расходы были покрыты за счет паломников, что привело к тяжелым последствиям для их здоровья.
Шохрух, другой паломник, также обратился в "Азия-Плюс" и рассказал о своем опыте.
Он и его семья, которая путешествовала через "Ахи-Тур", вынуждены были одолжить деньги, чтобы купить билеты на обратный рейс, поскольку компания не выполнила обещания и оставила их без гида в Саудовской Аравии.
"Мы жили в отеле Мекки за свой счет, а затем одолжили деньги у родственников, чтобы вернуться домой," — сообщил Шохрух.
Он также добавил, что группа таджикских паломников многократно обращалась за помощью в узбекские компании и к властям.
После обращения паломников власти Узбекистана пообещали разобраться с ситуацией. Ответ властей был таков: после решения суда будет проверена деятельность этих компаний, и вопрос компенсации ущерба будет рассмотрен.
Таджикские паломники требуют справедливости и компенсации за понесенные расходы и моральный ущерб, который они испытали во время своего пребывания в Саудовской Аравии.
Дешевые услуги — основной фактор выбора узбекских компаний
Таджикские паломники говорят, что низкая стоимость услуг на поездку в Саудовскую Аравию через узбекские компании заставляет их выбирать этот вариант.
"Поскольку поездка через узбекские компании была дешевле, мы выбрали её. Но теперь мы сожалеем, потому что потратили больше, чем нам бы пришлось заплатить в таджикских компаниях", — подчеркивает один из таджикских паломников, который отправился в Саудовскую Аравию через узбекскую компанию.
Стоит отметить, что узбекские компании, предлагающие услуги по организации поездки в умру, активно рекламируются в социальных сетях.
Они предлагают поездки по более низким ценам, чем таджикские компании (примерно на 4-5 тысяч сомони дешевле), и много таких объявлений опубликовано на таджикском языке.
Однако власти Узбекистана заявляют, что против большинства этих компаний были возбуждены уголовные дела за незаконную организацию малого хаджа. Только за первые три месяца текущего года против 53 компаний были возбуждены дела. Но в отношении компенсации ущерба тем, кого эти компании обманули, пока ничего не сообщается.
Комитет по религии Таджикистана неоднократно призывал граждан страны обращаться только в надежные и местные компании для поездки в умру: в частности, в компании "Расул" и "Ормон", которые отправляют желающих в малый хадж.
Однако разница в стоимости услуг все же заставляет некоторых граждан выбирать узбекские компании.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана