Сайт работает в тестовом режиме!
04 Май, 2025   |   6 Зулькада, 1446

город Ташкент
Фаджр
03:46
Шурук
05:17
Зухр
12:25
Аср
17:18
Магриб
19:27
Иша
20:51
Bismillah
04 Май, 2025, 6 Зулькада, 1446
Новости

Наследие одной из первых мусульманок Англии возвращено истории

24.12.2024   5278   7 min.
Наследие одной из первых мусульманок Англии возвращено истории

Спустя более века после ее смерти повторное открытие Фатимы Кейтс, значимой фигуры мусульманской общины Великобритании викторианской эпохи, вдохновляет новые поколения, пишет Вероника Стржижиньска.
По данным издания Исламосфера, чуть более 124 лет назад, 31 октября 1900 года, на кладбище Энфилд в Ливерпуле собралась толпа. Хоронили молодую женщину, дочь ирландского носильщика с рынка. Однако подавляющее большинство присутствующих были не скорбящими, а любопытными зеваками и журналистами, пришедшими, чтобы стать свидетелями похорон «первой леди, принявшей ислам в Англии», как это событие описывалось в газетах на следующий день.
Фатима Кейтс, которая умерла в возрасте всего лишь 35 лет, когда-то была столпом мусульманской общины Англии и защитницей прав женщин. Однако после ее безвременной смерти от пневмонии о ней практически забыли.
Только в последние годы исследователи и представители мусульманской общины Великобритании начали восстанавливать наследие Фатимы Кейтс. В 2024 году вышла книга «Мусульманки в Британии – 100 лет скрытой истории», где подробно рассматривается и ее жизнь. Хамид Махмуд, учитель средней школы и соавтор данного труда, который 10 лет посвятил исследованиям наследия этой выдающейся женщины, говорит: «Фатима Элизабет Кейтс была соучредителем самой первой мечети в Англии. Она сама читала в ней лекции и отвечала за установление связей с исламской общиной в Индии. Я думаю, что наш долг как мусульман, особенно в Британии, не дать забыть о ней».
Одна из первых новообращенных мусульманок Англии родилась в городе Биркенхед, на берегу реки Мерси, в 1865 году и получила имя Фрэнсис Элизабет. Она была третьим ребенком Агнес и Джона Мюррея. Ее отец умер, когда ей было всего пять лет, и мать снова вышла замуж три года спустя.
Жизнь в викторианском Биркенхеде была непростой. Принадлежа к рабочему классу, Фрэнсис Элизабет росла в условиях крайней нищеты, а Ливерпуль и его окрестности, где она жила, были синонимами пьянства и насилия. Как и многие ратующие за реформы женщины той эпохи, она обратилась к Движению за трезвость, которое выступало против продажи и потребления алкоголя, связывая его с домашним насилием и другими социальными проблемами. Девушка даже стала секретарем Ассоциации трезвости рабочих Биркенхеда.
Именно благодаря этой деятельности она познакомилась с исламом, посетив лекцию о Пророке Мухаммаде, организованную Лигой трезвости в Ливерпуле. Доклад, который прочитал Абдулла Квиллиам, местный адвокат, недавно принявший ислам, назывался «Великий арабский трезвенник».
«Разве пророк не говорил, что у женщин нет души, и они не попадут в рай?» – спросила Фрэнсис Элизабет Абдуллу Квиллиама после лекции. Тот заверил ее, что это неправда, и подарил ей копию Корана. Два года спустя, в возрасте 21 года, девушка обратилась в ислам, взяв имя Фатима.
Как и остальные члены общины новообращенных в Ливерпуле она столкнулась с насилием и преследованиями со стороны местных жителей и даже своей семьи. Ее мать нашла ее Коран и попыталась сжечь его, поэтому девушке приходилось брать книгу с собой, выходя из дома. 
В своих дневниках Абдулла Квиллиам жаловался на «оборванцев из района», которые забросали его и других новообращенных мусульман грязью и разбили окна в молитвенном доме. Хамид Махмуд рассказывает, что однажды толпа схватила Фатиму Кейтс, когда она шла на собрание местных мусульман, прижала ее к земле и вымазала ей лицо конским навозом. Он говорит: «Этот момент живо напомнил мне о жизни ранних мусульман (в Аравии), а также об исламофобии, которую мы все еще видим сегодня».
После ее смерти в 1901 году имя Фатимы Кейтс постепенно забылось. Ее надгробный камень разрушился, из-за чего точное место захоронения оставалось неизвестным на протяжении десятилетий. Однако в 2019 году Хамиду Махмуду удалось установить, где оно находится. Два года спустя Амира Скарисбрик, 52-летняя домохозяйка из Ливерпуля, принявшая ислам, собрала средства среди мусульманской общины во время Рамадана, чтобы установить новый памятник.

«Она была частью ливерпульского сообщества, и я чувствовала, как это важно, чтобы мы поставили ей надгробие. Мы собрали деньги за 24 часа. Люди вдохновились ее историей», – рассказывает Амира Скарисбрик, которая является прихожанкой мечети Абдуллы Квиллиама. Она также поведала, что чувствует особую связь с Фатимой Кейтс: «Удивительно знать, что сто лет назад был кто-то вроде тебя и ходил по тем же улицам».
Познакомившись с историями первых новообращенных мусульман Ливерпуля, Амира Скарисбрик по их примеру организовала хор. «Приняв ислам, человек может потерять чувство идентичности, того, кем он является. Создав хор, мы чествуем наше британское наследие», – рассказывает она.
В 2014 году Хамид Махмуд основал Фронтистерий Фатимы Элизабет, медресе для детей в Уолтемстоу, на востоке Лондона. «Ее душа получает награды за всех учеников, которые приходят в наше медресе и читают Коран», – говорит он.
«Я не могу представить, что в викторианскую эпоху были мусульмане, но я знаю, что это так. В школе наши учителя не упоминали об этом», – говорит 12-летняя София Туре, которая учится в медресе.
«Фатима Элизабет была потрясающей. Она вдохновляет меня. Это несправедливо, что она не могла свободно говорить о своей религии и о том, кем является, но она была очень храброй и боролась за свои права», – добавляет ее подруга Алина Хусейн.
И Алина, и София состоят в хоре медресе и ездили в Ливерпуль, чтобы исполнить «Молитву мусульманки», песню, написанную Фатимой Кейтс, в мечети Абдуллы Квиллиама.
«Жизнь мусульманина не ограничивается физическим существованием здесь. Фатима Элизабет прожила 35 лет, но и сейчас, 120 лет спустя, ее жизнь продолжается. Жизнь в этом мире – испытание, борьба. Она не может быть легкой», – говорит Хамид Махмуд.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости мира
Другие посты
Новости

Штраф в размере $27 тыс. Таджикистанцев предупредили о последствиях незаконного хаджа

02.05.2025   5082   7 min.
Штраф в размере $27 тыс. Таджикистанцев предупредили о последствиях незаконного хаджа

Комитет по делам религии Таджикистана опубликовал заявление, в котором призвал жителей страны отправляться в хадж только законным путем и воздержаться от попыток попасть в Мекку и другие священные места без разрешения, передает Asia-Plus.
По информации Комитета, Саудовская Аравия предупредила, что лица, которые будут участвовать в хадже-2025 без разрешения, подвергнутся «серьезным штрафам».
"С 29 апреля до окончания хаджа людям, пытающимся незаконно попасть в Мекку, Мину, Арафат и Муздалиф, будет назначен штраф в размере $5400 (эквивалент 20 тыс. риалов). Для тех, кто будет способствовать незаконному прибытию людей в Мекку или другие священные места путем оформления виз, транспортировки, укрытия или оказания помощи нарушителям порядка хаджа, предусмотрен штраф в размере $27 тыс. (100 тыс. риалов)", - говорится в сообщении. 
Также отмечается, что лица, которые останутся в Мекке нелегально, в случае задержания будут депортированы и лишены права въезда в Саудовскую Аравию на срок до 10 лет.
Кроме того,  транспортные средства, использующиеся для незаконной перевозки этих людей, будут конфискованы по решению суда.
Лица, задержанные за незаконное размещение паломников в гостиницах или других местах проживания в Мекке, также будут подвергнуты штрафу в размере $27 тыс.
Комитет по религии еще раз убедительно призывает граждан Таджикистана в этом году не ехать в хадж через иностранные компании, чтобы избежать проблем и не потерять возможность выполнить паломничество. 
Хадж 2025 года будет проходить в первой декаде июня. Отправка таджикских паломников начнется в ближайшие дни. Стоимость хаджа в этом году - 56 тыс. 800 сомони (более $5 тыс.).
Следует отметить, что новые правила Саудовской Аравии касаются только большого хаджа.
Совершение умры остаётся свободным. 
 
А между тем
Несколько граждан Таджикистана, которые отправились в этом году в малый хадж - умру через узбекские компании, и  из-за обмана застрявшие в Мекке, вернулись в Таджикистан.
Они требуют компенсации за ущерб от сервисных компаний, которые не выполнили свои обязательства и оставили их в сложной ситуации в Саудовской Аравии. 
Их пребывание в Мекке затянулось почти на 20 дней, и все расходы в этот период они несли за свой счет. 
Одни из них сообщили, что им пришлось доплатить за возвращение, а другие утверждают, что были возвращены на родину властями Узбекистана.
На прошлой неделе власти Узбекистана сообщили о возвращении 580 паломников, застрявших в Саудовской Аравии, включая граждан Таджикистана. Было организовано несколько чартерных рейсов для их вывоза.
 
"Нас привезли в Мекку и оставили в беде"
Мохчехра Азимова, одна из обманутых паломниц, рассказала, что 22 апреля она вернулась в Ташкент с несколькими спутниками. По ее словам, узбекская компания "Ахи-Тур" привезла их в Мекку, но не позаботилась о возвращении.
Группа из 28 человек, включая таджикских паломников, подала жалобы на компанию и потребовала компенсацию ущерба.
"Мы заплатили 1 400 долларов за услуги компании, но нас обманули. Нас привезли в Мекку, показали Каабу, но не увезли в Медину. Мы поехали в святые места за свои деньги",  — говорит Азимова.
Она добавила, что поездка затянулась на 19 дополнительных дней, и все расходы были покрыты за счет паломников, что привело к тяжелым последствиям для их здоровья.
Шохрух, другой паломник, также обратился в "Азия-Плюс" и рассказал о своем опыте.
Он и его семья, которая путешествовала через "Ахи-Тур", вынуждены были одолжить деньги, чтобы купить билеты на обратный рейс, поскольку компания не выполнила обещания и оставила их без гида в Саудовской Аравии.
"Мы жили в отеле Мекки за свой счет, а затем одолжили деньги у родственников, чтобы вернуться домой," — сообщил Шохрух.
Он также добавил, что группа таджикских паломников многократно обращалась за помощью в узбекские компании и к властям.

После обращения паломников власти Узбекистана пообещали разобраться с ситуацией. Ответ властей был таков: после решения суда будет проверена деятельность этих компаний, и вопрос компенсации ущерба будет рассмотрен.
Таджикские паломники требуют справедливости и компенсации за понесенные расходы и моральный ущерб, который они испытали во время своего пребывания в Саудовской Аравии.  
 Дешевые услуги — основной фактор выбора узбекских компаний
Таджикские паломники говорят, что низкая стоимость услуг на поездку в Саудовскую Аравию через узбекские компании заставляет их выбирать этот вариант.
"Поскольку поездка через узбекские компании была дешевле, мы выбрали её. Но теперь мы сожалеем, потому что потратили больше, чем нам бы пришлось заплатить в таджикских компаниях", — подчеркивает один из таджикских паломников, который отправился в Саудовскую Аравию через узбекскую компанию.
Стоит отметить, что узбекские компании, предлагающие услуги по организации поездки в умру, активно рекламируются в социальных сетях.
Они предлагают поездки по более низким ценам, чем таджикские компании (примерно на 4-5 тысяч сомони дешевле), и много таких объявлений опубликовано на таджикском языке.
Однако власти Узбекистана заявляют, что против большинства этих компаний были возбуждены уголовные дела за незаконную организацию малого хаджа. Только за первые три месяца текущего года против 53 компаний были возбуждены дела. Но в отношении компенсации ущерба тем, кого эти компании обманули, пока ничего не сообщается.
Комитет по религии Таджикистана неоднократно призывал граждан страны обращаться только в надежные и местные компании для поездки в умру: в  частности, в  компании   "Расул" и "Ормон", которые отправляют желающих в малый хадж.
Однако разница в стоимости услуг все же заставляет некоторых граждан выбирать узбекские компании.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан