Конференция «Религия и многоязычие: распространение Корана и исламской литературы в европейских и азиатских обществах» будет организована Международным центром научных исследований имама Бухари в Самарканде.
По сообщению IQNA со ссылкой на "euqu.eu", Международный научно-исследовательский центр Имама Бухари в Самарканде совместно с проектом «Европейский Коран» (Неапольский университет востоковедения) планирует провести конференцию на тему «Религия и многоязычие: распространение Корана и исламской литературы в европейских и азиатских обществах» 2 и 3 октября 2025 года и приглашает всех желающих отправить свои аннотации статей.
В описании этой программы говорится:
Эта конференция, проводимая в рамках исследований проекта «Европейский Коран: священный текст ислама в культуре и религии Европы, 1150-1850 гг.», стремится поделиться новыми находками и взглядами на многогранную историю Корана с исследователями и студентами Самарканда, Узбекистана и в целом Центральной Азии.
Недавние исследования латинских источников и местных языков по распространению Корана в средневековой и современной Европе (с XII по XVIII века) показывают, что подход к священному тексту ислама, по сути, имел многоязычную природу и включал в себя привлечение евреев, христиан, новоязычников и неверующих с различными интеллектуальными подходами. Поскольку перевод был основным инструментом изучения и рассмотрения Корана в незасланной исламом Европе.
Кроме того, многоязычие в подходе к Корану среди мусульманских меньшинств, проживающих в Европе на Иберийском полуострове, на Балканах (в современных Боснии и Албании), в Речи Посполитой (Польша-Литва), в Беларуси и других странах Восточной и Центральной Европы – где Коран и исламские тексты были аннотированы, переведены и интерпретированы на различных языках для религиозных целей – также сыграло основополагающую роль.
Обращаясь к культурной и религиозной истории Центральной Азии, особенно Бухары и Самарканда, можно увидеть и проанализировать аналогичные исторические процессы.
Тюркоязычные и персоязычные народы с давних времен погружены в многоязычную культуру, основанную на знании и повседневном использовании арабского, персидского и турецкого языков. После победы России над этими землями и объединения ранее отделенных территорий русский язык также добавился в арсенал языков, используемых в религиозных вопросах, и связано с культурными и политическими изменениями в новых сообществах.
Появление так называемых национальных языков, оказавших влияние как на Западную, так и на Восточную Европу, изменило отношения между многоязычием и религией – так, как это сформировалось в средние века и в начале современности. Цель этой конференции – изучение и анализ связи между религией и многоязычием в Европе и Центральной Азии через исследование распространения и принятия Корана и исламской литературы на пространственно-временной основе. Для этой цели исследователей приглашают представить статьи в форме тематических исследований о одном из этих регионов в секретариат конференции.
Кандидаты должны отправить аннотацию статьи (максимум одна страница) и свое резюме на английском языке до 31 января 2025 года на адрес euqubukhari@gmail.com. Результаты рецензирования статей будут объявлены до середины марта 2025 года. Расходы на поездки и двухдневное пребывание будут нести организаторы конференции.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Знаменитая «Чаша Улугбека» хранится в Галерее исламского мира «Аль-Бухари» Британского музея. Она – предмет гордости для каждого узбекистанца, ибо считается: пользовался ею знаменитый математик и астроном, сын Шахруха и внук Тамерлана, великий Улугбек ибн Шахрух, правивший Самаркандом в 1400-х годах, передает «Самаркандский вестник».
Среди ценных изделий из нефрита эпохи темуридов, хранящихся в Британском музее, чаша Улугбека имеет самую непосредственную связь с Самаркандом и темуридами, несмотря на многочисленные отсылки к китайскому происхождению. Чаша изготовлена из оливково-зеленого нефрита, на ней арабским шрифтом вырезаны имя и титул: Улугбек Кураган. Рукоять чаши - фигурка «чи лонг», китайского безрогого дракон, надкусывающего край посудины. Вторая надпись на турецком языке восхваляет щедрость Бога. Она выгравирована на серебряной пластине, закрывающей трещину в ободе, и переводится как «Щедрость Бога безгранична».
В сопровождении аннотации «одна из немногих резных фигурок из нефрита, которую можно с уверенностью датировать периодом Мин», «Чаша Улугбека» была приобретена Британским музеем в 1959 году за 50 фунтов стерлингов.
Место ее происхождения было и остается предметом споров и, возможно, никогда не будет точно определено. В некоторых китайских летописях упоминаются нефритовые сосуды, отправленные императором Мин в дар Улугбеку в 1445 году, - так, мол, и достиг нефрит империи темуридов. По другим данным, чаша создана в первой половине XV века в Самарканде одним из местных мастеров. И в Китае, и в Средней Азии нефрит ценился за исключительные свойства. Китайцы восхищались его чистотой и неуязвимостью, считая нефрит самым ценным из природных материалов и используя его для ритуальных предметов, личных украшений и защиты. Этот камень - знак богатства и власти, его закапывали вокруг могил, носили на поясах, считая: он продлевает жизнь и дарит бессмертие. Нефрит любили темуриды, считали его камнем победы и использовали для изготовления рукояток кинжалов и другого военного снаряжения. Большинство резных изделий из нефрита эпохи темуридов связано с правлением Улугбека, питавшего заметную страсть к легендарному камню: известно, что надгробие Амира Темура в Гур-Эмире сделано из куска темно-зеленого нефрита, который привез в Самарканд Улугбек.
«Чаша Улугбека» - бесценный объект вне времени и пространства - представляет непреходящее культурное наследие не только для Узбекистана, но и всего мира. На страницах нового издания «Культурное наследие Узбекистана в коллекциях Великобритании» - увлекательная биография и раскрытые секреты ее путешествий из Центральной Азии в Османскую империю и современную Европу, а также рассказы о других нефритах темуридов.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана