Настольные игры и головоломки, конструирование моделей и робототехника стали особенно популярны в последнее время. Однако уже в IX веке были придуманы разные фокусы такого рода. Так кроме нововедений в одежде, исламские умы также занимались разработками всяких хитроумных устройств.
Бану Муса – сыновья Мусы ибн Шакира: Мухаммад, Ахмад и Хасан были выдающимися учеными арабского халифата. Они занимались геометрией, астрономией и механикой. Их смело можно назвать пионерами современной робототехники. Трое братьев Бану Муса, что по-арабски означает «сыновья Мусы», жили в девятом веке в Багдаде. Они были сотрудниками знаменитого «Бейтуль-хикма» – «Дома мудрости» – багдадской интеллектуальной академии. Пользуясь полученными знаниями, братья Бану Муса разработали более сто различных устройств и приспособлений.
По словам писателя Эсана Масуда, среди их изобретений были фонтаны, высота струй которых менялась через определенные интервалы времени, часы, оснащенные разными хитроумными «штучками», и сосуды-автоматы для раздачи напитков, запасы жидкости в которых пополнялись за счет хорошо продуманной системы поплавков, клапанов и сифонов. Согласно свидетельству историка науки Джима Аль-Халили, сыновья Мусы сконструировали «чайную девушку», подающую чай, — простейший робот-автомат размером с человека. Также они создали музыканта, играющего на флейте, который, «возможно, представлял собой самый ранний образец программируемого устройства».
Машины и автоматы братьев Бану Муса были подобны современным. В то же время, как отмечает Эсан Масуд, «вместо электроники в них в основном использовалась сила давления воды, хотя принцип действия был тем же».
Другой ученый Аль-Джазари жил и творил в Золотой век ислама в Диярбекире, Турции. Круг его интересов в механике был достаточно широк. Он проектировал механизмы, подающие воду, так, именно он применил клапанный двухтактный насос для подачи воды; изготавливал часы, программируемые музыкальные устройства, отразил принцип работы кодового замка и описал работу иных хитроумных механических устройств. Результаты своей деятельности он описал в 1206 году в «Книге знаний об остроумных механических устройствах». Эта книга в XIII веке не имела аналогов в Европе и считалась очень важным техническим трудом о теоретической и практической механике. В книге описано проектирование, изготовление и сборка более пядисяти машин.
Причем аль-Джазари настолько детально и подробно их описал, что современные инженеры могут с легкостью их воссоздать. Именно Аль-Джазари изобрёл столь важную механическую деталь как коленчатый вал. Кроме того, он сконструировал клапанные насосы, водоподъёмные машины, водяные часы, фонтаны, музыкальные автоматы. Определённую известность приобрели четыре человекоподобных робота, которых Аль-Джазари усадил в лодку и заставил играть на барабанах и цимбалах. Во время монарших вечеринок их обычно запускали в озеро, и те играли простую музыку.
Одна система, задействованная в этих устройствах, использовала зажимы и кулачки, помещённые в деревянный ящик в определённых местах, которые последовательно задействовали рычаги, которые, в свою очередь, управляли ударными инструментами. Также Аль-Джазари принадлежат такие технологические новшества, как ламинирование древесины, использование масштабных моделей (ученый делал их из бумаги), притирка движущихся частей с помощью корунда, металлические двери, кодовые замки, гибрид компаса с универсальными солнечными часами для любых широт и так далее.
Автор: Ихсан Кышкаров, islam-today.ru
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Одним из исторических и религиозных зданий Ташкента является комплекс Хазрат Имам. Этот комплекс, расположенный в старой части города Ташкента, находится рядом с местом захоронения Кафала Шаши, первого имама Ташкента, который был мыслителем и религиозной личностью. Комплекс включает мечеть Тила Шейх, гробницу Абу Бакра Кафала Шаши, религиозную школу Барак Хана, школу Муй Мубарак и Исламский институт Имама Бухари.
По сообщению IQNA со ссылкой на "Uzbekistan Travel", комплекс Хазрат Имам включает в себя библиотеку управления мусульман Узбекистана, в которой имеется около 20 тысяч книг, включая примерно 3 тысячи манускриптов и переводы Корана на более чем 30 языков.
Мусхаф Усмана — это уникальный манускрипт, хранящийся в этой библиотеке, который, согласно источникам, был написан в VII веке во времена халифата Усмана. Эта книга во времена Тимура в XIII веке, по некоторым сведениям, была перенесена из Куфы в регион Самарканда в Узбекистан.
Архитектурные сооружения этого комплекса были построены в разные исторические эпохи. Гробница Кафала Шаши, школа Барак Хана и школа Муй Мубарак были построены в XVI веке, мечеть Намазгах, в которой проводились основные молитвы на праздник, была построена в XIX веке (около 1865 года), мечеть Тила Шейх — в XX веке (в 1903 году), а соборная мечеть «Хазрат Имам» и новое административное здание управления мусульман Узбекистана были построены в 2007 году по инициативе президента Узбекистана.
Стоит отметить, что все элементы архитектуры этого комплекса, несмотря на разницу в возрасте, кажутся единым целым, так как они построены в одном и том же иранском и самаркандском архитектурном стиле.
Имам Кафал Шаши (903–975) известный как Хазрат Имам, родился в районе Шаш (современный Ташкент). Он получил образование на родине, а затем завершил обучение в исламских центрах того времени, таких как Бухара, Самарканд и Термез, и был одним из первых проповедников ислама в Ташкенте.
После своей смерти он был похоронен в том месте, которое сейчас известно как комплекс Хазрат Имам. Затем, начиная с XVI века, вокруг места захоронения Шейха Шаши постепенно начали строить различные здания.
Школа «Муй Мубарак», построенная в XVI веке. Эта школа получила такое название из-за наличия нескольких волос, приписываемых пророку Мухаммеду (С.А.С). Библиотека управления мусульман Узбекистана также расположена в этой школе, и манускрипт Корана Усмана находится там.
Медресе «Барак Хан» было построено в XVI веке. С 1950 по 2007 год здесь располагалась духовная администрация мусульман Узбекистана. Сегодня это медресе передано местным ремесленникам. Здесь находятся их мастерские, где можно приобрести оригинальные изделия и сувениры.
Мавзолей Кафала Шаши был построен в XVI веке в честь Абу Бакра ибн Али ибн Исмаила ас-Шаши. Мавзолей Кафала Шаши имеет форму Ха́нака (сложного здания, состоящего из подземного помещения, мечети и келий).
Мечеть Намазгах, построенная в 1865 году, считалась одной из крупнейших мечетей Ташкента, в которой проводились основные молитвы, такие как молитвы на праздник Рамазан и Курбан-байрам. С 1971 года она стала местом расположения Ташкентского исламского института.
Большая соборная мечеть Имам Хусейна была построена в 2007 году всего за 4 месяца в честь объявления Ташкента культурной столицей исламского мира.
Эта мечеть имеет два больших голубых купола, украшенных золочением внутри, как медресе Тилля-Кари в Самарканде, и двадцать деревянных колонн в архитектурном стиле Чехель Сутун в Исфахане. Оконные проемы куполов спроектированы таким образом, что солнечные лучи проникают внутрь мечети от восхода до заката. У входа в мечеть стоят два минарета высотой 53 метра. Более 10 тысяч молящихся могут одновременно совершать молитву в этой мечети.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана