Сайт работает в тестовом режиме!
04 Март, 2025   |   4 Рамадан, 1446

город Ташкент
Фаджр
05:35
Шурук
06:53
Зухр
12:40
Аср
16:32
Магриб
18:20
Иша
19:33
Bismillah
04 Март, 2025, 4 Рамадан, 1446
Статьи

Ислам и охрана окружающей среды

30.01.2025   4312   5 min.
Ислам и охрана окружающей среды

Как отмечено в предыдущих беседах, причины загрязнения окружающей среды кроются и в недостаточном воспитании у людей культуры охраны природы. Ислам же уделяет этой проблеме особое внимание. Множество аятов и хадисов говорят о воспитании такой культуры. Ибо проблема охраны природы является важным вопросом в Исламе. Существует ряд указаний шариата для государств по этому вопросу.
С некоторыми из них мы ознакомились в предыдущих статьях. Например, рассказ о том, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам приказал вернуть птенцов, взятых из гнезда. В книгах мусульманских улемов описаны обязанности хозяев по части содержания своих животных.
Конечно же, не достаточно лишь научить детей быть справедливыми к природе и бережливо относиться к окружающей среде. Необходимо, чтобы сами взрослые и наши дети, став взрослыми, соблюдали эти правила в жизни.
Именно так Ислам воплощает в жизнь свое учение, в частности, учение об охране природы. Например, чтобы люди осознали важность охраны природы, Ислам в определенные периоды запрещает охотиться, рубить деревья, уничтожать растения. Именно Ислам впервые в истории человечества ввел такие запреты, связанные с охраной природы.
Можно сказать, что первая «Красная книга» тоже заведена Исламом. Например, в период паломничества в Мекку (для хаджа или умры) человек находится в состоянии «ихрам». Человеку в ихраме запрещено причинять малейший ущерб растениям и животным. В суре «Маида» Аллах говорит:
«Дозволена вам дичь моря и его пища, наслаждением вам и путникам. И запрещена вам дичь суши, пока вы в ихраме...» (аят 96).
Как видно из аята, каждому паломнику в ихраме категорически запрещается охотиться на суше и все, что с этим связано: например, запрещается также указывать местонахождение дичи охотнику и даже пугать животных. Кроме этого, запрещаются любые действия, причиняющие вред птицам, животным и их наследству.
Война является чрезвычайным положением, когда невозможно соблюдать многие правила, которые действуют в мирное время. В частности, на войне нельзя предотвратить гибель людей, разрушения, пожары и т.д.
Поэтому Ислам, будучи религией мира и благоденствия, всеми средствами стремится предотвратить любые военные действия. Конечно, при необходимости, для спасения жизни, для предотвращения разрушений приходится воевать против врага. Но Ислам даже во время войны требует сохранять человеческое достоинство, не допускать насилие и несправедливость, и эти требования беспрекословно выполняются. Об этом существует множество положений. Приведем только одно из них – завещание Абу Бакра Сыддыка радияллаху анху одному из своих полководцев.
Имам Малик ибн Анас пишет в своей книге «Му¬ваттаъ»:
«Абу Бакр радияллаху анху, отправляя войско в Шам (Сирию), говорил полководцу этого войска Язийду ибн Абу Суфяну следующее: «Завещаю тебе не убивать женщин, детей, старых, не уничтожать плодовые деревья, не допускать разрушений, резать овец и верблюдов только для питания, не разрешать рубить и жечь финиковые пальмы, не скрывать от людей добычу, не бояться, быть храбрым».
Как видите, верующий мусульманин в любых сложных условиях, даже тогда, когда надвигается угроза на его веру, на его жизнь, не откладывает в сторону вопросы охраны природы. Даже в таких тяжелых условиях человек не имеет права убивать животных сверх нормы своего пропитания, уничтожать растения и деревья.
С точки зрения Ислама, воспитание культуры охраны природы является одним из самых важных факторов в гармоническом воспитании человека.
Ислам обязывает старшее поколение общества воспитывать молодое поколение в духе бережливого отношения к природе. Старшее поколение не имеет права нарушать религиозные правила в охране и приумножении богатств природы, являясь примером для подражания перед молодежью.
Как передают улемы, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху увидел в пути играющих детей, держащих в руках луки и прицеливающихся в курицу.

Увидев Ибн Умара, они пустились бежать, но Ибн Умар остановил их и сказал: «Кто начал эту игру? Пророк саллаллаху алайхи васаллам проклинал тех, кто вот так мучает животных!». Многие историки подтверждают, что Ибн Умар радияллаху анху был весьма строг в этих вопросах.
Каждый мусульманин должен хорошо знать и беспрекословно соблюдать везде и всегда требования Ислама относительно правил охраны окружающей среды. Каждый мусульманин должен быть верен учениям своей религии и воплощать их в жизнь.

Из книги «Ийман. Ислам. Куръан» шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, islam.uz

Статьи
Другие посты
Новости

Шедевры культурного наследия Узбекистана из итальянских коллекций будут представлены в Ташкенте

3.03.2025   2657   2 min.
Шедевры культурного наследия Узбекистана из итальянских коллекций будут представлены в Ташкенте

В честь открытия Центра исламской цивилизации в Узбекистане, музеи и коллекционеры Италии привезут в столицу уникальные артефакты узбекского происхождения, сообщает ИА «Дунё».
Этот беспрецедентный проект стал возможен благодаря стратегическому курсу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, направленному на возрождение и популяризацию бесценного культурного наследия страны.
Как известно, в середине февраля текущего года делегация Центра исламской цивилизации во главе с директором Центра Фирдавсом Абдухаликовым побывала в Италии, где были проведены переговоры с рядом музеев и коллекционеров.
Поддерживая идею популяризации культурного наследия Узбекистана, представители итальянских музеев и коллекционеры откликнулись на инициативу Нового Узбекистана о проведении глобальной международной выставки в честь открытия Центра исламской цивилизации.
На протяжении веков творения узбекских мастеров рассеивались по миру, становясь жемчужинами крупнейших музейных и частных коллекций. Сегодня, благодаря прогрессивным инициативам Узбекистана, эти реликвии будут впервые представлены в Центре исламской цивилизации.
«Необходимо отметить, что коллекции узбекских артефактов в итальянских собраниях, которые будут представлены в Ташкенте, были опубликованы в 35 томе мультимедийного проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Вот уже восемь лет Проект, при поддержке государства и социально-ответственного бизнеса, издает собранную информацию о памятниках узбекского происхождения, хранящихся за рубежом, в формате иллюстрированных книг-альбомов. Сегодня серия насчитывает уже 80 томов. В книге-альбоме, посвященной артефактам из Узбекистана в библиотеках, музейных и частных собраниях Италии, представлены такие учреждения культуры, как библиотека университета Болоньи, где хранится уникальный манускрипт Абу Али ибн Сины, переведенный на иврит, римский Национальный музей восточного искусства им Джузеппе Туччи – музей цивилизаций (MuCiv), туринский Музей азиатского искусства (МАО), флорентийский музей Стибберта, миланский Музей культур Mudec, Фонд и музей текстиля Антонио Ратти, расположенный в Комо, частная коллекция миланских коллекционеров Альберто и Анны Леви», – отмечает научный координатор проекта Эльмира Гюль.
По информации Центра исламской цивилизации, среди артефактов, которые будут представлены в Ташкенте, – знаменитая керамика Афрасиаба с эпиграфическими надписями, несущими пожелания процветания и благоденствия, уникальные средневековые металлические изделия Хорасана и Мавераннахра из частных коллекций, включая легендарную чашу караханидских правителей, и потрясающие произведения узбекского текстиля XIX – начала XX веков, которые поражают своей изысканностью и мастерством исполнения.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан