Как отмечено в предыдущих беседах, причины загрязнения окружающей среды кроются и в недостаточном воспитании у людей культуры охраны природы. Ислам же уделяет этой проблеме особое внимание. Множество аятов и хадисов говорят о воспитании такой культуры. Ибо проблема охраны природы является важным вопросом в Исламе. Существует ряд указаний шариата для государств по этому вопросу.
С некоторыми из них мы ознакомились в предыдущих статьях. Например, рассказ о том, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам приказал вернуть птенцов, взятых из гнезда. В книгах мусульманских улемов описаны обязанности хозяев по части содержания своих животных.
Конечно же, не достаточно лишь научить детей быть справедливыми к природе и бережливо относиться к окружающей среде. Необходимо, чтобы сами взрослые и наши дети, став взрослыми, соблюдали эти правила в жизни.
Именно так Ислам воплощает в жизнь свое учение, в частности, учение об охране природы. Например, чтобы люди осознали важность охраны природы, Ислам в определенные периоды запрещает охотиться, рубить деревья, уничтожать растения. Именно Ислам впервые в истории человечества ввел такие запреты, связанные с охраной природы.
Можно сказать, что первая «Красная книга» тоже заведена Исламом. Например, в период паломничества в Мекку (для хаджа или умры) человек находится в состоянии «ихрам». Человеку в ихраме запрещено причинять малейший ущерб растениям и животным. В суре «Маида» Аллах говорит:
«Дозволена вам дичь моря и его пища, наслаждением вам и путникам. И запрещена вам дичь суши, пока вы в ихраме...» (аят 96).
Как видно из аята, каждому паломнику в ихраме категорически запрещается охотиться на суше и все, что с этим связано: например, запрещается также указывать местонахождение дичи охотнику и даже пугать животных. Кроме этого, запрещаются любые действия, причиняющие вред птицам, животным и их наследству.
Война является чрезвычайным положением, когда невозможно соблюдать многие правила, которые действуют в мирное время. В частности, на войне нельзя предотвратить гибель людей, разрушения, пожары и т.д.
Поэтому Ислам, будучи религией мира и благоденствия, всеми средствами стремится предотвратить любые военные действия. Конечно, при необходимости, для спасения жизни, для предотвращения разрушений приходится воевать против врага. Но Ислам даже во время войны требует сохранять человеческое достоинство, не допускать насилие и несправедливость, и эти требования беспрекословно выполняются. Об этом существует множество положений. Приведем только одно из них – завещание Абу Бакра Сыддыка радияллаху анху одному из своих полководцев.
Имам Малик ибн Анас пишет в своей книге «Му¬ваттаъ»:
«Абу Бакр радияллаху анху, отправляя войско в Шам (Сирию), говорил полководцу этого войска Язийду ибн Абу Суфяну следующее: «Завещаю тебе не убивать женщин, детей, старых, не уничтожать плодовые деревья, не допускать разрушений, резать овец и верблюдов только для питания, не разрешать рубить и жечь финиковые пальмы, не скрывать от людей добычу, не бояться, быть храбрым».
Как видите, верующий мусульманин в любых сложных условиях, даже тогда, когда надвигается угроза на его веру, на его жизнь, не откладывает в сторону вопросы охраны природы. Даже в таких тяжелых условиях человек не имеет права убивать животных сверх нормы своего пропитания, уничтожать растения и деревья.
С точки зрения Ислама, воспитание культуры охраны природы является одним из самых важных факторов в гармоническом воспитании человека.
Ислам обязывает старшее поколение общества воспитывать молодое поколение в духе бережливого отношения к природе. Старшее поколение не имеет права нарушать религиозные правила в охране и приумножении богатств природы, являясь примером для подражания перед молодежью.
Как передают улемы, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху увидел в пути играющих детей, держащих в руках луки и прицеливающихся в курицу.
Увидев Ибн Умара, они пустились бежать, но Ибн Умар остановил их и сказал: «Кто начал эту игру? Пророк саллаллаху алайхи васаллам проклинал тех, кто вот так мучает животных!». Многие историки подтверждают, что Ибн Умар радияллаху анху был весьма строг в этих вопросах.
Каждый мусульманин должен хорошо знать и беспрекословно соблюдать везде и всегда требования Ислама относительно правил охраны окружающей среды. Каждый мусульманин должен быть верен учениям своей религии и воплощать их в жизнь.
Из книги «Ийман. Ислам. Куръан» шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, islam.uz
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев 26 декабря представил Послание Олий Мажлису и народу Узбекистана.
– За последние девять лет мы вместе с вами, вместе с нашим народом прошли большой путь развития. Наша экономика обрела новое качество, мы расширили рыночные отношения, усилили социальную защиту, укрепили верховенство закона. И самое главное, результаты реформ сегодня ощущаются в повседневной жизни каждой махалли, каждой семьи и каждого человека, – сказал глава государства в начале своего выступления.
Благодаря продолжению несмотря ни на что последовательных и решительных демократических реформ, поддержке народа, энтузиазму и энергии нашей молодежи, укреплению роли махалли в жизни общества, изменению сознания и мировоззрения людей, усилению единства соотчественников, инициативности и мужественному труду предпринимателей, дехкан и фермеров, а также дружественной внешней политике, основанной на взаимовыгодном сотрудничестве, в 2025 году во всех сферах были достигнуты значительные успехи.
Впервые в истории страны валовой внутренний продукт превысил 145 миллиардов долларов. Было отмечено, что в текущем году экспорт вырос на 23 процента и будет доведён до 33,4 миллиарда долларов. Самое главное, золотовалютные резервы впервые превысили 60 миллиардов долларов.
Объем привлеченных в экономику иностранных инвестиций достиг 43,1 миллиарда долларов. Доля инвестиций в ВВП составляет 31,9 процента. Ведущие международные рейтинговые агентства повысили суверенный кредитный рейтинг страны с уровня «BB–» до «BB».
Благодаря коренным преобразованиям в энергетике объем производства электроэнергии доведен до 85 миллиардов киловатт–часов.
В этом году впервые обеспечено чистой питьевой водой 715 тысяч жителей в 188 махаллях, еще у почти 2 миллионов 300 тысяч человек улучшилось водоснабжение.
В текущем году 5 миллионов человек получили устойчивые источники заработка, уровень безработицы снизился с 5,5 до 4,9 процента. Около 1,5 миллиона нуждающихся граждан вышли из бедности, впервые 1 435 махаллей стали территориями, «свободными от бедности».
168 тысяч детей из малообеспеченных семей были на льготной основе приняты в государственные детские сады. С этого года в 208 детских садах впервые внедрена система инклюзивного образования.
Уровень бедности в стране за год снизился с 8,9 процента до 5,8 процента.
– Когда мы начинали эти реформы, треть населения жила на грани бедности. Запустив принципиально новую систему социальной защиты через более чем 100 видов услуг – кредитов, субсидий, компенсаций – и передав их непосредственно “семерке” в махаллях, мы добились того, что свыше 8,5 миллиона человек вышли из бедности, а безработица сократилась вдвое.
В результате, цель по двукратному сокращению бедности к концу 2026 года достигнута нами уже в этом году, – сказал Президент.
Отмечено, что талантливая молодежь, добиваясь крупных успехов в образовании, науке, культуре, искусстве, спорте и других сферах, вносит достойный вклад в развитие Нового Узбекистана.
В последнее время страна превращается в международную площадку для обсуждения глобальных вопросов.
В частности, в этом году Узбекистан принял 150–юбилейную Ассамблею Межпарламентского союза, сессию Генеральной конференции ЮНЕСКО, саммит «Центральная Азия – Европейский союз» и Международный климатический форум.
Также отмечено, что в марте на встрече лидеров Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана в Ходжанде впервые был подписан исторический договор о точке соприкосновения государственных границ трех стран и принята «Декларация о вечной дружбе».
На недавней Консультативной встрече глав государств региона в Ташкенте была выдвинута идея создания стратегического формата – Центральноазиатского сообщества – для вывода интеграционных процессов на новый качественный уровень. Историческое значение имело решение о принятии Азербайджана в центральноазиатский формат в качестве полноправного участника.