Президент Шавкат Мирзиёев 29 января ознакомился с созидательной работой, проводимой в Центре исламской цивилизации в Узбекистане.
Этот уникальный проект не имеет аналогов в истории нашей страны. Сегодня величественное здание уже возведено, и строительство вышло на завершающий этап.
Центр возводится в соответствии с постановлением Президента от 23 июня 2017 года. В день праздника Рамазан хайит 2018 года главой нашего государства был заложен первый камень в его фундамент.
Величественное здание центра состоит из трех этажей и выполнено в стиле древних архитектурных памятников. Традиционный купол и фасад, уникальное сочетание национальных орнаментов придают ему особую красоту и величие. По четырём сторонам комплекса возведены порталы высотой 34 метра, а в центре расположен купол высотой 65 метров.
Сердцем центра станет зал Корана. Здесь будет размещена бесценная реликвия исламского мира – древнейший Мусхаф Усмана. Здесь также будут представлены копии священной книги, созданные в эпохи Саманидов, Караханидов, Хорезмшахов, Узбекхана, Темуридов и других исторических династий, их переводы на староузбекский язык, а также редчайшие рукописные экземпляры Корана со всего мира.
– Многие книги, древние рукописи, уникальные сведения и произведения искусства, относящиеся к нашему богатому и самобытному наследию, были рассеяны по разным странам и долгое время оставались нам неизвестны. Благодаря этому центру мы сделали огромные шаги в изучении истории, обнаружили новые источники. Но теперь важно не просто хранить их как памятники прошлого, а ввести в активный научный оборот, донести до наших граждан, особенно молодёжи, в доступной форме и широко представить мировой общественности. Этот центр должен стать не только хранителем истории, но и интеллектуальным пространством, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, определяющим ключевые направления нашего развития, – подчеркнул Шавкат Мирзиёев.
В комплексе будут организованы разделы «Доисламские цивилизации», «Эпоха Первого Ренессанса», «Эпоха Второго Ренессанса», «Узбекистан в XX веке» и «Новый Узбекистан – новый Ренессанс». Президент уделил особое внимание их научной концепции и созданным условиям.
История этих периодов представлена через различные артефакты, рукописные источники, фотографии и мультимедийные технологии. Особый акцент сделан на многогранной деятельности ученых и мыслителей Аль-Хорезми, Аль-Фергани, Аль-Фараби, Аль-Беруни, Ибн Сине, Махмуде Замахшари, Мирзо Улугбеке, Алишере Навои, Али Кушчи и других. Подробно освещен вклад выдающихся мыслителей, таких как Имам Бухари, Имам Термези, Хаким Термези, Абу Мансур Мотуриди, Абу Муин Насафи, Каффол Шаши, Абдулхалик Гиждувани, Нажмиддин Кубро, Бурханиддин Маргинони, Бахауддин Накшбанд, Ходжа Ахрор Вали, в развитие исламского просвещения.
Вместе с тем создан отдельный раздел, посвященный выдающимся женщинам прошлого – Бибиханум, Хонзодабегим, Гавхаршодбегим, Гульбадан, Нодирабегим, Увайси, Анбар атын, покровтительствовавшим наукам и искусству. Эта экспозиция будет служить вдохновляющим примером для современных девушек.
Глава государства отметил значение и задачи центра.
– В основе исламской цивилизации, исламского учения всегда лежали наука, культура, образование и воспитание. Именно эти ценности заложены в фундамент создаваемого нами центра. Его главная цель – объединить в одном месте тысячелетнее наследие исламской культуры, связанное с нашей страной. Каждый, кто посетит этот центр, сможет воочию увидеть величие этой истории, осознать, что ислам – это прежде всего религия мира, прогресса и толерантности, а также глубже понять выдающийся вклад узбекского народа в мировую цивилизацию, – отметил Президент.
В связи с этим было подчеркнуто, что необходимо глубоко изучать наследие великих предков и превращать его в живую силу, способную ответить на вызовы современности. Важно научно-методически координировать деятельность Международной исламской академии Узбекистана, исследовательских центров, носящих имена Имама Бухари, Имама Термези, Имама Матуриди и других научно-просветительских учреждений. Совместными усилиями необходимо вырабатывать научные ответы на актуальные вызовы, а также противостоять невежеству через просвещение.
– В будущем этот центр станет символом нашей архитектурной школы, научного и духовного потенциала Нового Узбекистана. Каждый его раздел должен нести глубокий смысл и отражать эту миссию. Уже налажено сотрудничество с ведущими зарубежными музеями, библиотеками и авторитетными специалистами, издаются научные труды и книги. Однако важно, чтобы эта работа была системной и научно обоснованной. Наша главная цель – осознание и популяризация нашей национальной идентичности, – подчеркнул глава государства.
Центр активно сотрудничает с ведущими международными научными организациями, включая ЮНЕСКО и ICESCO. В августе 2024 года в Ташкенте и Самарканде состоялся VIII Международный конгресс на тему «Наследие великих предков – основа Третьего Ренессанса», который собрал около 200 ученых из 35 стран. В ходе мероприятия были выдвинуты ценные предложения по дальнейшему развитию центра.
Ознакомившись с ходом строительства и концепцией будущей экспозиции, Президент дал конкретные поручения по организации работы центра, его содержательному наполнению и дальнейшему совершенствованию.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Как отмечено в предыдущих беседах, причины загрязнения окружающей среды кроются и в недостаточном воспитании у людей культуры охраны природы. Ислам же уделяет этой проблеме особое внимание. Множество аятов и хадисов говорят о воспитании такой культуры. Ибо проблема охраны природы является важным вопросом в Исламе. Существует ряд указаний шариата для государств по этому вопросу.
С некоторыми из них мы ознакомились в предыдущих статьях. Например, рассказ о том, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам приказал вернуть птенцов, взятых из гнезда. В книгах мусульманских улемов описаны обязанности хозяев по части содержания своих животных.
Конечно же, не достаточно лишь научить детей быть справедливыми к природе и бережливо относиться к окружающей среде. Необходимо, чтобы сами взрослые и наши дети, став взрослыми, соблюдали эти правила в жизни.
Именно так Ислам воплощает в жизнь свое учение, в частности, учение об охране природы. Например, чтобы люди осознали важность охраны природы, Ислам в определенные периоды запрещает охотиться, рубить деревья, уничтожать растения. Именно Ислам впервые в истории человечества ввел такие запреты, связанные с охраной природы.
Можно сказать, что первая «Красная книга» тоже заведена Исламом. Например, в период паломничества в Мекку (для хаджа или умры) человек находится в состоянии «ихрам». Человеку в ихраме запрещено причинять малейший ущерб растениям и животным. В суре «Маида» Аллах говорит:
«Дозволена вам дичь моря и его пища, наслаждением вам и путникам. И запрещена вам дичь суши, пока вы в ихраме...» (аят 96).
Как видно из аята, каждому паломнику в ихраме категорически запрещается охотиться на суше и все, что с этим связано: например, запрещается также указывать местонахождение дичи охотнику и даже пугать животных. Кроме этого, запрещаются любые действия, причиняющие вред птицам, животным и их наследству.
Война является чрезвычайным положением, когда невозможно соблюдать многие правила, которые действуют в мирное время. В частности, на войне нельзя предотвратить гибель людей, разрушения, пожары и т.д.
Поэтому Ислам, будучи религией мира и благоденствия, всеми средствами стремится предотвратить любые военные действия. Конечно, при необходимости, для спасения жизни, для предотвращения разрушений приходится воевать против врага. Но Ислам даже во время войны требует сохранять человеческое достоинство, не допускать насилие и несправедливость, и эти требования беспрекословно выполняются. Об этом существует множество положений. Приведем только одно из них – завещание Абу Бакра Сыддыка радияллаху анху одному из своих полководцев.
Имам Малик ибн Анас пишет в своей книге «Му¬ваттаъ»:
«Абу Бакр радияллаху анху, отправляя войско в Шам (Сирию), говорил полководцу этого войска Язийду ибн Абу Суфяну следующее: «Завещаю тебе не убивать женщин, детей, старых, не уничтожать плодовые деревья, не допускать разрушений, резать овец и верблюдов только для питания, не разрешать рубить и жечь финиковые пальмы, не скрывать от людей добычу, не бояться, быть храбрым».
Как видите, верующий мусульманин в любых сложных условиях, даже тогда, когда надвигается угроза на его веру, на его жизнь, не откладывает в сторону вопросы охраны природы. Даже в таких тяжелых условиях человек не имеет права убивать животных сверх нормы своего пропитания, уничтожать растения и деревья.
С точки зрения Ислама, воспитание культуры охраны природы является одним из самых важных факторов в гармоническом воспитании человека.
Ислам обязывает старшее поколение общества воспитывать молодое поколение в духе бережливого отношения к природе. Старшее поколение не имеет права нарушать религиозные правила в охране и приумножении богатств природы, являясь примером для подражания перед молодежью.
Как передают улемы, Абдуллах ибн Умар радияллаху анху увидел в пути играющих детей, держащих в руках луки и прицеливающихся в курицу.
Увидев Ибн Умара, они пустились бежать, но Ибн Умар остановил их и сказал: «Кто начал эту игру? Пророк саллаллаху алайхи васаллам проклинал тех, кто вот так мучает животных!». Многие историки подтверждают, что Ибн Умар радияллаху анху был весьма строг в этих вопросах.
Каждый мусульманин должен хорошо знать и беспрекословно соблюдать везде и всегда требования Ислама относительно правил охраны окружающей среды. Каждый мусульманин должен быть верен учениям своей религии и воплощать их в жизнь.
Из книги «Ийман. Ислам. Куръан» шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа, islam.uz