Специалисты Центра исламской цивилизации в Узбекистане изучают переводы Корана в рукописях.
Правители уделяли особое внимание не только копированию рукописей Корана, но и пониманию его смысла, сообщает пресс-служба ЦИЦ. Начиная с эпохи Саманидов, в некоторых рукописях были созданы подстрочные переводы.
К настоящему времени идентифицированы рукописи Корана с тюркскими переводами периода Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджуков, Хорезмшахов и Тимуридов. Недавно азербайджанские специалисты предоставили новую информацию о четырех переводах Корана, написанных на староузбекском языке.
Одна из них была скопирована Мухаммадом ибн Шейхом Юсуфом аль-Абари и датируется эпохой Тимуридов. Эта рукопись хранится в Центральной библиотеке Астанай Кудси Ризави, расположенной в Мешхеде, Иран.
Предполагается, что еще одна рукопись Корана XVII века относится к эпохе Шейбанидов. Эта редкая рукопись в настоящее время хранится в фонде фонда "Исламские знания" в Иордании. Третья рукопись на староузбекском языке может относиться к периоду Сефевидов или Шейбанидов. В этом переводе также встречаются элементы огузского диалекта тюркского языка.
Четвертая рукопись также содержит перевод в той же форме, переписанный Али Шейхом Фазлуллахом в XVI веке. Он также хранится в Иране. Исследователи продолжают работу по широкому изучению этих рукописей.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Указ Президента Республики Узбекистан
Возвеличивание жизни, чести и достоинства человека, милосердное отношение к нуждающимся, приверженность принципам благородства
и справедливости являются неотъемлемой частью нашей религии, культуры и традиций.
В последние годы в стране особое внимание уделяется дальнейшему укреплению основанных на гуманизме отношений между государством
и обществом, оказанию помощи нуждающимся.
В этом благородном направлении наша страна во все времена демонстрирует свою толерантность, традиции доброты, милосердия
и гуманизма. К примеру, предоставление убежища и оказание помощи прибывшим в Узбекистан палестинским гражданам (далее – гости) свидетельствует о приверженности нашего народа сформировавшимся
на протяжении веков ценностям и реальном воплощении в жизнь подлинной гуманной политики нашего государства.
В целях внедрения механизмов обеспечения постоянной заботы и социальной поддержки гостей на основе принципа справедливости постановляю:
I. Обеспечение социализации гостей
1. Принять к сведению, что в целях создания благоприятных условий для гостей проведена следующая работа:
а) решены вопросы касательно размещения гостей на объектах временного проживания, их первичных потребностей;
б) приняты меры по проведению медицинского осмотра гостей и обеспечению необходимыми лекарствами;
в) в целях интеграции гостей в общество и обеспечения их духовной поддержки организована специальная программа, включающая
в себя такие мероприятия, как духовно-просветительские встречи и вечера дружбы (в том числе для детей).
II. Активизация работы по интеграции гостей в общество
2. Утвердить состав Республиканской комиссии по содействию процессам адаптации больных из Палестины и их сопровождающих к проживанию в Республике Узбекистан (далее – Республиканская комиссия) согласно приложению № 1.
3. Определить основными направлениями деятельности Республиканской комиссии:
а) координацию деятельности государственных органов и организаций по реализации созданных для гостей возможностей;
б) размещение гостей в разрезе регионов, а также решение связанных с этими мерами организационных вопросов;
в) обсуждение на регулярной основе вопросов, связанных
с интеграцией гостей в общество, а также принятие мер, направленных на устранение препятствий и решение существующих проблем в данном направлении;
г) разработку предложений по поддержке гостей на краткосрочную и долгосрочную перспективу, ведение мониторинга эффективности мер, осуществляемых на местах.
III. Организация работы по определению потребностей гостей
4. Республиканской комиссии (Умурзаков С.) в месячный срок разработать и утвердить планы оказания социальных услуг и помощи, необходимых для каждой семьи по обеспечению их интеграции в общество, посредством оценки потребностей гостей и их возможностей.
5. Установить, что:
а) Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан (далее – Национальное агентство социальной защиты) является рабочим органом Республиканской комиссии;
б) непосредственная работа с гостями на уровне махалли организовывается «махаллинской семеркой» и центрами социальных услуг «Инсон»;
в) разработанные для гостей планы оказания социальных услуг и помощи являются обязательными для республиканских и местных органов исполнительной власти, а также их подразделений.
IV. Охват гостей социальными услугами и помощью
6. Национальному агентству социальной защиты (Оллоёров М.):
а) совместно с Министерством здравоохранения (Худаяров А.) в двухмесячный срок принять меры по установлению инвалидности гостям, страдающим заболеваниями, влияющими на возникновение инвалидности, независимо от срока лечения, определенного актами законодательства;
б) в двухнедельный срок обеспечить назначение гостям пособия, выплачиваемого пожилым гражданам, не имеющим необходимого стажа работы.
7. Определить, что:
а) внедряется ежемесячное пособие на проживание в размере минимальных потребительских расходов для каждого гостя трудоспособного возраста (за исключением лиц с инвалидностью
I и II группы);
б) каждой семье гостей компенсируются расходы на аренду жилья по адресу проживания;
в) гостям выплата единовременного пособия при рождении ребенка и пособия на погребение осуществляются в размерах, установленных для граждан Республики Узбекистан;
г) каждой семье гостей дополнительно выплачивается единовременное пособие (подъемные) на приобретение первостепенных необходимых средств (наборы непродовольственной продукции, используемые в семье);
д) к членам семей гостей в целях личного сопровождения и оказания индивидуальной помощи, а также реализации их потребностей
и индивидуальных нужд прикрепляется по одному социальному работнику из махалли.
V. Привлечение детей гостей к обучению
8. Министерству дошкольного и школьного образования (Каримова Э.) принять меры по:
а) устройству детей гостей в государственные дошкольные образовательные организации и школы по адресу их проживания;
б) закреплению за каждым ребенком гостей заместителей директоров дошкольных образовательных организаций и школ для их адаптации к учебному и воспитательному процессу;
в) совместно с Министерством высшего образования, науки
и инноваций осуществлению постоянного мониторинга
за адаптацией и всесторонним развитием детей гостей
в образовательных организациях.
9. Установить, что:
а) гости на срок до 1 января 2028 года освобождаются от родительской платы за содержание детей в государственных дошкольных образовательных организациях;
б) дети гостей устраиваются в государственные дошкольные образовательные организации и школы без постановки в очередь, на основании заявок центров социальных услуг «Инсон»;
в) расходы гостей по привлечению к дополнительному образованию (в направлении подготовки к профессиям, по информационным технологиям, в высшие образовательные организации) и обучению их детей в государственных общих средних образовательных организациях компенсируются в размере 100 процентов за счет средств Государственного бюджета в рамках постановления Президента Республики Узбекистан от 17 января 2025 года
№ ПП–12 «О мерах по обеспечению занятости населения
и сокращению бедности в 2025 году».
10. Министерству высшего образования, науки и инноваций (Шарипов К.)
в двухмесячный срок осуществить процедуры признания документов гостей о получении общего среднего специального, профессионального, высшего образования, переподготовке и повышении квалификации без тестовых испытаний и взимания сбора.
VI. Поддержка здоровья гостей
11. Министерству здравоохранения (Худаяров А.):
а) обеспечить постановку на учет гостей в пунктах семейного врача, семейных поликлиниках и многопрофильных центральных поликлиниках районов (городов) по адресу их проживания;
б) наряду с категорией лиц, отнесенных к бедным семьям, выделять гостям направления при оказании медицинской помощи за счет средств Государственного бюджета.
VII. Обеспечение занятости гостей
12. Министерству занятости и сокращения бедности (Захидов Б.) совместно с Национальным агентством социальной защиты (Оллоёров М.)
в месячный срок внести в Республиканскую комиссию предложения по оказанию содействия в обеспечении по желанию гостей их занятости, освоении ими современных профессий.
13. Министерству экономики и финансов, Министерству занятости и сокращения бедности, Центральному банку, АК «Халк банки» и другим коммерческим банкам принять меры по привлечению гостей, желающих заняться предпринимательством, к бизнесу в рамках программ развития семейного предпринимательства, «Непрерывная поддержка малого бизнеса», «Первый шаг в бизнес», «От бедности – к благополучию». При этом принятие заявок для использования гостями финансовой поддержки и мониторинг расходования выделенных средств в рамках данных программ осуществляются помощниками хокимов и махаллинскими банкирами.
VIII. Организация работы «махаллинской семерки» с гостями
14. Согласиться с предложением Ассоциации махаллей Узбекистана, Национального агентства социальной защиты, Агентства по делам молодежи, а также Комитета семьи и женщин о возложении дополнительных задач на «махаллинскую семерку» и иных представителей по совместному приобщению гостей к духовной среде махалли согласно приложению № 2.
15. Ассоциации махаллей Узбекистана (Куранбаев К.), Министерству здравоохранения (Худаяров А.), Агентству по делам молодежи (Саъдуллаев А.) и Комитету семьи и женщин (Махкамова З.) в месячный срок принять внутренние программы на основании дополнительных задач, возложенных на «махаллинскую семерку» и иных представителей, а также принимать необходимые меры согласно плану-графику.
IX. Финансирование мер поддержки гостей и организация исполнения Указа
16. Одобрить предложение Министерства экономики и финансов об образовании специального фонда при Национальном агентстве социальной защиты без статуса юридического лица в целях финансирования мер по решению вопросов гостей.
17. Установить, что:
а) специальный фонд формируется за счет следующих источников:
(i) благотворительных пожертвований юридических и физических лиц;
(ii) грантов международных организаций и иных источников, не запрещенных актами законодательства;
(iii) доходов в форме процентов, полученных от размещения временно свободных средств специального фонда на депозиты коммерческих банков;
б) средства специального фонда направляются на следующие потребности гостей:
(i) создание необходимых условий и организацию соответствующих услуг;
(ii) компенсацию различных расходов и принятие мер поддержки;
(iii) оказание материальной помощи и реализацию мер социальной поддержки.
18. Установить порядок, в соответствии с которым:
а) распоряжение средствами специального фонда осуществляется на основании решения Республиканской комиссии;
б) внесение изменений в направления расходования средств специального фонда осуществляется на основании решения Республиканской комиссии;
в) имущество, предоставляемое гостям (жилье и автомототранспорт) физическими и юридическими лицами на безвозмездной основе, передается на баланс местных хокимиятов и подлежит распоряжению Республиканской комиссией.
19. Генеральной прокуратуре (Адхамов И.) совместно с Социальной инспекцией (Кутпиддинов Х.) на регулярной основе осуществлять контроль за своевременным и полным исполнением настоящего Указа.
20. Министерству внутренних дел (Ташпулатов А.) совместно со Службой государственной безопасности (Курбанов Б.), Национальным агентством социальной защиты (Оллоёров М.), Министерством иностранных дел (Саидов Б.) и Министерством юстиции (Ташкулов А.)
в месячный срок обеспечить оформление гостям вида на жительство (ID-карты) и их регистрацию.
21. Возложить на заместителя Премьер-министра Кучкарова Д.А. и советника Президента Республики Узбекистан по социальной защите – директора Национального агентства социальной защиты
Оллоёрова М.П. персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
22. Контроль за исполнением настоящего Указа и осуществление координации деятельности организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и советника Президента Республики Узбекистан
по стратегическому развитию Умурзакова С.У.
Президент Республики Узбекистан
Ш. Мирзиёев