Пост и изменения в расписании могут повлиять на продолжительность и качество сна во время Рамадана. Но разрушительное воздействие недосыпания можно уменьшить, пишет Джемма Уайт.
Во время Рамадана могут резко измениться качество и продолжительность сна. Этому способствуют последствия голодания, изменения в расписании работы и учебы, а также поздний или ранний подъем на сухур (предрассветную трапезу), передает Исламосфера.
«Во время священного месяца внезапная смена пищевых привычек и режима сна сопровождается некоторыми физиологическими изменениями в организме. Нарушается нормальный циркадный ритм, что затрудняет полноценный ночной отдых и сон. Социальные мероприятия и молитвы в вечернее время также приводят к нарушению режима сна», – говорит Арфа Бану Хан, клинический психолог из дубайской Aster Clinic.
Недостаток сна может негативно сказаться на здоровье, в том числе привести к упадку сил, раздражительности, тревожности и неспособности концентрироваться. Более серьёзные последствия, вызванные длительным недосыпанием, могут способствовать депрессии, болезням сердца и риску инсульта.
Проведённое в 2013 году исследование «Влияние поста в Рамадан на режим сна и дневную сонливость: объективная оценка», показало, что во время Рамадана время отхода ко сну и пробуждения откладывается, а общее время сна мусульман значительно сокращается.
Фаза быстрого сна – самая глубокая. В это время человек видит большинство снов, мозг отдыхает и восстанавливается. Взрослым рекомендуется спать в фазе быстрого сна не менее двух часов за ночь. «Было доказано, что голодание изменяет режим сна и бодрствования. В частности, недостаток пищи увеличивает время бодрствования и заметно сокращает фазу быстрого сна», – говорит доктор Васим Дар, специалист по неврологии в больнице RAK из ОАЭ.
Восполнить недостаток сна во время Рамадана можно, выработав новые ритмы и режим сна в соответствии с вашим распорядком дня. «Постарайтесь спать не менее четырёх часов ночью после ифтара, прежде чем проснуться на сухур, а после поспать еще по крайней мере два часа. Это поможет вашему организму войти в ритм более спокойного сна. Короткий дневной сон продолжительностью 20-30-минут может повысить уровень энергии и помочь справиться с дневной усталостью», – советует Арфа Бану Хан.
Обязательно надо ставить будильник, чтобы не проспать днем слишком долго. «Короткий сон бывает поверхностным, и человек после него чувствует себя отдохнувшим и бодрым. Пробуждение от глубокого сна может сопровождаться сонливостью и заторможенностью, что известно как «сонная инерция»», – говорит доктор Васим Дар.
Сон в течение часа или 90 минут может помочь восполнить часть дефицита ночного отдыха. Однако это не поможет при хроническом недосыпе.
Возвращение к привычному режиму сна также может вызвать проблемы. Но есть способы, которые помогут облегчить этот переход. Доктор Суреш Вассен из студии йоги Bodytree из Абу-Даби предлагает ежедневно медитировать во время прогулок и сократить время, проводимое перед экранами и мониторами. Он советует: «Соблюдайте строгий режим отдыха и активности с лёгкими или умеренными физическими нагрузками. В течение дня старайтесь делать упражнения на дыхание, дыша поочерёдно каждой ноздрёй в течение одной-двух минут каждый час».
Также может помочь восполнение естественного уровня мелатонина. За 3-4 часа до сна старайтесь употреблять продукты с высоким содержанием этого вещества, такие как молоко, бананы, вишня и яйца.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В эти дни в Центре исламской цивилизации Узбекистана находится представитель Музея истории религии в Санкт-Петербурге Ирина Османова.
Она предложила организовать выставку артефактов узбекского культурного наследия, хранящихся в Музее истории религии, в рамках открытия Центра. Данное предложение было положительно воспринято руководством Центра.
Представитель музея активно сотрудничает с сотрудниками Центра в качестве зарубежного партнера. Гость изучает источники, связанные с историей хранимого в Узбекистане Корана Усмана, а также географию распространения 50 факсимильных копий, изданных в России в 1905 году.
"Я считаю, что Центр исламской цивилизации Узбекистана, созданный по инициативе Президента Шавката Мирзиёева, является беспрецедентным проектом. Наша цель — наладить международное научное сотрудничество. В течение трех дней мы посетили различные музеи и ознакомились с экспонатами. С удовлетворением могу сказать, что мы завершили проект отдела доисламской цивилизации и теперь можем приступить к его реализации и организации экспозиции. В этом процессе мы будем тесно сотрудничать с Государственным музеем истории Узбекистана, Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Музеем истории религии", — отметила Ирина Османова.
Известно, что Коран Усмана, хранящийся в Узбекистане, является одной из древнейших рукописных копий Корана. Великий сподвижник пророка Мухаммада Усман ибн Аффан в 647 году приказал создать несколько копий Корана и отправил их в разные регионы. Одна из этих копий попала в наш регион, однако существует несколько версий относительно того, каким образом она сюда попала. До второй половины XIX века этот манускрипт хранился в мечети Ходжи Ахрара Вали в Самарканде.
После завоевания Самарканда Российской империей в мае 1869 года мусхаф был отправлен в Санкт-Петербург по приказу генерал-губернатора Туркестана фон Кауфмана. В августе 1922 года, по требованию мусульман Туркестана, удалось вернуть священную книгу в Ташкент. В настоящее время Коран Усмана хранится в мечети "Муйи муборак" в комплексе Хазрати Имам.
Во время пребывания мусхафа в России в 1905 году, было напечатано 50 его факсимильных копий, которые затем были отправлены в различные города.
В Центре исламской цивилизации Узбекистана будет установлена карта распространения этих факсимильных копий, напечатанных 120 лет назад. Коран Усмана после открытия Центра займет почетное место на мраморной плите в специальной нише "Зала Корана". В этом же зале будут представлены древние рукописные копии Корана для посещения туристами и паломниками.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана