По первоначальному замыслу высота двух минаретов мавзолея должна была достигать 65 метров. Однако грандиозный проект так и остался незавершённым, передает Kazinform.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави — уникальный памятник, внесённый в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это означает, что любые изменения или достройка запрещены: сооружение должно сохранять свой изначальный облик».
— Почему строительство мавзолея не было завершено ещё при жизни Тамерлана? Потому что Эмир Темир не успел закончить его. В 1405 году, отправившись в поход на Китай, он скончался в городе Отрар. Этот мавзолей — не просто знак почтения к великому духовному наставнику, но и отражение стремления Эмира Темира увековечить свою власть и могущество. Об этом свидетельствуют его собственные слова: «Если вы сомневаетесь в нашей силе — взгляните на здания, которые мы построили», — рассказывает экскурсовод Национального историко-культурного музея-заповедника «Әзірет Сұлтан» Марина Искакова.
Это подтвердил и кандидат исторических наук, археолог Марат Туякбаев. — Эмир Темир пригласил для строительства мавзолея опытных мастеров из Ирана, Аравии и других стран, обеспечив им возможность работать над возведением сооружения. Позднее он принял решение построить мавзолей в Самарканде и большую часть мастеров перевёз туда. В этот период в здании мавзолея появилась трещина. После смерти Эмира Темира мастера намеревались продолжить строительство, однако завершить его полностью так и не смогли. При возведении мавзолея использовались лучшие на тот момент строительные материалы, отличающиеся высокой прочностью и способные выдерживать как сильные морозы, так и знойную жару. Тот факт, что здание сохранилось до наших дней, служит ярким подтверждением качества этих материалов, — отметил Марат Туякбаев.
Мавзолей впечатляет своими масштабами: длина здания составляет 65 метров, ширина — 46,5 метра, а высота — 41 метр. Комплекс увенчан несколькими куполами, а вокруг центрального зала расположены 35 помещений, каждое из которых имело своё назначение.
Южная часть мавзолея осталась недостроенной ещё в XVI веке. По проекту здесь должны были возвышаться две минаретные башни высотой до 65 метров. Однако этот замысел так и не был реализован.
— Мавзолей Ясави — безмолвный свидетель истории. Он хранит в себе не только дух эпохи, но и мечты, величие и амбиции её выдающихся личностей. До сих пор сохранились деревянные опоры, использовавшиеся во время строительных и реставрационных работ. В XIX веке, в период Кокандского ханства, мавзолей был укреплён: рядом возвели оборонительные сооружения, его обнесли глинобитной стеной, и он превратился в крепость. В последующие века туркестанские правители пытались завершить строительство, каждый в духе своего времени, но ни одному из них, это так и не удалось. Сегодня это величественное сооружение является важным источником для изучения культуры и истории древних тюркских племён, живших 700–800 лет назад и ставших основой казахского народа, — подчёркивает Марина Искакова.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Для изучения опыта Малайзии в области исламских финансов делегация специалистов банковско-финансовой сферы Узбекистана посетила Куала-Лумпур, сообщает ИА «Дунё».
Для делегации Узбекистана проводится семинар-тренинг по регулированию и развитию экосистемы исламских финансов, организованный Международным центром специализированного образования в области исламских финансов университетом INCEIF и Академией международных исследований шариата ISRA.
Церемония открытия семинара-тренинга состоялась при участии руководства университета INCEIF и института ISRA и представителей Посольства Узбекистана в Малайзии. В приветственной речи президент и главный исполнительный директор университета INCEIF доктор Мохд Азми Умар отметил, что Малайзия сегодня признана ведущим глобальным центром исламских финансов, и страна добилась значительных успехов в развитии экосистемы исламских финансов благодаря прочной правовой базе, передовому образованию и исследовательским учреждениям.
Посол Узбекистана Каромиддин Гадоев в своем выступлении отметил, что Малайзия обладает прочным и развитым законодательством в области исламских финансов, и подчеркнул, что для Узбекистана будет полезно изучить этот опыт и внедрить наиболее оптимальные принципы в законодательство.
В ходе учебного семинара специалисты изучают правовые и нормативные основы исламских финансов в Малайзии, передовой опыт и проблемы его регулирования, механизмы разработки и реализации эффективной политики в этой сфере, а также анализируют стратегии развития системы исламского финансирования в Узбекистане.
Для приобретения практических навыков участники ознакомятся с деятельностью Центрального банка Малайзии, Налогового агентства и банка «Malayan Banking Berhad» крупнейшей исламской банковской сети в стране.
В 1983 году в Малайзии произошло важнейшее событие для исламских финансов был принят Закон об исламском банкинге (Islamic Banking Act 1983), а в 1984 году Закон о исламском страховании Такафул (Takaful Act 1984). В 1993 году Центральный банк Малайзии разрешил традиционным банкам открывать исламские филиалы, что приложило путь к широкому распространению исламских банковских услуг по всей стране.
По состоянию на 2025 год активы исламского банкинга в Малайзии оценивались в 260 миллиардов долларов США и составляют 42% от общего объема кредитов в банковской системе страны.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана