Наряду с Махмудходжой Бехбуди, одним из ярких представителей самаркандского джадидского движения был его соратник Ходжи Муин (Шукруллаев), передает «Самаркандский вестник».
Ходжи Муин родился 19 марта 1883 года в махалле «Рухабад» в Самарканде, в семье купца и очень религиозного человека. В семь лет у Муина не стало матери, а когда ему было 12, умер отец. Воспитанием юного сироты занялся его дедушка - Мирсаид Шарифзода, который тогда являлся имамом мечети Рухабад. Дом, где жили Ходжа Муин и его дедушка, находился в непосредственном соседстве с мечетью Рухабад. В настоящее время этот дом и мечеть сохранились. У входа в дом установлен бюст Ходжи Муина Шукруллаева.
Вместе с религиозным образованием, Муин обучается языкам и увлекается поэзией. В своей биографии Ходжи Муин утверждает, что в возрасте одиннадцати лет на него сильно повлияли стихи Яссауи и Машраба, а также некоторые газели из сборника «Тухфат уль-ушшок», тогда он сам начал писать стихи. После окончания учебы Муин владел таджикским, узбекским, арабским языками, и позднее освоил русский, турецкий и азербайджанский языки.
Большое влияние на молодого человека оказало знакомство с молодым, но очень талантливым литератором Саидахмадом Васли, который тогда преподавал в медресе. Васли ввел Муина в литературные круги Самарканда, которые пронизывали идеи просвещения.
Преподавательская карьера Ходжи Муина началась в 1901 году в старой школе. На основе опыта, полученного там, и методики преподавания Абдукадира Шакури, в августе 1903 года он открыл свою новометодную школу в махалле «Ходжа Нисбатдор», где продолжил преподавать исключительно светские науки. Школу он открыл на свои деньги, которые выручал от продажи фруктов из сада.
Литературовед Р. Мукумов, основываясь на интервью с современниками Ходжи Муина, сказал: «Ходжи Муин не собирал средства на обучение детей в школе, а продавал на рынке фрукты, выращенные в собственном саду в селе Деволи. Он не думал о том, чтобы получать прибыль от обучения».
1908 году Ходжи Муин подготовил и издал учебник для новометодных школ «Рахнамои савод» («Путеводитель по знаниям»). В 1913-1916 годах Ходжи Муин совместно с Махмудходжой Бехбуди организовали и издавали газету «Самарканд», а также журнал «Ойна» («Зеркало»).
Ходжи Муин, как и другие джадиды, выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке. Он боролся за введение в мусульманских школах нового метода. Ходжи Муин написал ряд пьес, таких как «Туй» («Свадьба»), «Мазлума хотин» («Порабощенная женщина»), «Эски мактаб, янги мактаб» («Старая школа, новая школа»), которые были поставлены в театрах. Его произведение «Мазлума хотин» в 1916 году было переведено на русский язык В. Л. Вяткиным и поставлено на сцене театра.
В 1929 году в ходе массовых репрессий интеллигенции Ходжи Муин был арестован по надуманным обвинениям, наряду с соратниками, и до 1932 года находился в заключении. После освобождения продолжил свою деятельность. В январе 1938 года, в ходе так называемого «Большого террора», Ходжи Муина снова арестовали и приговорили к десяти годам лишения свободы. Для отбывания наказания был сослан в Сибирь, где скончался от истощения 22 июля 1942 года в соликамском лагере ГУЛАГа. Был посмертно реабилитирован в 1956 году.
Автор: Хуршида АШУРОВА, доцент кафедры “Гуманитарные науки и информационные технологии” СамГИИЯ.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
7 июля с участием председателя Управления мусульман Узбекистана, муфтия шейха Нуриддина Холикназара, была обсуждена подготовка к вступительным экзаменам в высшие и средне-специальные исламские учебные заведения на 2025-2026 учебный год.
Заместитель председателя Управления мусульман Узбекистана, профессор Мухаммадолим домла Мухаммадсиддиков предоставил информацию о проделанной работе по упорядоченному проведению вступительных экзаменов в религиозные учебные заведения в новом учебном году.
Муфтий обратил внимание на такие важные аспекты, как проведение экзаменов справедливо и беспристрастно, соблюдение правил и процедур, обеспечение прозрачности процессов, обеспечение безопасности соответствующих помещений и оснащение камерами видеонаблюдения.
Он также подчеркнул, что собеседования с абитуриентами перед экзаменом будут проводиться в установленном порядке.
Шейх Нуриддин Холикназар отметил, что посредством открытого и справедливого проведения экзаменов будут обеспечены права молодого поколения и предоставлены возможности талантливой молодежи продемонстрировать свои знания. Кроме того, он уделил большое внимание тому, чтобы учителя и специалисты, ответственные за проведение экзаменов, глубоко чувствовали огромную ответственность как перед Аллахом Всемогущим, так и перед нашим народом, и чтобы они избегали неприемлемых пороков.
Было особо подчеркнуто, что вопросы вступительных экзаменов в медресе будут основаны на программах общеобразовательных школ, а вопросы вступительных экзаменов в высшие религиозные учебные заведения будут основаны на образовательных программах медресе.
По итогам совещания были определены следующие важные задачи:
- образцовая организация процессов приема;
- использование электронных программ с высокой степенью безопасности;
- создание достойных условий для абитуриентов;
- разъяснение абитуриентам их прав и обязанностей на тестовых испытаниях;
- контроль процесса экзамена с помощью устройств видеонаблюдения;
- подготовка мест ожидания для родителей;
- установка экранов для отображения процессов экзаменов.
Были вознесены молитвы за успешное проведение вступительных экзаменов.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана