Сайт работает в тестовом режиме!
31 Июль, 2025   |   6 Сафар, 1447

город Ташкент
Фаджр
03:43
Шурук
05:17
Зухр
12:34
Аср
17:33
Магриб
19:45
Иша
21:12
Bismillah
31 Июль, 2025, 6 Сафар, 1447
Новости

Глава Исламского центра Бангкока: В Таиланде проживает 6 миллионов мусульман

24.06.2025   11049   4 min.
Глава Исламского центра Бангкока: В Таиланде проживает 6 миллионов мусульман

Глава Исламского центра в столице Таиланда Ватчарапол Комонтамайти сообщил, что число мусульман в стране составляет около 6 миллионов человек, большинство из которых проживают на юге, в то время как в столице их около полумиллиона, передает IslamNews. 

В интервью «Аль-Джазира», данном в здании центра в Бангкоке, господин Ватчарапол Комонтамайти рассказал о себе, отметив, что изучал политические науки и также является председателем Общества таиландо-пакистанской дружбы.

По словам Ватчарапола, центр был основан в 1956 году и предоставляет такие услуги, как помощь бедным и предоставление стипендий мусульманским студентам в Таиланде.

Когда вы возглавили Исламский центр?
— Я занял этот пост в ноябре 2023 года после избрания комитетом по делам центра.

Когда был основан центр и каковы его цели?

— Исламский центр Таиланда официально основан в 1956 году. Его цель — распространение исламских знаний. При действует соборная мечеть, в которой совершаются ежедневные и пятничные молитвы. Также центр способствует межрелигиозному диалогу и поддерживает образование и благополучие мусульман в Таиланде.

Какие основные услуги центр предоставляет мусульманам Таиланда?

— Это религиозные услуги, такие как проведение пятничных молитв и празднование исламских праздников. Кроме того, центр осуществляет:
 — Поддержку местных исламских организаций и их мероприятий.
 — Распределение закята среди бедных и нуждающихся.
 — Предоставление стипендий студентам (ими ежегодно пользуются около 1500–2000 студентов).
 — Распространение новостей о мусульманах в Таиланде и за рубежом.
 — Помощь бедным и пострадавшим от стихийных бедствий — как мусульманам, так и буддистам.

Существует ли официальная оценка количества мусульман в Таиланде и в частности в Бангкоке?
— В Таиланде насчитывается около 6 миллионов мусульман, что составляет около 10% населения. В столице проживает примерно полмиллиона мусульман.

Сколько мечетей, исламских ассоциаций и школ в Таиланде? И осуществляет ли центр надзор за ними?

—- В Таиланде около 4 тысяч мечетей, большинство из них расположены на юге страны, примерно 200 находятся в Бангкоке.

Существует около 700 исламских ассоциаций и школ, около 100 из них в Бангкоке. Центр не осуществляет надзор за ними, так как они являются независимыми учреждениями.

Есть ли орган, осуществляющий контроль над деятельностью Исламского центра?
— Нет, центр является частной организацией.
Каковы отношения центра с правительством Таиланда?

— У нас есть сотрудничество с различными государственными структурами. Ранее центр совместно с Министерством иностранных дел организовывал ифтары в Рамадан, в которых принимали участие спикер парламента и мусульманские министры.
У нас также налажено сотрудничество с религиозными учреждениями других стран, таких как Египет, Саудовская Аравия, Малайзия и Иран.

Как финансируется центр? Хватает ли средств? Принимаются ли пожертвования?

— Основное финансирование поступает от аренды помещений, находящихся в собственности центра. Также поступают пожертвования. Все доходы направляются на помощь бедным и предоставление стипендий мусульманским студентам.
Получает ли центр поддержку от государственных или частных структур?

— Нет.
Мы видели небольшой рынок внутри комплекса центра. Какова его цель?

— Идея в том, чтобы пятничные собрания мусульман не ограничивались только молитвой, а также предоставляли возможность для общения, встреч и совместного приема пищи.
И напоследок, мы спросили у главы центра о флагах, находящихся за его спиной. Он пояснил, что слева находится флаг Таиланда, а рядом с ним — флаг Пакистана, который он разместил в честь своей матери, имеющей пакистанское происхождение.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Другие посты
Новости

Накшбандийцы и странствующие дервиши: святые места паломничества Узбекистана 

30.07.2025   2613   15 min.
Накшбандийцы и странствующие дервиши: святые места паломничества Узбекистана 

Суфизм в исламе является частью религиозного и культурного наследия Узбекистана 
 «Дил ба Ер, даст ба кор» — «Сердце с Богом, руки в труде». Эту фразу повторяют миллионы последователей суфийского ордена Накшбандия. Суфийское братство, основанное в Бухаре, стало одним из самых влиятельных в мире ислама. В Бухаре находится мавзолей Бахауддина Накшбанда — основателя ордена.
Бахауддин Накшбанд жил в XIV веке (1318-1389) и был современником великого правителя огромной империи Тамерлана. Он вел очень простой и строгий аскетический образ жизни, полностью посвящая себя духовному пути.
Для Накшбанда важны были тишина сердца и труд во имя Бога. Его учение стало путеводной звездой для многих людей. Они ищут путь к Богу, не уходя от повседневной жизни.
Узбекистан — родина не только Накшбандия. Здесь зародились еще два суфийских ордена — Кубровия и Яссавия. Их основатели оставили глубокие мистические знания. Они также создали святые места. К ним до сих пор приезжают паломники и все, кто ищет истину.
Эти мистические традиции делают Узбекистан особенным. Здесь сочетаются духовность и жизнь. Древние мавзолеи хранят дыхание вечности и тайну прошлого.
Kursiv Uzbekistan рассказывает про суфизм в Узбекистане и приглашает вас в увлекательное путешествие по древним святыням. Здесь вы сможете прикоснуться к живому наследию Востока и побывать в местах, где дух и история идут рука об руку.
Кто такие суфии и кто им последовал?
Суфии — это мистики в исламе, последователи духовного пути, направленного на близость с Богом через очищение души и сердца. Термин «суфий» происходит от арабского слова «суф» — шерсть.
Так называли тех, кто носил грубые шерстяные одежды, символизируя отказ от мирских удовольствий и стремление к простоте.
Кроме того, слово «суфий» связано с понятием «чистота», что отражает стремление суфиев к внутренней и внешней чистоте. Слово «суфизм» в Коране не упоминается. 
Суфизм в Узбекистане: духовное сообщество ордена Накшбандия
Орден Накшбандия — один из самых влиятельных тарикатов, сыгравший ключевую роль в том, как формировался суфизм в Узбекистане и во всем исламском мире. Основанный в XIV веке в Бухаре Бахауддином Накшбандом, он играет важную роль в духовной и культурной жизни региона.
«Накшбанд» означает «чеканщик». Главная идея ордена — «уединение в толпе»: духовная сосредоточенность при активном участии в общественной жизни.
Суфизм в Средней Азии, в частности учение Накшбандия, тесно связан с ханскими династиями и духовными наставниками правителей. Накшбандия оказала большое влияние на политическую и культурную жизнь региона.
 Суфийские практики ордена включают тихий зикр — тихое поминание Бога, без музыки и танцев.
Гробница Бахауддина Накшбанда в Бухаре — одно из главных святых мест и паломнических маршрутов.
Сегодня интерес к учению Накшбандии растет. Оно остается важной частью традиционного ислама и национального культурного наследия.
Этот суфийский орден стал духовным путем многих великих личностей и духовных лидеров мусульман, среди которых:
•  Абдурахман Джами — таджикский поэт средневековья.
•  Алишер Навои —  узбекский поэт и мыслитель.
•  Имам Шамиль — основатель кавказского мюридизма.
•  Ибни Абидин — муфтий Османского халифата.
•  Султан Мехмед II Фатих — османский султан и завоеватель Константинополя.
•  Шейх Акшамсуддин — духовный наставник султана Мехмеда II.
С 1517 года турецкие султаны стали халифами — духовными главами мусульманского мира. Суфийские наставники ордена Накшбандия занимали важные посты при дворе. Они укрепляли связь власти и религии.
Naqsybandi: международное единство и духовный путь
Международный фестиваль «Naqsybandi Tourism Festival» проводится с 2018 года. Он собирает последователей и интересующихся суфийским учением Накшбандия со всего мира в Бухаре и других святых местах Узбекистана.
Сегодня насчитывается более 40 миллионов последователей этого духовного пути. Всемирный Суфийский Центр координирует их деятельность. Это неправительственная организация со штаб-квартирой в Куала-Лумпуре, Малайзия.

Другие суфийские школы в истории Узбекистана
 Яссавия
Учение Яссавия было основано Ахмадом Яссави в XII веке. Оно распространилось среди кочевых и полукочевых тюркских народов. Яссавия считается первым тюркоязычным суфийским орденом с глубоким влиянием на культуру и религию региона.
Ордену свойственна более открытая и выразительная форма суфизма. В отличие от Накшбандия, его последователи используют музыку, поэзию, громкий зикр и физические движения.
Яссавия сочетает ислам с древними тюркскими обычаями. В ордене почитают предков, священные деревья и огонь. Важна народная проповедь и простые духовные наставления.
Кубравия
Кубравия — это влиятельный суфийский орден, основанный Наджмиддином Кубро, известен глубокой мистической философией и духовными практиками.
Кубравия оказала значительное влияние на религиозную жизнь Хорезма, других регионов Средней Азии и Ирана.
В Узбекистане орден приобрел высокий статус в XIII–XIV веках, особенно в Хорезме.
В Хорезме и окрестностях Хивы сохранились святые места учеников Кубры.
Последователи Кубравии практикуют как тихий, так и громкий зикр, при этом особое внимание уделяется сосредоточенности на внутреннем свете.
Дервиши — суфии народного ислама Средней Азии
До прихода советской власти дервиши были неотъемлемой частью городской жизни в Средней Азии. Их можно было встретить на базарах, улицах и дорогах Бухары, Самарканда, Коканда и Ташкента. Дервиши привлекали внимание своей необычной одеждой, громкими молитвами и особой манерой поведения.
Русский художник Василий Верещагин приехал в Среднюю Азию в 1867 году. В 1871–1873 годах он создал серию картин под названием «Туркестанская серия». В нее вошли батальные сцены и портреты местных жителей. Среди них были и дервиши-суфии.
В те же годы фотографы подготовили «Туркестанский альбом». Он включал более 1200 фотографий с описаниями. Дервиши заняли в нем заметное место. Это отражало живой интерес к духовной жизни региона. 
С установлением Советской власти дервишеские ордена были запрещены. Суфизм ушел в подполье, сохранившись лишь в сознании людей, которые хранили память об этих странниках духа.
Кто такие дервиши?
Дервиш, слово которого происходит от персидского «дарвеш» и означает бедняк или нищий, — это мусульманский аскет и последователь суфизма. Он стремится к Богу через самоотречение, смирение и духовное очищение. Дервиша часто уважительно называли ата — «отец», а также каландар — вольный странник.
Существовало два основных типа дервишей.
Первый тип — странствующие дервиши. Они кочевали по городам и деревням и жили за счет милостыни.
Второй тип — оседлые дервиши. Они жили в ханаках или текиях — духовных обителях. Там они молились, постились и воспитывали учеников.
Такие обители часто строились на пожертвования или при поддержке государства, особенно много их было в Бухаре и Самарканде.
Главная идея дервиша — полный отказ от собственности и мирских благ. Все, что у него есть, он считает принадлежащим Богу, и обязан делиться этим с другими.
В отличие от христианских монахов, дервишам разрешалось жениться и создавать семью. Главное для них — внутреннее стремление к Богу, а не внешние ограничения.
История о дервише и нищете
Жил-был один дервиш, который настолько бедствовал, что его одежда состояла из лоскутов, сшитых вместе. Но он никогда не жаловался на свою судьбу. Часто повторял:
«Мне достаточно куска черствого хлеба и простой одежды. Лучше терпеть нужду, чем просить помощи у других».
Однажды кто-то посоветовал ему обратиться к одному щедрому богачу в городе. Но дервиш отказался и сказал:
«Просить у людей — все равно что страдать в аду. Лучше сносить лишения с достоинством и войти в рай, чем идти с протянутой рукой».
Такова была его вера — вера в духовную независимость и внутреннюю силу. Даже в нищете дервиш сохранял свою волю и близость к Богу, предпочитая терпение и достоинство любым материальным благам.
Дервиши в поэзии и культуре
Суфийская поэзия нередко описывает внутренний путь дервиша — путь любви к Богу, самоотречения и духовного поиска.
Алишер Навои, часто обращался к суфийской теме:
Суфий сидит в углу — чуть виден сам,

А ходит по высоким небесам.
Смиренны, без надежды на Эдем,
Лишь к истине стремятся сердцем всем.
Эти строки отражают суть суфийского мироощущения: скромность, отрешенность от внешнего и полную сосредоточенность на внутреннем.
Боборахим Машраб — дервиш, поэт, бунтарь
Одним из ярких представителей дервишей в Средней Азии был узбекский поэт-суфий Боборахим Машраб (1653–1711). Он принадлежал к ордену Накшбанди и вел кочевой образ жизни, проповедуя любовь к Богу и свободу от лицемерия. В своих стихах Машраб критиковал ханжество и лицемерие.
«Ханжи-святоши с давних пор, молясь, смиренно чётки нижут,
А их дела — стыд и позор, притворство — их отрада, право».
Он открыто сомневался в религиозных догмах и не боялся гнева властей. За свои взгляды и свободолюбивую поэзию Машраб был казнен в городе Балхе (современный Афганистан) в 1711 году.
 Дервиши — это не просто религиозные фигуры прошлого. Они символизируют внутреннюю свободу, духовность и человечность. Их путь напоминает, что настоящее богатство — внутри человека, а не во внешних вещах.
Хотя дервиши исчезли из повседневной жизни, идеи суфизма продолжают жить в культуре, поэзии и памяти народов Узбекистана.
Памятники суфийской архитектуры Бухары
Мавзолей Ходжа Абдалхалик аль Гиждувани
Абдалхалик аль Гиждувани основал суфийский тарикат ходжаган, ставший основой накшбандийского пути. Он сформулировал одиннадцать принципов — духовных ориентиров. Они ведут к внутренней чистоте, постоянному зикру и единению с Истиной.
Суфийский комплекс Гиждувани построили в XV веке. Он находится неподалеку от Бухары, в родном селении Сафан.
Чор-Бакр
Чор-Бакр — суфийский некрополь XV века, один из крупнейших в Средней Азии. Он связан с орденом Накшбанди. Ранее это селение было прибежищем дервишей, служивших опорой ханской власти.
Женская суфийская обитель Киз-Биби
Суфийскими мастерами чаще становились мужчины, но в истории известны и женщины-суфии. Одна из них — Мастура-ханум, или Киз-Биби. С ее именем связано много легенд.
По одной из них, она была обычной суфийкой и однажды исчезла в худжрах обителя. Обитель, названная в ее честь, построена в XVIII веке. По преданию, ее душа до сих пор охраняет обитель и помогает женщинам, живущим там.
Ханако Файзабад
Ханако в Файзабаде, бывшем пригороде Бухары, построена в конце XVI века суфием Мавлоном Поянда-Мухаммадом Ахси-йи Файзободи. Просторный зал перекрыт куполом на парусах — типичный прием архитектуры того времени.
С развитием суфизма уже в ранние века ислама появились первые ханака. Название происходит от персидского хона — «дом». Эти обители служили приютом для странствующих суфиев, дервишей и каландаров. Здесь они молились, проводили обряды, вели беседы и обучали учеников.
Советы для паломников в святых местах Бухары
Посещение суфийских святынь — это не просто поездка, а важный духовный опыт. Бухара — святое место для последователей ордена Накшбанди. Чтобы уважать традиции и атмосферу, соблюдайте простые правила:
•  Одевайтесь скромно.
•  Мужчины — длинные брюки и рубашки с рукавами.
•  Женщины — свободная одежда, покрытая голова, закрытые плечи и ноги.
•  Перед входом в мавзолей совершите омовение (ритуал очищения).
•  Не говорите громко.
•  Не используйте громкую музыку и телефон.
•  Не мешайте другим и не фотографируйте без разрешения.
•  Снимайте обувь у входа. Для нее обычно есть полки или пакеты.
•  Подойдя к могиле, остановитесь на минуту для молитвы или размышления. Не спешите и не отвлекайтесь.
Следуя этим правилам, вы не просто уважаете духовное наследие Бухары — вы прикасаетесь к ее живой душе. 
Суфизм в Узбекистане — это не только мавзолеи и памятники, но и живое дыхание духовной традиции, которая нашла отражение в культуре, поэзии и памяти народа. 
Автор: Шухратжон Хуррамов, Kursiv Uzbekistan

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан