Сайт работает в тестовом режиме!
12 Июль, 2025   |   17 Мухаррам, 1447

город Ташкент
Фаджр
03:19
Шурук
05:01
Зухр
12:34
Аср
17:41
Магриб
20:01
Иша
21:34
Bismillah
12 Июль, 2025, 17 Мухаррам, 1447
Новости

Послание Руми о войнах и неспокойных временах: «Зажги свой маяк!»

07.07.2025   1994   4 min.
Послание Руми о войнах и неспокойных временах: «Зажги свой маяк!»

«Не говори: «Все ведут войны. Какая польза от моего мира?» / Ты не один, нас тысячи. Зажги свой маяк!», – заявлял великий поэт Джалал ад-Дин Руми. Эти строки сейчас снова являются актуальными, пишет Мариан Бремер.
По данным издания Исламосфера, во времена Руми могло сложиться впечатление, что мир буквально тонет в крови. Всего через несколько лет после того, как его семья покинула свой дом в Балхе, монгольские орды пронеслись по региону, сея смерть и разрушение. 
Позже Руми заявил в «Диван-и Шамс»: «Люди бегут от монголов / Мы же служим Создателю монголов». Эти строки являются хорошим примером видения поэта единства всего сущего, которое остается неизменным на фоне постоянной борьбы противоположностей в нашем мире. Они также демонстрируют непоколебимую невозмутимость мистика, открывшего внутри себя источник веры и уверенности, на который не влияют никакие внешние события, включая войны. 
Руми стал маяком, привлекающим людей из всех культур и религиозных конфессий в Конье. Для него не существовало различий между людьми. Он видел себя в каждом, видел в других, в первую очередь, божественную сущность.
Напряженность и конфликты между людьми, как напоминает нам Руми, покоятся на парадигме разделения – видения двух там, где на самом деле существует только одно. Особенно часты разногласия между религиями из-за имен и форм, хотя все эти внешние проявления в конечном итоге вытекают из неделимого единства. 
Персидский поэт Хафиз, живший в столетии после Руми, в этом был согласен с ним. Он писал: «Прости войну 72 сект – не признавая истину, они встали на путь фантазии». 
В «Маснави» приводится история об арабе, греке, персе и тюрке, среди которых разгорелся спор. Араб хочет купить «анаб», грек – «истафил», перс – «ангур», а тюрок – «узюм». Их примиряет прохожий, купив для них виноград. Ведь все эти слова – названия этой ягоды на разных языках.
Согласно Руми, мораль этой истории такова: «Разобщенность людей вызвана названиями / Мир наступает, когда они доходят до внутреннего смысла». Но нафс, эго человека, мешает примирению. Он приводит людей к разделению и побуждает их совершать плохие поступки. Одной из его характеристик является высокомерие и отсутствие смирения – проблема, которую часто можно увидеть в современной культуре дебатов. Как пишет Руми в «Маснави»: «Нет большего зла в твоей душе, гордый человек, чем заблуждение совершенства».
Поэт был решительно против всех форм догматизма и фанатизма и считал, что именно они часто приводили к войнам и конфликтам в истории человечества. Между тем, согласно ему, противоположные точки зрения и взгляды показывают многогранность проявления божественного на земле. 
Но пока люди внутренне раздроблены, то есть пока в их душах идет война противоборствующих призывов и порывов, не может быть мира и во внешнем мире. 
Возможно, самый важный урок, который можно извлечь из учения Руми для современности, заключается в понимании того, что мир во всем мире может быть достигнут только путем трансформации человеческого сознания. Поэт снова и снова напоминает нам, что такое изменение возможно. 
И это делает его фигурой настолько вневременной, что его слова продолжают трогать миллионы сердец спустя семь с половиной столетий после смерти. Руми призывает нас отказаться от желания самоутвердиться в постоянно меняющемся внешнем мире и отправиться в путешествие внутрь себя, что может привести нас к сокровищу глубоко внутри нас: «Путешествуй от себя к своему Я! / Ибо это путешествие превратит пыль в золотую жилу».

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан
Другие посты
Новости

Сокровища исламского наследия представлены в Лондоне перед их историческим возвращением в Узбекистан

11.07.2025   2316   3 min.
Сокровища исламского наследия представлены в Лондоне перед их историческим возвращением в Узбекистан

В Лондоне состоялось знаковое культурное событие – впервые в Великобритании была представлена уникальная коллекция редких коранических манускриптов и артефактов золотого века исламской цивилизации, связанных с историей Узбекистана, сообщает ИА Дунё.
По информации пресс-службы Центра исламской цивилизации, эти реликвии, десятилетиями хранившиеся в частных коллекциях и музеях, вскоре вернутся на родину.
Выставки, организованные в известных аукционных домах «Sotheby’s» и «Christie’s», стали частью масштабного проекта по созданию Центра исламской цивилизации в Ташкенте, инициированного Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 году. В последние годы национальные и международные эксперты проводят обширную исследовательскую работу по поиску и идентификации утраченного культурного наследия.
Часть возвращённых ценностей была впервые представлена международной общественности на двух выставках в Лондоне для ведущих учёных, экспертов, кураторов, музейных специалистов и коллекционеров. «Президент Узбекистана не только инициировал, но и лично стоит во главе создания крупнейшей культурно-просветительской платформы – Центра исламской цивилизации. Возвращение на Родину исторических и духовных ценностей – это часть этого масштабного проекта и прямое поручение главы государства, которое мы выполняем с глубоким осознанием его значения. Это не только возвращение исторических предметов – это возвращение памяти, идентичности и яркого признания Узбекистана как хранителя исламского наследия», – подчеркнул на церемонии открытия выставок генеральный директор Центра исламской цивилизации Фирдавс Абдухаликов.
Среди артефактов – фрагменты коранических манускриптов IX века, миниатюры, ювелирные изделия, предметы быта, текстиля и искусства времён, представляющих Узбекистан как один из интеллектуальных центров мира.
«Эти выставки, реализуемые по личной инициативе Президента Узбекистана, – важное культурное событие, направленное на вдохновение нового поколения. Подобные практические шаги по возвращению своего наследия могут стать основой для ещё более масштабного культурного возрождения», – сказал директор Британского фонда «Аль-Фуркан» Сали Шахсивари.
Экспонаты, представленные на мероприятиях, были приобретены Центром исламской цивилизации на торгах ведущих аукционных домов – «Sotheby’s» и «Christie’s» в 2025 году.
Представитель аукционного дома «Sotheby’s» Бенедикт Картер отметил: «Для нас большая честь сотрудничать с Центром исламской цивилизации Узбекистана. Мы рады содействовать возвращению на родину артефактов, имеющих исключительное значение для истории Центральной Азии».
Центр исламской цивилизации разместится на территории более 10 гектаров в самом центре Ташкента, а его экспозиционная площадь составит свыше 8000 квадратных метров. В структуру центра войдут пять тематических галерей – «Зал Корана», «Доисламское наследие», «Первый и Второй Ренессансы», «Новый Узбекистан».
«Сегодня Узбекистан прилагает огромные усилия к возрождению и сохранению этого наследия – в том числе через такие инициативы, как создание Центра исламской цивилизации в Ташкенте, который в скором времени откроет свои двери как маяк знаний и межрелигиозного диалога. Это отражает новое стремление нашей страны к осмысленному осознанию и открытому распространению своей исторической идентичности», – подчеркнул посол Узбекистана Равшан Усманов.
Выставки в Лондоне стали не только важным культурным событием, но и актом восстановления исторической справедливости. Представленные артефакты подтверждают особую историческую роль Узбекистана как интеллектуального центра исламского мира и знаменуют собой очередной шаг Нового Узбекистана по сохранению, изучению и популяризации культурно-исторического наследия Узбекистана.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан