Судья международных конкурсов Корана в Малайзии сказал: "Хотя конкурсы Корана в Исламской Республике Иран с технической точки зрения всегда занимают более высокое место, чем другие конкурсы Корана в странах мира, порядок и планирование, наблюдаемые на конкурсах в Малайзии, могут быть моделью для проведения конкурсов в Иране."
65-й Международный конкурс чтения и заучивания Корана в Малайзии (MTHQA) проходил со 2 по 9 августа во Всемирном торговом центре Куала-Лумпура (WTCKL) с участием 72 участников из 50 стран под девизом «Прогресс нации».
В конкурсах этого года Мохсен Гасеми присутствовал в качестве представителя Ирана в номинации чтения, и, кроме него, наша страна имела одно место в судействе этих конкурсов, и Голамреза Шах-Миве Исфахани, профессор и международный судья, который после почти двух десятилетий перерыва был приглашен штабом проведения этих конкурсов (Джаким) в качестве члена судейской коллегии для судейства этого этапа соревнований.
Чтобы узнать больше о конкурсах Корана в Малайзии и представить экспертный анализ хода их проведения, мы организовали интервью с Голамрезой Шах-Миве Исфахани, подробности которого вы прочтете далее.
IQNA – В качестве первого вопроса: вы присутствовали в судейской коллегии этого этапа конкурсов, как и на некоторых других официальных и международных конкурсах Корана. С учетом этого опыта, какие структурные и содержательные особенности вы заметили в ходе этих конкурсов, которые могут быть образцом для других стран, проводящих конкурсы Корана?
В ответ на этот вопрос я должен сначала сделать введение, а именно, что Малайзия проводит конкурсы Корана с 1960 года. С учетом такого стажа, который имеют конкурсы в Малайзии, можно с уверенностью сказать, что идея проведения конкурса Корана и использования здоровой конкурентной среды в области Корана впервые возникла в Малайзии, и, другими словами, до конкурсов в Малайзии в мире не существовало конкурсов Корана.
Сегодня конкурсы Корана широко проводятся по всему миру и на международном, национальном и даже провинциальном и городском уровнях, но, возможно, многие люди не знают, что основная идея проведения соревнований в области Корана возникла в Малайзии.
Эти конкурсы с 65-летней историей проводятся на очень профессиональном уровне. Как мы определяем для каждой страны показатели с исторической, культурной, литературной, художественной и даже цивилизационной точек зрения, в случае Малайзии, возможно, мировые конкурсы Корана этой страны можно рассматривать как показатель в представлении этой страны.
Эти конкурсы как культурная идентичность в Малайзии укоренились настолько, что стали частью плоти и крови малазийцев.
С учетом того, что я упомянул до сих пор, я думаю, что сравнение конкурсов Корана в Малайзии с другими странами не совсем правильно, потому что каждый из конкурсов Корана в исламском мире основан на наборе особенностей, которые взяты из системы страны-организатора, а также из культуры принимающей страны, и, конечно, следует уважать все эти конкурсы и правила, которые ими управляют.
Если я хочу упомянуть об отличиях и различиях конкурсов Корана в Малайзии от других конкурсов, включая нашу дорогую страну, я должен упомянуть о двух основных различиях, которые также считаются красными линиями этих конкурсов; фактически, с точки зрения технического содержания, в этих конкурсах видны две основные оси; одна из них заключается в том, что каждый чтец обязательно должен представить свое чтение в четырех макамах и исполнить в каждой макаме четыре фразы или ряда, а вторая ось заключается в том, что это чтение ограничено по времени, а не по количеству строк, и не должно превышать 10 минут. По этой причине тип чтения в Малайзии отличается от других конкурсов, и, конечно, одно из основных различий между нашими конкурсами и Малайзией заключается именно в этом, потому что в конкурсах Корана в Иране вместо ограничения количества макамов существует разнообразие рядов, а отрывки для чтения также имеют текстовое ограничение, а не ограничение по времени. Следует уважать все эти методы, и никогда не следует говорить, что этот метод неправильный или правильный.
Не следует забывать, что конкурсы Корана в нашей стране с технической точки зрения на голову выше всех конкурсов, и путь, который мы прошли за более чем 30 лет, многим странам придется потратить годы, чтобы достичь этого уровня с точки зрения написания правил и точности в мельчайших деталях, например, точность в выборе жребия в Иране намного выше, чем в других странах, в то время как в других странах мира наблюдаются явные различия в жребиях.
Среди других пунктов, которые можно взять за образец, - это вежливость и уважение, которые существуют у организаторов и народа Малайзии; очень уважительное поведение, лишенное всякой показухи и от чистого сердца, особенно в общении с профессорами Корана, которые приехали из разных стран.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Первый Ренессанс, сформировавшийся под влиянием исламской цивилизации, превратил Центральную Азию не только в центр науки и просвещения, но и в пространство уникальных архитектурных решений. Памятники, раскинувшиеся от Бухары и Самарканда до расположенного среди пустынь Работи Малик, стали зримым воплощением этого подъёма, запечатлённого в камне и кирпиче.
Узбекистан в истории человечества как минимум дважды пережил эпохи великого духовного и культурного возрождения – Ренессанса. Первый из них начался после распространения ислама в регионе и, соединившись с национальными ценностями и высоким интеллектуальным потенциалом народа, породил в Центральной Азии самобытный и масштабный культурно-просветительский подъём.
В этот период на Востоке стремительно развивались наука, философия, литература и культура, достигнув небывалого расцвета. Духовное возрождение ярко отразилось и в архитектуре. В условиях мира и стабильности, а также благодаря покровительству местных правителей науке и культуре, в городах возводились мечети, медресе, библиотеки, караван-сараи и культовые сооружения. Созданные выходцами из народа – архитекторами и мастерами-ремесленниками, эти здания отличались не только практичностью, но и высокой художественной ценностью, получив признание во всём исламском мире.
Для архитектуры эпохи Первого Ренессанса было характерно широкое использование сырцового кирпича и пахсы; здания украшались известковыми растворами, резным ганчием и изысканными декоративными элементами. Михрабы отдельных мечетей оформлялись гладким кирпичом, резными орнаментами и даже позолотой. В разделе, посвящённом Первому Ренессансу, в Центре исламской цивилизации в Узбекистане представлены наиболее яркие памятники той эпохи – с раскрытием их истории и духовной значимости.
Комплекс Работи Малик
Архитектурный комплекс Работи Малик был возведён в конце XI – начале XII века правителем из династии Караханидов Шамс ал-Мулком Насром ибн Ибрахимом (1068–1080). По данным ряда исторических источников, в период правления Арслонхона Мухаммада ибн Сулаймана (1102–1130) комплекс был отреставрирован и дополнен новыми сооружениями.
Изначально Работи Малик выполнял не функцию торгового караван-сарая, а служил крупным политическим, военным и экономическим центром в регионе Чуль Малик. Начиная с XIII века, на фоне монгольского нашествия и активизации Великого шёлкового пути, он стал использоваться как караван-сарай.
В XX веке памятник понёс серьёзные повреждения, особенно в результате землетрясения 1966 года, когда была разрушена значительная часть комплекса. В настоящее время Работи Малик и примыкающее к нему сооружение Сардоба включены в список номинированных объектов ЮНЕСКО в рамках проекта «Шёлковые пути: Зарафшанско-Каракумский коридор».
Мечеть Магоки Аттори
Мечеть Магоки Аттори, расположенная в Бухаре, относится к числу древнейших религиозно-архитектурных памятников IX–X веков. По мнению исследователей, она была возведена на месте более раннего культового сооружения, существовавшего до прихода ислама, вероятно – зороастрийского храма «Мах» (луны).
Название мечети происходит от персидско-таджикского слова «мағок» – «расположенный в углублении», а также от названия рынка Аттори, где велась торговля лекарственными растениями, специями и парфюмерными изделиями.
На протяжении веков мечеть неоднократно перестраивалась вследствие пожаров и повышения уровня культурных слоёв. Крупные реставрационные работы были проведены в XII веке. В XVI веке бухарский правитель Абдуллазизхан планировал снести здание, однако этот замысел был остановлен лидером тариката Накшбандия – шейхом Махмудий Аъзамом.
В настоящее время мечеть Магоки Аттори функционирует как музей и входит в состав объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Бухары».
Мавзолей Чашмаи Аюб
Мавзолей Чашмаи Аюб, расположенный в Бухаре, является одним из древнейших священных мест паломничества, обладающих глубоким духовным значением. Считается, что первоначально он был возведён в начале XII века в период правления династии Караханидов. Позднее, в эпоху Амира Темура — в XIV веке, памятник был реконструирован, а над колодцем и источником возведены дополнительные сооружения.
Мавзолей имеет прямоугольную форму; в его внутреннем пространстве находятся источник и колодец. С древних времён эта вода почитается как чистая и целебная. Конусообразный купол над колодцем был сооружён в XIV веке хорезмскими мастерами. Согласно преданию, источник забил именно на этом месте после того, как пророк Айюб ударил посохом о землю. Традиция паломничества и набора воды из источника сохраняется здесь и по сей день.
Мавзолей Саманидов
Мавзолей Саманидов, также известный как мавзолей Исмаила Самани, относится к концу X века и является одним из древнейших и наиболее совершенных памятников исламской архитектуры Центральной Азии. Он был возведён основателем династии Саманидов — Исмаилом Самани — в память о своём отце Ахмаде ибн Асаде. Впоследствии здесь были погребены сам Исмаил Самани и его потомки.
Этот памятник представляет собой гармоничное сочетание древних согдийских архитектурных традиций и исламских зодческих форм, наглядно демонстрируя высокий уровень местной архитектурной школы. Мавзолей Саманидов имеет не только историческое и архитектурное значение, но и является символом Бухары как одного из крупнейших центров науки и культуры своего времени. Памятник включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Медресе Кусамия
Медресе Кусамия, относящееся к XI веку, занимает важное место в истории самаркандской архитектурной школы. Как отмечается в труде Абу Тахирходжи «Самария», медресе располагалось на территории Бани Ножия — современного комплекса Шахи-Зинда — и было возведено по распоряжению сельджукского правителя султана Санджара (1118–1157).
Археологические исследования свидетельствуют о том, что уже к XI веку в Самарканде полностью сформировался тип медресе с внутренним двором и айванами. Данная архитектурная модель сохранялась в качестве основной структуры и в последующие столетия. Архитектор медресе Кусамия мастерски использовал принципы гармоничной соразмерности, основанные на законах «золотого сечения». Именно это сооружение послужило универсальным архитектурным образцом для медресе XV–XVII веков, что определяет его исключительное значение для изучения истории самаркандской архитектурной школы.
Заключение
Таким образом, эпоха Первого Ренессанса на территории современного Узбекистана предстает как исторический этап, в котором органично соединились исламская цивилизация, национальные ценности и высокий интеллектуальный потенциал региона. Мечети, медресе, караван-сараи и святыни, возведённые в этот период, оставили неизгладимый след в истории страны не только как выдающиеся архитектурные памятники, но и как носители глубокого духовно-просветительского смысла.
Сегодня это уникальное наследие широко представлено научному и широкому кругу посетителей через деятельность Центра исламской цивилизации в Узбекистане, выполняющего роль важного духовного моста между прошлым и настоящим — между историческим мышлением и современным развитием.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана