К 200-летию пушкинского цикла "Подражание Корану" и в рамках проекта "Наследие ислама в музеях России" в Московской Соборной мечети открылась выставка "С небесной книги список дан...".
Александр Сергеевич познакомился с Кораном в 1824 году, оказавшись в ссылке в Михайловском. "В пещере тайной, в день гоненья читал я сладостный Коран…" - так написал поэт об этом на следующий год после появления "Подражания Корану". Священная книга мусульман действительно произвела на поэта глубокое впечатление, которое и вылилось в поэтический цикл, передает “Российская газета”.
На выставке можно увидеть, в частности, каллиграфическую интерпретацию текста Пушкина. "Мастера и ценители мусульманской культуры предварительно поделили произведение Пушкина на 33 части, над которыми работали 11 каллиграфов. Таким образом, каждый из художников Центра искусства каллиграфии "От Аза до Ижицы" выполнил по три каллиграфические композиции, в целом создав 33 уникальные многомерные художественные картины, работа над которыми продолжалась полтора года", - рассказывают организаторы экспозиции.
Посетители смогут полюбоваться редкими изданиями, датированными XIX-XХ веками, а также книгами, рожденными впечатлением от "Подражания Корану". Они представлены специально для Соборной мечети библиотекой-читальней им. А. С. Пушкина, первым директором которой была старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг-Пушкина.
А Болгарская исламская академия поделилась с устроителями экспозиции рукописными и старопечатными фолиантами мусульманской культуры России со времен Пушкина до эпохи революции. Они были созданы мастерами-хаттатами (каллиграфами) и отпечатаны в знаменитых типографиях Императорского Казанского университета и братьев Каримовых. Среди них есть и настоящий шедевр каллиграфии - Коран XVIII века. Это изящный образец почерка насх (одного из шести традиционных арабских почерков, самый распространенный шрифт для записи большинства языков, использующих арабский алфавит), украшенный золотыми узорами.
Есть среди экспонатов и священная книга мусульман - современница Александра Сергеевича. Это Коран 1821 года издания, напечатанный в знаменитой Азиатской типографии - первой татарской типографии в Российской империи, основанной в 1800 году. Книга представлена для выставки Болгарским музеем-заповедником.
Большой интерес представляет Коран 1918 года издания, первый напечатанный в молодом Советском государстве.
Кстати, 9 сентября 1833-го Пушкин посетил древности города Болгара в Среднем Поволжье, где находится Болгарский музей-заповедник с памятниками мусульманского зодчества XIII-XIV веков.
Любители истории многонациональной и многоконфессиональной России не пройдут мимо и уникального издания из серии "Наследие российского исламоведения", первого перевода на современный русский язык с комментариями труда молдавского и российского государственного деятеля, советника Петра Великого по "восточным делам" Дмитрия Кантемира. Это репринт "Книга Систима, или Описание мусульманской религии".
Музей ислама, где устроена выставка, кроме редких рукописных и печатных Коранов разных эпох, показывает священные реликвии ислама, а среди них волос Пророка Мухаммада (мир ему), который выставляется только в особые дни месяца его рождения - раби-уль-авваль.
Устроители выставки убеждены, что она отражает "божественную природу творчества Пушкина, открывая мир земной красоты и нравственной истины, соединяя века и границы культурного наследия, показывает единство мира, общее для всего человечества".
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В течение двух дней столица Узбекистана Ташкент принимала международный форум экспертов под названием «Великое наследие прошлого — основа светлого будущего», который прошёл в конференц-зале Центра исламской цивилизации, передает IslamNews.
В мероприятии приняли участие члены Международного экспертного совета Центра, а также более 200 учёных и специалистов из 20 стран. Форум стал возможностью ознакомиться с экспозициями и разделами Центра до его официального открытия, запланированного на конец этого года.
Замысел и значение Центра
Строительство Центра началось после выступления президента Узбекистана Шавката Мирзиёева на Генеральной ассамблее ООН в 2017 году, где он объявил о создании Центра исламской цивилизации, чтобы донести до мирового сообщества подлинную гуманистическую сущность ислама.
В своей приветственной речи директор Центра Фирдавс Абдухаликов подчеркнул, что Узбекистан прилагает большие усилия для сохранения и популяризации своего богатого культурного и интеллектуального наследия, считая его основой глобального просвещения.
Он напомнил, что историческая роль страны как перекрёстка цивилизаций — от Мавераннахра до Бактрии — и сегодня вдохновляет международное сотрудничество в науке, культуре и образовании.
Центр сотрудничает с Международной исламской академией Узбекистана и различными зарубежными исследовательскими организациями.
Созданы школа арабской каллиграфии, национальная комиссия по отбору артефактов и специальная комиссия по поиску и возвращению культурных ценностей узбекского наследия из-за рубежа.
Арабское участие и международный интерес
Генеральный директор конференций Лиги мусульманского мира Шакер аль-Адваани в интервью Al Jazeera Net высоко оценил инициативу Ташкента, назвав её важным вкладом в исламское культурное наследие.
«Центр расположен в Узбекистане — земле великой исламской цивилизации, родине учёных и хадисоведов, таких как имам аль-Бухари и аль-Хорезми. Это придаёт ему особое значение как будущему центру мировой культурной коммуникации», — сказал он.
Эксперт по рукописям из ИСЕСКО (Организация исламского мира по вопросам образования, науки и культуры) доктор Ахмад Абд аль-Басит отметил богатое разнообразие культурных эпох, представленное в центре, назвав его «подарком узбекского народа всему исламскому миру и человечеству».
По его словам, Узбекистан дал миру множество выдающихся учёных, внёсших значительный вклад в развитие науки и культуры.
Сотрудничество с арабскими странами
Директор по связям с общественностью Центра Октам Усманов рассказал, что специалисты центра посетили ряд арабских стран — Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт и Египет — и заключили с ними соглашения о сотрудничестве.
Благодаря этому Центр получил ряд ценных экспонатов, в том числе оригинальную кисву Каабы, подаренную Саудовской Аравией.
Международное сотрудничество и архитектурное наследие
Отвечая на вопрос о привлечении иностранных экспертов, Усманов сообщил, что за восемь лет строительства Центра к проекту привлекались как местные, так и зарубежные специалисты в различных областях.
Он отметил, что участие большого числа экспертов на форуме является свидетельством открытости руководства Центра к международным идеям и опыту, чтобы завершить проект на самом высоком уровне.
Архитектура и миссия Центра
Центр построен на площади 10 гектаров, состоит из трёх этажей, и его архитектура вдохновлена стилем средневековых памятников Центральной Азии.
Экспозиции, посвящённые доисламским цивилизациям, первому и второму Восточному Ренессансу, а также новому «третьему Ренессансу» современного Узбекистана
Центр включает Зал Корана, инновационную библиотеку и площадки для международного сотрудничества.
Его цель — представить вклад Узбекистана в мировую цивилизацию и вовлечь в этот процесс будущие поколения.
Центр задуман как научно-культурная платформа для изучения и переосмысления наследия предков, в сотрудничестве с исламскими академиями и исследовательскими институтами по всему миру.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана