Фильм «Во имя Бога» или «Бисмиллах» — это не просто историческое кинопроизведение, а живое свидетельство периода, когда Советский Союз, используя культурные инструменты, развернул масштабную идеологическую войну против религии и местных традиций в Азербайджане. Этот фильм показывает, как кино и искусство могут стать идеологическим оружием.
Как сообщает IQNA со ссылкой на веб-сайт "Общество и культура народов", немой фильм «Бисмиллах», снятый в 1925 году, в этом году отмечает столетие своего создания. Это произведение, выходящее за рамки исторического кинематографического опыта, стало важным инструментом на службе антирелигиозной политики и идеологической пропаганды Советского Союза в Азербайджане.
Этот фильм — яркая иллюстрация этапа, когда театр, литература и кино использовались в проекте секуляризации и ослабления института религии.
Немой фильм «Бисмиллах», который в этом году отмечает столетие своего создания, является не только поворотным моментом в истории азербайджанского кино, но и одним из самых ярких примеров использования Советским Союзом культурных и художественных инструментов для продвижения идеологических целей.
Этот 57-минутный фильм, снятый Аббасом Мирзашарифовым в 1925 году, находится на пересечении театра, пропаганды и зарождающегося кинематографа той эпохи. Основная тема фильма — критика религиозного фанатизма, демонстрация коллективного невежества и изображение негативного образа духовенства и религиозных традиций. Эти темы полностью соответствовали официальной политике Советского Союза по продвижению секуляризма и снижению влияния религии в мусульманских обществах.
Для советского руководства влияние религии в мусульманских общинах Кавказа, особенно в шиитской общине Азербайджана, было одним из главных препятствий для идеологического господства. Поэтому была реализована многоуровневая политика по ослаблению института религии и замене его «новым социалистическим сознанием».
На первом этапе, вместо прямых репрессий, советское правительство вступило на поле боя, создав широкое движение «пропаганды безбожия».
Были активизированы такие институты, как Союз безбожников, издавались антирелигиозные журналы и книги, а культурные инструменты, такие как театр и кино, были поставлены на службу идеологии.
Советское правительство привлекло часть выдающихся азербайджанских интеллектуалов и писателей для обслуживания своих пропагандистских целей.
Нариман Нариманов, видный политик и писатель, считал кино самым мощным пропагандистским инструментом для неграмотных людей. Фильм был заказан Комиссией по земельным делам и снимался в разных регионах страны, чтобы проникнуть в религиозные села и города.
В этом фильме духовенство изображается в негативном свете, религиозное невежество осуждается, а освобождение крестьян изображается с точки зрения «революционной справедливости». Использование реальных кадров церемонии Ашура в Баку, документальная съемка, игра местных актеров и театральный тон фильма сделали его идеологическое послание очень эффективным.
Пропагандистская политика Советского Союза в 1920-е годы в следующем десятилетии переросла в прямые репрессии.
Исторический парадокс той эпохи заключается в том, что Аббас Мирзашарифов, тот самый режиссер, который снял фильм «Бисмиллах» на службе советской пропаганды, сам стал жертвой этих репрессий. В 1938 году он был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Ирана и после короткого судебного разбирательства был казнен.
В противовес этой политике такие личности, как Ахунд Мохаммад Пишнамаздаде, сыграли важную роль в защите религиозной идентичности общества.
Фильм «Бисмиллах» — это не просто историческое кинопроизведение, а живое свидетельство периода, когда Советский Союз, используя культурные инструменты, развернул масштабную идеологическую войну против религии и местных традиций в Азербайджане. Этот фильм показывает, как кино и искусство могут стать идеологическим оружием.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В рамках научно-практического семинара, посвященного повышению эффективности деятельности имам-хатибов, проведенного Управлением мусульман Узбекистана в Андижанской области, улемы провели беседы и сессии вопросов и ответов с прихожанами в мечетях.
В частности, председатель Управления мусульман Узбекистана, муфтий, шейх Нуриддин Холикназар, совершил полуденную молитву в соборной мечети "Хазрати Билол" в городе Андижан. Затем он провел содержательную и полезную беседу с прихожанами.
В ходе выступления он подчеркнул внимание, уделяемое религиозной сфере в последние годы по инициативе главы нашего государства, в частности, создание всех условий для свободного отправления религиозных обрядов гражданами.
Кроме того, муфтий посетил воспитанников дома-интерната для детей-инвалидов "Мурувват" в Кургантепинском районе.
Заместители муфтия, ответственные лица вакуфного фонда и главные имам-хатибы областей посетили Центр социальной защиты в городе Андижан, где проживают пожилые и одинокие люди и инвалиды.
В ходе визитов Управление мусульман Узбекистана и Благотворительный общественный фонд "Вакф" пожертвовали бытовую технику, продукты питания и средства гигиены для дома-интерната и центра социальной защиты.
Одним из важных направлений научно-практического мероприятия стало налаживание тесного диалога с народом. Главные имам-хатибы областей и представители религиозной сферы в районах посетили махалли в своих районах. В ходе бесед говорилось о важности мира и здоровья, моральной ответственности каждого человека перед обществом.
В ходе духовно-просветительских мероприятий, наряду с имамами, женщины-религиозные учителя, активисты махаллей и паломники "Хадж-2025" посетили нуждающиеся, проблемные дома в махаллях. В 80 семьях, относящихся к 7 категориям, проведены мероприятия по примирению, пропаганде и оказанию практической помощи.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана