Так как многие регионы исламского мира отличает засушливый климат, проблема опреснения соленой воды привлекала внимание мусульманских ученых с древности.
Как сообщает портал «Исламосфера», исламские исследователи изучали и практиковали способы опреснения, изобретенные более ранними цивилизациями. Такие ученые, как Ибн Раббан ат-Табари (ум. 864 г.) и Ибн аль-Каф аль-Караки (1233-1286) упоминают описываемый Аристотелем метод помещения воскового сосуда в соленую воду. Такой сосуд действует как мембрана, и внутри него собирается пресная вода. Другой метод заключается в добавлении в солёную воду различных материалов для снижения её солёности, среди которых особое место занимает глина. Он основан на принципе ионного обмена. Этот метод описывал Гален, а из арабских ученых – Ибн Вахшия (X в.) и ар-Рази (865-925).
Попытки арабских мусульманских учёных изобрести новые способы опреснения начались ещё в раннюю эпоху Омейядов. В источниках сообщается, что такие изыскания проводил омейядский принц и ученый Халид ибн Язид ибн Муавия (ум. 704 г.), который изучал химию и предпринял первые попытки опреснения соленой воды, вероятно, методом дистилляции. Идея дистилляции получила дальнейшее развитие благодаря Джабиру ибн Хайяну (ум. 815), который изобрел специальный прибор для этого, назвав его аламбиком. Процесс нечистой перегонки был известен вавилонянам, египтянам и грекам с древних времен для извлечения масел из некоторых растений. Но Джабир ибн Хайян был первым, кто описал метод чистой дистилляции для очистки химикатов и воды. Аламбик до сих пор используется, а многие современные установки по опреснению морской воды основаны на принципе дистилляции.
Использование перегонного куба для опреснения морской воды могло быть затруднительным для простых людей. Поэтому были разработаны упрощенные методы. Абу Бакр ар-Рази изменил некоторые части перегонного куба, заменив их предметами, которые можно найти в любом доме и объяснил процесс дистилляции простым языком: «Наливают воду в глиняный горшок, кладут расщепленный тростник, а сверху – клок чистой, вымытой шерсти, разжигают под ним (т.е. горшком) огонь и отжимают шерсть, когда она станет влажной от пара».
По-видимому, такой упрощенный метод получил широкое распространение. Ибн Кайим аль-Джаузия (1292-1349) упоминает его в своей книге «Пророческая медицина».
Ибн Бутлан (ум. 1043 г.) писал о методе опреснения соленой воды путем дистилляции, но с использованием других инструментов. Он помещал глиняный горшок с очень мелкими порами в соленую воду. Таким образом, процесс дистилляции превращался в фильтрацию. Ибн Бутлан писал: «Солёность соленой воды регулируется перегонкой с помощью перегонного куба и тыквы или фильтрацией путём помещения сосуда для сбора в соленую воду так, чтобы в него проникала пресная вода». Таким образом, Ибн Бутлан применяет закон, известный в наше время как первый закон диффузии Фика. Он был назван в честь немецкого учёного Адольфа Фика, выведшего его в 1855 году. Этот закон гласит, что поток частиц (диффузионный поток) пропорционален градиенту концентрации.
Таким образом, арабские учёные, основываясь на наблюдениях за природными явлениями, изобрели новый метод опреснения солёной воды, применяя закон диффузии за несколько столетий до того, как он был упомянут Адольфом Фиком.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Государственный министр в ранге заместителя Премьер-министра Катара, руководитель Национальной библиотеки доктор Хамад Аль-Кавари, опубликовал статью под заголовком «По дорогам Бухары и Самарканда: путешествие в сердце цивилизации».
Как передает УзА, автор посетил официальный приём, организованный в Дохе по случаю 34-й годовщины независимости Узбекистана и решил написать о впечатлениях от этого события. В своей статье доктор Хамад рассказал о великой истории Мавераннахра, его выдающихся учёных и их бесценном наследии. Он также отметил, что намерен посетить нашу страну в ближайшем будущем.
– Мавераннахр – земля, имеющая беспрецедентное значение в развитии исламской цивилизации, – пишет автор статьи. – Из этого края вышли великие учёные, внёсшие огромный вклад в духовное и научное наследие ислама. Бухара – родина Имама Аль-Бухари, автора труда «Аль-Джами Ас-Сахих», Самарканд – великий город, где была построена обсерватория Улугбека, который является центром астрономической науки, Термез – Родина Имама Ат-Термизи, автора труда «Аш-Шамоиль Аль-Мухаммадия», Хорезм – земля, где жили основатель алгебры Аль-Хорезми и великий учёный в области астрономии и математики Аль-Беруни, внёсшие огромный вклад в мировую науку. Города Средней Азии до сих пор хранят великое научное и архитектурное наследие, а их эпоха и влияние распространяются на всю человеческую цивилизацию. Однако в советский период эти земли подверглись политике забвения. Их цивилизационная ценность и значимость были утрачены, произошёл разрыв с исламским и мировым наследием. В результате великие имена были стёрты из нашей живой памяти. Тем не менее, духовный и культурный дух остался в нас, ожидая возможности возродиться.
Заместитель Премьер-министра отмечает, что недавно состоялся торжественный приём.
– По этому случаю мне выпала честь участвовать в церемонии приветствия по приглашению посла Узбекистана в Катаре Ашрафа Ходжаева, – резюмировал Хамад Аль-Кавари. – Во время беседы посол предложил мне посетить эту страну. Мои знания о славной истории и древних городах Узбекистана еще больше вдохновили меня на такую поездку. Я с нетерпением жду этого визита. Уверен, что он станет не просто путешествием, а возвращением к одной из ярких страниц в истории исламской цивилизации. Одним словом, Узбекистан – страна науки и архитектуры, духовности и мысли, символ гармонии Востока и Запада на Великом шёлковом пути.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана