Все люди, живущие на земле или те, кто жил и покинул этот мир, все рождены от одного родителя, передает IQNA. После того как Адам и Ева вкусили от запретного дерева, Аллах низвел их на землю из-за их непослушания. Где находился это место и на какую землю впервые ступила нога Адама и Евы?
«Но из-за зависти и ненависти Иблис обманул их и соблазнил отведать плодов от запретного дерева, и они совершили грех, поддавшись этому соблазну. Таким образом, шайтан привёл их к утрате блаженства, дарованного им Богом. И Аллах сказал им: «Низвергнитесь! Вы будете жить на земле вместе со своим потомством, будучи врагами друг другу! И будут одни из вас враждовать против других из-за козней и подстрекательства шайтана. Отныне на земле для вас место пребывания и использование её для проживания до времени, назначенного Мной»
Адам и его жена глубоко почувствовали свою вину и зло, которое они причинили себе, и Аллах внушил Адаму слова, которые помогли ему просить прощения у Господа. Адам стал каяться, и Бог простил его. Аллах всегда принимает искреннее раскаяние. Он милосерден к Своим рабам
Мы сказали Адаму, его жене и Иблису: «Низвергнитесь отсюда вместе! А если придёт к вам от Меня руководство, то над теми, кто последует за Моим руководством, не будет страха, и не будут они печальны» (Аль-Бакара: 36-38).
Теперь возникает вопрос, а где же это место, о котором кратко упоминалось в Коране?
На этот счет существует несколько мнений, два из которых наиболее важны:
1. Гора Серандиб в Индии. Во многих риваятах гора Серандиб (Цейлон или Шри-Ланка) на юге Индии упоминается как место посадки и первое жилище Адама (мир ему). На этом острове есть гора, которую португальцы называют горой Адама, и говорят, что нога Адама находится на этой горе. Высота этой горы 7420 метров и говорят, что растение, растущее на этом острове, — из листьев, которые Адам принес с собой с небес. Мусульмане, христиане и буддисты посещают следы Адама, высеченные на камне над горой Адам.
Ибн Баттута упомянул в своем путешествии, что посетил этот остров, жители которого до сих пор называют Адама «Папой», а Еву «Мамой».
В повествовании передается, что от непогрещимого Имама спросили, где находится лучшая земля на земле, и Имам ответил: Это земля, называемая Серандиб, где приземлился Пророк Адам (Уюн Ахбар Аль-Рида, т. 2, стр. 221).
2. Гора Сафа и Марва
В некоторых риваятах горы Сафа и Марва упоминаются как место приземления Адама и Евы. В повествовании от Имама Садика (мир ему) говорится: «Адам спустился на гору Сафа, а его жена Ева спустилась на гору Марва, и по случаю того, что Адам был избранником Бога, гора Сафа называлась Сафа, а на по случаю того, что Ева была женщиной, гора Марва называлась Марва». (Перевод Тафсир аль-Мизан, т. 1, стр. 211).
Сафа и Марва — две невысокие горы на восточной стороне Большой мечети. Согласно историческим сведениям, Хаджар, жена Ибрагима (мир ему), пыталась найти воду для Исмаила (мир ему) между этими двумя горами. Гора Сафа стала отправной точкой публичного призыва Пророка Ислама (С.А.С).
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
На основании восстановленных в результате ремонтно-реставрационных работ надписей мечети Кок гумбаз, являющаяся главным памятником комплекса «Дар ут-тилават» в Шахрисабзе и построенная в 839/1435 году, описывается как «мечеть воплощающая красоту, изящества форм и многих других высоких качеств», передает society.uz.
Правда, надписи на нем понесли немало потерь. Например, по мнению исследователей книги-альбома «Архитектурная Эпиграфика Узбекистана», посвященной Кашкадарьинской области, изданной в рамках издания проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира», при ремонте и реставрации надписей на правой щековой стене мечети было допущено немало ошибок.
Учитывая названные упущения, мы предлагаем более полный текст надписи, в котором переписанные Мирза ‘Абдурахманом части забраны в прямоугольные скобки.
Эта соборная [мечеть], воплощение красоты, изящества форм и многих других высоких качеств.
Ее венчает зеленый купол, словно над зеленым городом …
... Кураган, возвели Султан, сын Султана – Улугбек Кураган Да увековечит Аллах его царствие!
А завершено ее строительство в году 1435-36.
В этой надписи купол мечети Шахрисабза сравнивается с куполом гробницы Пророка – Раузая Мутаххары. Потому что этот купол зеленый. Также в этой надписи есть упоминание о средневековом названии Кеша - Шахрисабз, что означает «Зеленый город». В этой надписи имя Мирзо Улугбека выделено желтыми буквами («под золото»).
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана