В экспозиции отдела Корана музея Центра исламской цивилизации в Узбекистане представят рукопись Корана, переписанную Хатти Бабури.
По данным пресс-службы ЦИЦ, эта уникальная рукопись открывает новые возможности для изучения научного наследия Бабура Мирзо.
Великий государственный деятель, поэт и учёный Захириддин Мухаммад Бабур относился с глубоким уважением к Священному Корану и исламским наукам. В двух его указах приведено более 50 аятов из Корана, что свидетельствует о его широких знаниях и просвещённости. Эти указы, написанные на фарси, были переведены и включены в шеститомное собрание трудов, изданное в Узбекистане при поддержке Центра исламской цивилизации и Международного общественного фонда имени Бабура.
Бабур Мирзо упростил арабскую письменность и назвал её «Хатти Бобурий». Именно этим шрифтом он переписал Священный Коран и отправил его в Мекку. Древняя рукопись Корана, написанная шрифтом Бабура, в настоящее время хранится в музее города Мешхед (Иран).
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В Центре исламской цивилизации в Узбекистане будет размещена миниатюрная копия с изображением принцев из династии Тимуридов, сообщает пресс-служба ЦИЦ.
Это считается самым ранним известным образцом могольской миниатюры. Искусствовед Дж. М. Роджерс охарактеризовал её как одну из форм исламского изобразительного искусства, развивавшегося в Индии в XVI–XVII веках. Миниатюра выполнена на тонкой хлопковой ткани с использованием красок и золотой краски. На сохранившейся части изображен правитель, одетый в одежду в центральноазиатском стиле, сидящий в садовом павильоне. По обе стороны от него стоят слуги, а он сам обращен в сторону гостя, сидящего напротив. С двух сторон от него размещены придворные чиновники, а на заднем плане также видны слуги. В передней части миниатюры, которая до наших дней не сохранилась, предположительно, была изображена дворцовая развлекательная программа с участием танцовщиц и музыкантов.
Считается, что центральной фигурой на миниатюре является Хумоюн — второй правитель династии Бабуридов, живший в 1508–1556 годах. Еще одной примечательной особенностью произведения является то, что многие лица на изображении были позднее перерисованы — то есть перекрашены заново, чтобы изобразить других правителей из династии Бабуридов. Это превращает миниатюру из обычного портрета в нечто большее — в визуальный документ, отражающий родословную, историю всей династии. Каждое лицо, каждый взгляд оживает как фрагмент своей эпохи и как символ преемственности власти.
Благодаря этим особенностям данное произведение представляет собой не просто образец искусства, но и служит историческим, политическим и культурным очерком.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана