В суннитском исламе существует четыре мазхаба. По данным издания Исламосфера, их основатели, или имамы, пользуются огромным почтением среди мусульман. Вместе с тем их не могут оставить в покое даже после смерти.
Абу Ханифа (699-767)
Когда основатель ханафитской школы юриспруденции, или мазхаба, отказался от должности главного судьи, разгневанный халиф Абу Джафар аль-Мансур отправил его в тюрьму в 763 году, где подвергал пыткам. В заключении великий ученый и умер. Его похоронили на кладбище аль-Хайзуран в Багдаде. Первую мечеть, названную в честь имама, рядом с его могилой возвел в 985-986 гг. эмир из династии Буидов Самсам ад-Даула. Последующие правители ее многократно перестраивали и расширяли, рядом было построено медресе. После вторжения в Багдад династии Сефевидов в 1508 году мечеть и медресе были разрушены и упразднены, но когда регион завоевали османы, они восстановили все сооружения, превратив мечеть Абу Ханифы в одну из самых роскошных в городе. В 1959 году, после революции 1958 года, святилище было обновлено, претерпев модернизацию, но в апреле 2003 года во время боев за Багдад в очередной раз пострадало – части куполов, часовой башни и залов были разрушены. В 2004 году оно было восстановлено и сейчас является одной из самых известных мечетей столицы Ирака. Навестить могилу Абу Ханифы, расположенную здесь, приходит множество паломников.
Имам Малик ибн Анас (711-795)
Основатель маликитского мазхаба родился и умер в Медине. Он был похоронен на кладбище аль-Баки, где находятся могилы многих сподвижников и известных деятелей ислама. В период позднего средневековья вокруг его могилы было построено небольшое святилище, ставшее местом паломничества мусульман. После создания королевства Саудовской Аравии в 1925 году в рамках кампании по сносу объектов традиционного исламского наследия, несмотря на протесты мусульман во всем мире, все гробницы на аль-Баки были уничтожены. В наши дни место последнего упокоения Имама Малика, как и все другие захоронения на этом кладбище, представляет собой непримечательную могилу, отмеченную лишь небольшой кучкой песка и камней. Территорию патрулирует полиция, разгоняя тех, кто стоит у могил и молится за умерших, поэтому прибывшие посетить Имама Малика делают это только украдкой.
Имам Шафии (767-820)
Основатель шафиитского мазхаба отправился в Каир в 813 году, где преподавал в мечети Амра ибн аль-Аса до своей смерти и был похоронен в Городе мертвых. Его могила быстро превратилась в популярное место паломничества. Почти через четыреста лет после смерти имама Салах ад-Дин аль-Айюби (1137–1193) в 1178 году возвел рядом с ней суннитское медресе и заказал великолепный деревянный кенотаф, искусно вырезанный из тикового дерева. В 1211 году султан из династии Айюбидов аль-Камиль построил современную гробницу, которая в наши дни является одной из важнейших религиозных и архитектурных достопримечательностей Каира.
Имам Ахмад ибн Ханбал (780-855)
Основатель ханбалитского мазхаба родился и умер в Багдаде. Сейчас в районе аль-Хайдар-Хана, одном из заброшенных старых кварталов этого города, можно увидеть его скромную гробницу, окруженную полуразрушенными зданиями. Так как большинство мусульман Ирака являются шиитами и суннитами-ханафитами, святилище не пользуется особой популярностью. Тем не менее, сюда приезжают паломники из Персидского залива, Индии, Пакистана, Китая, Турции и даже некоторых африканских стран. Гробница относится к мечети Ариф-Аги. Сообщается, что раньше могила Ахмада ибн Ханбала находилась в другом месте, но его останки были перенесены сюда в 1937 году, так как кладбище, на котором он был похоронен, было затоплено Тигром. Над прежней могилой имама был построен мавзолей с куполом, но он неоднократно разрушался.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Руководство благотворительного общественного фонда «Вакф» при Управлении мусульман Узбекистана приняло делегацию Центра спасения и гуманитарной помощи им. Короля Салмана Королевства Саудовская Аравия.
В нем приняли участие сотрудники центра Насир ас-Субай и Юсуф Абдулла, руководитель управления Фонда Исохон Абдуллаев, заместитель руководителя Джахангир Саламов и специалист по развитию международных связей Миржалол Касимов.
Во время встречи И.Абдуллаев ознакомил гостей с работой Фонда, его возможностями и находящимся в его распоряжении имуществом, а также проводимой благотворительной деятельностью. Рассказал о «Мусхафе Усмана», который хранится в комплексе Хазрати Имам, находящемся в ведении благотворительного общественного фонда «Вакф», и остановился на его историческом значении. Гости проявили большой интерес к данному «Мусхафу Усмана».
В свою очередь, Насир ас-Субай отметил, что Центр им. Короля Салмана в настоящее время ведет активную благотворительную деятельность с более чем 20 странами и выразил надежду на установление сотрудничества в этом направлении и с Узбекистаном. В частности, он отметил, что в рамках сотрудничества с Фондом "Вакф" Центр планирует в основном доставку продуктов питания. Гости также ознакомились с такими проектами, как поддержка инвалидов, помощь малообеспеченным семьям, поддержка науки, обеспечение населения чистой питьевой водой путем бурения скважин, изучение и исследование рукописей, представленных благотворительным общественным фондом "Вакф".
Во время визита гости также посетили базу фонда, просматривая благотворительные грузы, хранение продуктов питания, а также процесс распределения.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана