Ремесло мыловарения в исламском мире развивалось на основе накопленных многими поколениями знаний народов Леванта, Египта и Месопотамии, сообщает сайт Lugatism.
В Золотой век ислама особое внимание к гигиене и чистоте, уходу за собой и парфюмерии, способствовало широкому использованию различных ароматических очищающих средств. Кулинарные книги и литература по этикету (адаб) изобилуют наставлениями о том, как правильно мыть руки до и после еды с применением обширного ассортимента ароматизированных порошков и благовоний.
По данным издания Исламосфера, ароматизированное твердое туалетное мыло на масляной основе, создаваемое мусульманами, совершило прорыв в сфере гигиены. Его изготавливали, смешивая масло (обычно оливковое) с аль-кали (вещество, похожее на соль). Согласно рукописям, его варили до получения нужной консистенции, оставляли для застывания и использовали в хамамах или банях. Это твердое брусчатое мыло продавалось на рынках для широких масс. Ибн Дикмак упоминает, что видел в Фустате в караван-сарае Кайсарийят ас-Саббанийя несколько магазинов, где продавали такую продукцию разных видов, форм и цветов.
В средневековых арабских кулинарных книгах X века приводятся рецепты порошков, которые назывались «зараир» и использовались для очищения рук и тела. В основном они состояли из поташа и различных видов сушёных и измельчённых трав, специй и растений. В элитных порошках, которые применяли богатые люди, содержались редкие и дорогие ингредиенты, такие как гвоздика, лепестки роз, корица, мускатный орех, мастика, кофейные зёрна, сандаловое дерево, алоэ и камфора. А продукцию недорогого сегмента делали из доступных и распространённых ингредиентов, таких как нутовая или рисовая мука.
При изготовлении мыла в Европе в качестве источника щёлочи в основном использовалась древесная зола, поскольку на континенте было много лесов. Но на Ближнем Востоке существовала нехватка древесины, поэтому здесь применяли золу разных растений, богатых натриевой содой. Главным образом, это солерос. Бедуины, жившие в пустынях Ближнего Востока, использовали такие растения в качестве мыла, и торговля ими была прибыльной.
Упоминания о мыле (сабун) часто можно встретить в средневековых кулинарных трактатах, хрониках, исследованиях, руководствах по проверке рынков и химических энциклопедиях. Однако подробных рецептов его изготовления мало.
Джабир ибн Хайян, арабский химик IX века, считается изобретателем метода получения гидроксида натрия или каустической соды, используемого для производства мыла. Рецепты изготовления мыла описаны Мухаммадом ибн Закарией ар-Рази (ок. 865–925), который также описывает получение глицерина из оливкового масла. В Наблусе в X веке изготавливали знаменитое наблусское мыло, смешивая оливковое масло первого отжима, воду и соединение натрия (каустическую соду). В Сирии, где мыловарение было процветающей отраслью, вместе с аль-кали и известью использовали лавровое и оливковое масла. Мылу придавали различные формы и штамповали его.
Арабский врач X века ат-Тамими описал способ получения поташа путём сжигания растения Soda rosmarinus. По его словам, растения собирали в свежем зелёном виде большими пучками и помещали в печи с оштукатуренным полом и каменными желобами. Под ними зажигали огонь, в результате чего расплавленное щелочное вещество стекало по желобам на пол. При охлаждении жидкость становилась похожей на камень чёрного цвета. Его можно было разбить на более мелкие фрагменты и использовать в качестве стирального порошка. Ат-Тамими описывает, что его импортировали в Палестину, Египет и другие регионы из речных долин в окрестностях Аммана в Трансиордании.
Недавно была обнаружена рукопись XIII века, в которой более подробно описаны рецепты изготовления мыла. Согласно ей, следует смешать кунжутное масло, щелочь и негашеную известь, прокипятить их, полученную смесь залить в формы и оставить для высыхания и затвердевания. В результате получается сухое мыло. Для изготовления душистых сортов добавляли ароматические травы и шафран. Как можно заметить, базовым маслом в этом рецепте является кунжутное, а не оливковое, что не является чем-то необычным, поскольку в Йемене, где была создана эта рукопись, не выращивали оливки.
Как можно понять из исторических источников, в период Фатимидов мыло изготавливалось не только из оливкового, но и из рапсового и салатного масла. Таким образом, в разных регионах исламского мира мыловарение было адаптировано к местному климату и флоре. Смесь воды, масла, щелочи, негашеной извести и иногда красителей давала различные виды этого продукта.
В XIV веке аль-Джалдаки в своей книге «Рутбат аль-хаким» пишет: «Мыло изготавливается из «резкой воды», полученной из щелочи и извести, но «резкая вода» портит одежду. Они решили эту проблему, смешав ее с маслами, что позволило получить мыло, пригодное для мытья рук и стирки».
Таким образом, мусульмане развивали традиции мыловарения, существовавшие в Средиземноморье, изменив многие характеристики конечного продукта. В качестве основного сырья они начали использовать растительные масла, сделав мыло более ароматным и приятным для кожи, и улучшили его свойства, используя едкий натр (гидроксид натрия) из обработки негашеной извести (оксид кальция) и кальцинированной соды (карбонат натрия).
Появление мыла в Европе во многом произошло благодаря культурному обмену, который происходил между крестоносцами и мусульманами в Леванте в XI–XIII веках. В IX веке в Европе производился свой продукт из животных жиров, который имел очень неприятный запах. Благодаря торговле здесь появилось душистое туалетное мыло из исламских земель, которое экспортировалось из сирийских городов, таких как Наблус, Дамаск, Алеппо и Сармин. Впоследствии были заимствованы и технологии его изготовления. Испанское кастильское и французское марсельское мыло ведут свое происхождение от сирийского алеппского мыла, привезенного крестоносцами в Европу.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
Российские ученые – самые активные участники Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU), объединяющего более 300 востоковедов по всему миру. Председатель правления WOSCU и директор Центра исламской цивилизации при Кабинете министров Республики Узбекистан Фирдавс Абдухаликов рассказал пресс-службе ДУМ РФ о главных целях Центра и ближайших научных планах.
- Уважаемый Фирдавс Фридунович! Для российской уммы в уходящем году знаковым событием стал ХХ Международный мусульманский форум (ММФ), на котором Вы достойно представили научное и интеллектуальное сообщество Узбекистана. Организаторы позиционировали форум как объединяющую платформу для мусульманских ученых (уляма), религиозных лидеров и деятелей науки. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о московской встрече.
– Вопросы, поднятые на ХХ Международном мусульманском форуме (ММФ), несомненно, имеют огромную актуальность. Сегодня мир переживает сложные процессы, и мировое сообщество ищет различные пути для устранения продолжающихся конфликтов. В этом контексте крайне важно обратить внимание на попытки определенных сил, действующих по указке известных центров, исказить представления о нашей священной религии, разжигая исламофобию. Мы наблюдаем усиление исламофобии, что подтверждается очевидными и, к сожалению, отчасти успешными попытками противопоставить ислам цивилизованному миру.
Тема форума, безусловно, оказалась созвучной идеям, которые уважаемый Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев озвучил с высокой трибуны ООН еще в 2017 году. Тогда он подчеркнул, что бороться с исламофобией и невежеством необходимо через просвещение. Президент особо отметил, что наша священная религия ислам — это религия добра, мира, гуманизма и знаний. С трибуны ООН он также выдвинул инициативу создания в Узбекистане культурно-гуманитарного мегапроекта — Центра исламской цивилизации. Сегодня его строительство в Ташкенте идет полным ходом, что символизирует нашу приверженность идеалам гармонии и взаимопонимания.
Этот центр призван стать мощной просветительской платформой, которая объединит науку, искусство, культуру. Деятельность Центра будет направлена на изучение, сохранение и популяризацию наследия мусульманских ученых и просветителей первого и второго восточного Ренессансов.
Мы хорошо знаем, что Восток, в частности земля Узбекистана, был колыбелью выдающихся личностей, чей вклад в развитие мировой цивилизации невозможно переоценить. Среди них – великие теологи, которые своими бесценными трудами дали глубокое понимание сути ислама. Имена таких выдающихся личностей, как имам аль-Бухари, ат-Тирмизи, аль-Матуриди, аль-Насафи, аль-Маргинани, останутся навеки вписанными в золотую летопись истории. Этот список можно продолжать бесконечно! Наряду с теологами, Узбекистан стал родиной выдающихся ученых, которые совершили эпохальные открытия в самых разных областях знания. Мы гордимся наследием Авиценны, Бируни, Фергани, Хорезми, Мирзо Улугбека и многих других великих умов.
Именно поэтому идея создания Центра исламской цивилизации приобретает особую значимость. Этот Центр задуман не как музей в традиционном понимании, а как мощный очаг просвещения, своего рода маяк знаний. Как подчеркнул наш уважаемый Президент, двери Центра будут открыты для всех — просветителей, ученых, представителей международных организаций, готовых объединиться ради одной общей цели: продвижения знаний и популяризации великого наследия исламской цивилизации.
Возвращаясь к форуму, отмечу, что в ходе мероприятия прозвучало множество интересных идей. Особо хотелось бы подчеркнуть вклад нашей делегации, которая внесла предложение включить в резолюцию форума пункт о необходимости борьбы с невежеством через просвещение. С радостью могу отметить, что это предложение было поддержано и вошло в итоговый текст резолюции.
– Вы возглавили Центр исламской цивилизации в июне 2024 года и уже подписали меморандум о сотрудничестве с Московским исламским институтом. Какие, на Ваш взгляд, основные направления сотрудничества Центра с российским исламским вузом?
– Меморандум – это первый шаг на пути к полноценному сотрудничеству. Ключевая задача сейчас – изучить возможности обеих сторон, определить направления, векторы и проекты, которые реализуются в наших институтах, найти точки соприкосновения и объединить усилия ученых Московского исламского института и Центра исламской цивилизации.
Важно, чтобы подписанные документы перешли из области деклараций к реальным проектам, каждый из которых должен иметь практическое воплощение. Через совместную работу мы стремимся к тому, чтобы эти проекты служили олицетворением тех высоких и благородных идей, которые заложены в религии ислам, и через просвещение способствовали их реализации.
В августе этого года ректор Московского исламского института, доктор Дамир Мухетдинов, принял участие в Международном конгрессе Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. Этот значимый форум, проходивший в Ташкенте и Самарканде под девизом «Наследие великих предков — основа III Ренессанса», утвердил более 150 проектов. Надеюсь, в их реализации примут активное участие и наши коллеги из Московского исламского института.
– Как известно, большая часть культурного наследия народов Востока, в том числе Мавераннахра, хранится в РФ - в Институте восточных рукописей, в Государственном Эрмитаже, в ГИМе, в Государственном музее народов Востока, в музеях и коллекциях регионов России. Как Центр будет с ними взаимодействовать?
– Эта работа уже активно ведется. Напомню, что по инициативе Президента Республики Узбекистан вопросы изучения, сохранения и популяризации культурного наследия возведены в ранг государственной политики. Именно благодаря этому в 2017 году усилиями 300 ученых из 40 стран было создано Всемирное общество по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана (WOSCU). Это общество сегодня активно работает с Россией. В портфеле двустороннего сотрудничества – конкретные проекты, в числе которых «Карта археологических памятников Узбекистана», «Каталог архитектурных памятников Узбекистана», «История Узбекистана в фотографии», «Историческая библиотека», «Махалли Узбекистана» и многие другие. В рамках проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира» уже подготовлено 80 томов книг-альбомов. Каждый год WOSCU презентует по 10 новых томов. Около 20 с лишним томов посвящены культурному наследию Узбекистана, хранящемуся ныне в российских собраниях – музеях, библиотеках, научных учреждениях. Мы благодарны руководству РФ, ученым России за предоставленные возможности и это сотрудничество. Не во всех, к сожалению, странах мы наблюдаем такое адекватное и доброе отношение к этому проекту. Некоторые государства очень неохотно идут на контакт. Например, США. Мы до сих пор никак не можем договориться с американскими музеями о предоставлении нам каталогов и фотокопий артефактов и рукописей, которые у них хранятся. На наши запросы они в ответ пишут очень красивые письма, этим дело и ограничивается. С рядом стран, например, с Ираном, Китаем мы находимся на стадии переговоров.
В России же есть четкое понимание, что хранящееся в РФ культурное наследие Узбекистана нужно вернуть на Родину – в виде прекрасных художественных альбомов, факсимильных копий рукописей, глубоких исследований, фильмов, телепередач, которые мы также создаем с российским телеканалом «Культура». Для нас это важно: мы должны духовно просвещать молодежь через наше богатое население. Все граждане Узбекистана должны знать о том великом культурном наследии, которое оставили наши предки. Этот проект как раз служит этим благородным целям.
С российскими учеными мы продвинулись далеко в этом направлении. Они – самые активные члены нашего Общества, нас связывают дружественные отношения.
– Фирдавс Фридунович, Вы упомянули о книгах, которые были изданы Всемирным обществом. Я знаю, что часть из них была написана Вами. Причем их тематика достаточно разнообразна: это и искусство, и история, и архитектура. Какая из работ потребовала наибольших усилий и над чем работаете сейчас?
– Было бы нескромно говорить, что это исключительно мои работы. Это работы коллектива авторов – членов нашего Общества, наших ученых. Мы черпаем знания друг у друга, учимся друг у друга, объединяем усилия, в результате получаются прекрасные издания. Сейчас мы работаем над очень интересной книгой, которая, как я думаю, станет определенной сенсацией в восточной науке. Ее рабочее название – «Исторические личности Узбекистана в восточной миниатюре».
– Не могли бы вы подробнее рассказать об этой теме? Насколько мне известно, вы защищали по ней диссертацию.
За последние семь лет мы посетили около двухсот музеев и библиотек, установили контакты с их руководством, а также приобрели фотокопии редчайших миниатюр, представляющих для нас особую ценность (в отдельных случаях эти шедевры передавались нам в дар).
В рамках нашей работы мы изучаем рукописные памятники, имеющие особую значимость для Узбекистана. Затем из этих памятников выделяем изображения конкретных исторических личностей, связанных с историей нашей страны. Этот труд позволил впервые идентифицировать более 150 портретов выдающихся правителей и ученых, что стало значительным вкладом в историческую науку.
Можно с уверенностью сказать, что подобных объемных собраний как по разнообразию династий, так и по количеству изображений конкретных исторических персонажей, выделенных из восточных миниатюр, ранее не публиковалось. Известно, что в восточной миниатюре часто делался упор на иллюстрациях к тем или иным событиям, а не на конкретных личностях. Проще говоря, миниатюристы зачастую изображали коллективные сцены, уходящие за рамки бытия отдельного персонажа.
В этой связи персонификация с помощью выделения отдельных личностей из сюжетных иллюстраций является важным художественным приемом, что означает новую эстетику и взгляд на изображение индивидуальности через восточную миниатюру. Использование персонификации в нашей книге позволило придать каждой исторической личности свой собственный образ, превращая ее тем самым в центральную фигуру, привлекательную для читателя. Считаю, что этот прием выводит на новый уровень эмоционального и художественного восприятия этих героев произведений.
Самый ранний манускрипт, представленный в книге, – это рукопись «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») – сочинение об истории монголов, составленное в 1307 году визирем государства Хулагуидов Рашид ад-Дином Фазлуллахом. Миниатюры, украшающие рукопись, изображают многих представителей династий Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджуков. Сам манускрипт ныне разделен. Одна часть хранится в Национальной библиотеке Франции, другая — в библиотеке Эдинбургского университета.
Среди обнаруженных миниатюр можно найти портреты Саманидских и Газневидских правителей, такие исторические деятели как, Амир Тимур, Мирзо Улугбек, Хусейн Байкара, Алишер Навои, Мирзо Бабур, Шейбани-хан и многие другие. Некоторые из этих портретов являются настоящими шедеврами, в том числе работы великого Кемаля ад-Дина Бехзада, которого справедливо называют «Рафаэлем Востока». Должен отметить, что именно этот знаменитый художник, имевший огромный авторитет и служивший при дворах не одного правителя, посмел внести новшества в искусство миниатюры. Именно Бехзад впервые в истории восточной живописи превратил реального человека в героя своего творчества. Он начал прорисовывать лица персонажей более детально, разнообразив типажи, создав портреты Хусейна Байкары, Алишера Навои, Шейбанихана и других. Тем самым Бехзад поднял на более высокий уровень искусство портрета.
Особенность портретной миниатюры заключается в её размере, значительно уступающем традиционному живописному портрету. Благодаря современным технологиям сегодня возможно увеличить изображение без искажения его оригинальных пропорций. Мы выделяем портрет из миниатюры, увеличиваем его и печатаем в высоком качестве.
Так, например, на миниатюре из произведения «Чингизханнаме», рукопись которого хранится в Британской библиотеке, мы видим черты лица последнего хорезмшаха Джалолидина Мангуберды, несмотря на поражение, полного решимости продолжать борьбу со своим главным врагом Чингисханом. Или, допустим, основатель империи Великих Моголов Захириддин Бабур со скорбным видом выражает соболезнования по поводу смерти шаха Хусейна Байкара его семье на миниатюре XVII века из произведения «Бабурнаме», хранящегося в Лондонской библиотеке.
Расцвел портрет в восточной миниатюре уже при династии Бабуридов, которые уходили от суфизма, следовательно, и от аскетизма и свободно позировали художникам-портретистам, которые, в свою очередь, экспериментировали со стилями, в том числе и западными. При этом прижизненных портретов самого основателя династии Мирзо Бабура, который также придерживался суфийских традиций, так и не обнаружено.
На основе этого материала создается книга, отражающая богатую культурную и научную историю Узбекистана с XI по XVIII века. Каждая миниатюра сопровождается научным комментарием, что делает издание не только визуально впечатляющим, но и важным академическим трудом.
Книга будет выполнена в крупном формате, представляя собой изысканное подарочное издание высочайшего качества. Более того, это уникальный проект, первый в мире, включающий свыше 60 великолепных факсимильных копий восточных миниатюр, созданных с утончённой точностью и безупречным вниманием к деталям.
– В советскую эпоху издавалась замечательная книжная серия под названием «Мыслители прошлого». Возможно, стоит задуматься о ее возрождении?
– Мы недавно посетили Турцию и достигли соглашения с организацией ИРСИКА о реализации грандиозного проекта – «Энциклопедия ученых Узбекистана». Впереди нас ждет колоссальный труд, результатом которого станет многотомное издание. Верим, что настанет день, когда мы с радостью пригласим вас на торжественную презентацию этого выдающегося труда!
– Планируется ли издание Корана в рамках работы вашего Общества?
– Да, это одно из ключевых направлений нашей деятельности. Прежде всего, мы совместно с Институтом восточных рукописей в Санкт-Петербурге уже осуществили издание Катталангарского Корана – одной из древнейших сохранившихся рукописей священной книги Ислама. Мы глубоко благодарны директору Института Ирине Федоровне Поповой за неоценимую поддержку в реализации этого проекта. В настоящее время мы работаем над уникальным проектом под названием «114 Коранов Узбекистана». Число 114 выбрано неслучайно – именно столько сур содержит Священное Писание мусульман. В проект войдут в основном рукописные экземпляры Корана, связанные с историей Узбекистана, но ныне хранящиеся в различных собраниях по всему миру. Этот масштабный труд представляет собой факсимильное издание, над которым мы трудимся уже более четырех лет. В проекте принимают участие австрийские и испанские компании, а также ученые-корановеды из множества стран мира. На начальном этапе значительную поддержку нам оказали такие выдающиеся специалисты, как известный российский исследователь Корана Ефим Анатольевич Резван, профессор Коллеж де Франс Франсуа Дерош и экс-директор ИРСИКА Халит Эрен. Этот проект обещает стать выдающимся вкладом в сохранение и популяризацию исламского культурного наследия.
– Вы упомянули, что цель ваших проектов – донести до народа Узбекистана знание о его прошлом, о великих предках, познакомить с их наследием. Каково, на ваш взгляд, значение такого понятия, как «историческая память» в современном мире?
– Историческая память, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для любой страны, любой нации. Для Узбекистана она особенно важна, ведь это молодое государство, где более 65% населения составляют молодые люди. В этом контексте вопросы духовного воспитания приобретают первостепенное значение, ведь невозможно воспитывать духовно богатую личность без глубокого знания своих истоков, своей истории. Осознание своей принадлежности к великой нации, внесшей огромный вклад в мировую цивилизацию, пробуждает не только гордость за свое прошлое, но и стремление продолжать и развивать эти традиции. Именно поэтому в Новом Узбекистане под руководством нашего уважаемого Президента Шавката Миромоновича Мирзиёева этот вопрос возведен в ранг государственной политики. Создание Центра исламской цивилизации – не просто амбициозный проект, а, прежде всего, масштабная платформа для духовного воспитания молодежи.
Как подчеркнул Шавкат Миромонович, молодежь, войдя в одну дверь нашего Центра и выйдя из другой, должна преобразиться, измениться внутренне, духовно обогатиться. Мы создаем не просто музейные пространства, а интерактивные экспозиции, оснащенные современными технологиями, чтобы знания передавались живо и эффективно. В проекте принимает участие и известная российская компания «Сила Света».
Духовно богатая молодежь, воспитанная на ценностях своей истории и культуры, не свернет на ошибочный путь. В этом смысле наша миссия становится своего рода вакциной от угроз современности, таких как терроризм, экстремизм и насилие, которые часто поражают духовно обездоленную, неграмотную молодежь.
В заключение, возвращаясь к ММФ, хочу сказать: мы глубоко благодарны российским коллегам за организацию форума, за поднятые актуальные темы, за их теплый прием. Надеемся, что наше сотрудничество будет продолжаться и укрепляться, способствуя решению общих задач и вызовов.
- Благодарю вас.
Беседовала Ольга Семина, dumrf.ru
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана