Сайт работает в тестовом режиме!
04 Март, 2025   |   4 Рамадан, 1446

город Ташкент
Фаджр
05:35
Шурук
06:53
Зухр
12:40
Аср
16:32
Магриб
18:20
Иша
19:33
Bismillah
04 Март, 2025, 4 Рамадан, 1446
Статьи

Два романа, два разных мировоззрения: «Робинзон Крузо» и «Хай ибн Якзан»

6.01.2025   5862   7 min.
Два романа, два разных мировоззрения: «Робинзон Крузо» и «Хай ибн Якзан»

Если сравнивать Хая ибн Якзана и Робинзона Крузо, то Робинзон своим поведением и действиями представляет западную цивилизацию, а Хай с его чистотой, духовными исканиями и преклонением перед мудростью – все то, чем исламская цивилизация владела, но утратила в наши дни, пишет Мехмед Мазлюм Челик.
Турецкий социолог Шериф Мардин (1927-2017) заявлял, что «Хай ибн Якзан» и «Робинзон Крузо», затрагивающие одну и ту же тему, имеют чрезвычайно важное значение с точки зрения раскрытия фундаментальных различий между нравственными ценностями исламской и западной цивилизаций. Он писал: «Оба романа основаны на схожем опыте. Но Хай безгрешен по своей природе, а Робинзон оказался на острове, отправившись в путешествие за рабами.
По данным издания Исламосфера, Робинзон продолжает и на острове воплощать свое понимание рабства, а Хай ищет смысл жизни.
Робинзон основывает на острове королевство, а Хай влюбляется в совершенное творение и упорядоченность мира.
Даже после того, как он оказался на острове, Робинзон не меняется, продолжая оставаться эгоистически настроенным, в то время как Хай стремится привести свою душу, в основе которой лежит добро, к мудрости».
Известный исламский ученый Роже Гароди следующим образом раскрывает различия между двумя произведениями: «Робинзон принес с собой на остров свой индивидуализм, свое оружие, а также стремление к власти над природой, которую он сделал пригодной для сельского хозяйства, и Пятницей, которого подчинил себе».
Хай ибн Якзан на необитаемом острове
Первый философский аллегорический роман под названием «Хай ибн Якзан написал Ибн Сина, а после это сделал Шихаб ад-Дин Сухраварди. Но широкую популярность получило одноименное произведение, созданное Ибн Туфайлем. 
Матерью Хая ибн Якзана была принцесса, отец которой воспротивился ее браку с любимым. Тогда она взяла рожденного ею сына, положила в сундук и бросила море, положившись на Аллаха. Волны вынесли ребенка на необитаемый остров, где он и вырос, вскормленный газелью.
С того момента, как Робинзон Крузо ступает на остров, он стремится установить господство над всем живым. Это видно даже в отношениях с попугаем, его первым другом. Отношения Хая с живыми существами на острове основаны на том, что он стремится понять их, обращается с ними как с людьми и не рассматривает как только источник удовлетворения своих потребностей.
Духовные искания Хая ибн Якзана напоминают те, которые пережил пророк Ибрахим (мир ему): «Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!»» (Аль-Анам, 76-79).
После смерти газели, самого близкого ему существа, Хай начинает исследовать, чем является то, что дарует жизнь существующим. Он видит мертвое тело своей приемной матери, оно совершенно целое, но то, что дарило ему тепло, материнскую любовь, исчезло. Хай понимает, что тело на самом деле не имело ничего общего с действиями, которые, как считалось, произошли от него. Все эти действия были результатом чего-то другого, того, что временно пребывало в теле, а затем покинуло его. Так он приходит к пониманию существования души.
После этого открытия вопросов у Хая становится еще больше. Что создало душу, как образовалось время, было ли сначала сотворено пространство? Что за сила стоит за идеальной гармонией этого мира? Почему камень, брошенный в воду, утонул, а более тяжелое бревно поплыло? Может ли настать конец звездам на небе или даже самому небу?

Вопросы, которыми задается Хай, чрезвычайно логичны и свободны от догм, и предлагают важные ключи к разгадке знаний и исканий исламской цивилизации. В то время как они превратили Хая в мудреца и привели его к Аллаху, Робинзон на острове переживал совсем другие приключения.
Робинзон Крузо на необитаемом острове
Приключение Робинзона отличается от пережитого Хаем прежде всего своей целью. Если последний оказался на острове не в результате своих усилий, то Робинзон – в результате западной политики колониализма и империализма. Он отправился в свое путешествие с целью приобрести рабов в Африке и продать их в портах Южной Америки. Более того, никакой опыт, полученный им на острове, не лишил его этих желаний и не очистил его.
Жизнь Робинзона на острове также сильно отличается от жизни Хая. Пока последний поражается чудесам острова, и пытается понять их, Робинзон объявляет себя хозяином и королем кусочка суши, на который попал.
Кроме того, Робинзон сначала порабощает Пятницу, а затем пытается обратить его в христианство, занимаясь миссионерской деятельностью. Он рассматривает культуру туземца как низшую и пытается воспитать в нем западное сознание. Но такое воспитание служит цели подготовки хорошего слуги, а не превращение его в белого жителя Запада.
Подводя итог, можно сказать, что на острове Робинзона доминируют западный империализм, колониализм и миссионерство. Робинзон приобретает опыт, но не меняется сам. Напротив, он пытается изменить остров и даже господствовать над ним. Кроме того, сначала Робинзон порабощает своего единственного друга Пятницу, а затем обучает его быть хорошим слугой. 
Если сравнивать два этих произведения, то Робинзон своим поведением и действиями представляет западную цивилизацию, а Хай с его чистотой, духовными исканиями и преклонением перед мудростью – все то, чем исламская цивилизация владела, но потеряла в наши дни.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Статьи
Другие посты
Новости

Шедевры культурного наследия Узбекистана из итальянских коллекций будут представлены в Ташкенте

3.03.2025   2749   2 min.
Шедевры культурного наследия Узбекистана из итальянских коллекций будут представлены в Ташкенте

В честь открытия Центра исламской цивилизации в Узбекистане, музеи и коллекционеры Италии привезут в столицу уникальные артефакты узбекского происхождения, сообщает ИА «Дунё».
Этот беспрецедентный проект стал возможен благодаря стратегическому курсу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, направленному на возрождение и популяризацию бесценного культурного наследия страны.
Как известно, в середине февраля текущего года делегация Центра исламской цивилизации во главе с директором Центра Фирдавсом Абдухаликовым побывала в Италии, где были проведены переговоры с рядом музеев и коллекционеров.
Поддерживая идею популяризации культурного наследия Узбекистана, представители итальянских музеев и коллекционеры откликнулись на инициативу Нового Узбекистана о проведении глобальной международной выставки в честь открытия Центра исламской цивилизации.
На протяжении веков творения узбекских мастеров рассеивались по миру, становясь жемчужинами крупнейших музейных и частных коллекций. Сегодня, благодаря прогрессивным инициативам Узбекистана, эти реликвии будут впервые представлены в Центре исламской цивилизации.
«Необходимо отметить, что коллекции узбекских артефактов в итальянских собраниях, которые будут представлены в Ташкенте, были опубликованы в 35 томе мультимедийного проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Вот уже восемь лет Проект, при поддержке государства и социально-ответственного бизнеса, издает собранную информацию о памятниках узбекского происхождения, хранящихся за рубежом, в формате иллюстрированных книг-альбомов. Сегодня серия насчитывает уже 80 томов. В книге-альбоме, посвященной артефактам из Узбекистана в библиотеках, музейных и частных собраниях Италии, представлены такие учреждения культуры, как библиотека университета Болоньи, где хранится уникальный манускрипт Абу Али ибн Сины, переведенный на иврит, римский Национальный музей восточного искусства им Джузеппе Туччи – музей цивилизаций (MuCiv), туринский Музей азиатского искусства (МАО), флорентийский музей Стибберта, миланский Музей культур Mudec, Фонд и музей текстиля Антонио Ратти, расположенный в Комо, частная коллекция миланских коллекционеров Альберто и Анны Леви», – отмечает научный координатор проекта Эльмира Гюль.
По информации Центра исламской цивилизации, среди артефактов, которые будут представлены в Ташкенте, – знаменитая керамика Афрасиаба с эпиграфическими надписями, несущими пожелания процветания и благоденствия, уникальные средневековые металлические изделия Хорасана и Мавераннахра из частных коллекций, включая легендарную чашу караханидских правителей, и потрясающие произведения узбекского текстиля XIX – начала XX веков, которые поражают своей изысканностью и мастерством исполнения.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан