Учитывая роль и значение произведений Махмудходжи Бехбуди в повышении интеллектуального и духовного потенциала подрастающего поколения, воспитании молодежи как созидателей Нового Узбекистана, настоящими патриотами, а также в целях более широкого изучения и популяризации его бесценного наследия принято Постановление Шавката Мирзиёева «О широком праздновании 150-летия со дня рождения основателя джадидского движения в Туркестане, выдающегося писателя, общественного деятеля, издателя и педагога Махмудходжи Бехбуди».
В последние годы Глава государства уделяет особое внимание изучению, широкому распространению жизни и научной, творческой деятельности наших великих дедов-джадидов, в том числе и Махмудходжи Бехбуди. Нет сомнений, что это послужит почтением наших великих предков, пожертвовавших жизнью за свободу Родины и просвещение народа, прославлению их имен и повышению интеллектуального и духовного потенциала подрастающего поколения.
На Аллее литераторов в Ташкенте воздвигнут памятник Бехбуди, а создание дома-музея в Самарканде, учреждение премии имени Махмудходжи Бехбуди для талантливых драматургов, стипендии для студентов, создание художественного фильма - благородные дела в изучении великого джадидского духовного наследия.
В 2020 году Указом Президента Махмудходжа Бехбуди был награжден орденом «За выдающиеся заслуги», награду вручили потомкам Бехбуди. Спустя пять лет принято решение о широком праздновании 150-летия со дня рождения просветителя, за что мы выражаем искреннюю благодарность уважаемому Президенту.
М. Бехбуди прожил очень сложную и трагическую жизнь, которая всецела была отдана делу просвещения. Он призывал народ давать своим детям образование, обучать языкам, современным наукам. Если взглянем на опубликованные им статьи, то признаем, что социально-политическая обстановка того времени вызывала в нем гнев.
Цитаты из его статьи «Пороки, которые нас гложут» говорят сами за себя: «О народ! О мусульмане! Почему мы не следуем словам Бога и посланника? Мы безумны? Мы вне шариата, скажите ради Бога. Что с нами не так?». Он жил жизнью, полной заботы о Родине.
Профессор Б. Касымов пишет: «Бехбуди был крупным представителем, активно участвовавшим в общественно-политических движениях своего времени, основателем культуры новой эпохи. Признанный лидер джадидов Туркестана был первым драматургом, стоявшим у истоков узбекской драматургии, театральным деятелем, издателем, журналистом».
Трагизм судьбы М. Бехбуди в том, что его убили дважды. Первый раз физически в 1919 году, а второй раз попрали память о нем в 1935-37 годах. Из-за политики, которую Советы начали против М. Бехбуди, с 1934 года его имя было удалено отовсюду. Он подвергался критике в коммунистических «научных» работах, ему не находилось места на страницах литературы и истории, его произведения изымались из библиотек, их изучение запрещали. Прискорбно, что некоторые местные интеллигенты тоже присоединились к этому делу. Эта ситуация хорошо описана академиком Наимом Каримовым в его книге «М. Бехбуди», в которой он описывает споры по поводу включения имени Бехбуди в Узбекскую энциклопедию. Но историческая справедливость восторжествовала. Правда жизни стерла со страниц истории тех, кто хотел стереть имя Бехбуди. Его имя было восстановлено, и, как пишет ученый-джадидовед Сирожиддин Ахмад, «оно излучает свет размышления на нашем пути. Это размышление призывает к обогащению родины, науки, духовности народа, укреплению веры и убеждений. Пока жив народ Туркестана, пока живет нация, имя М. Бехбуди будет бессмертным».
Велики заслуги наших просветительских ученых в восстановлении имени М. Бехбуди: Иброим Муминов, Солех и Бегали Косимовы, Ахмад Алиев, Наим Каримов, Дилбар Рашидова, Б. Назаров, Сайли Умиров.
Пусть будут спокойны пороги и долгой жизнь тем, кто сегодня занят этим благим делом. Это - Сирожиддин Ахмедов, Дилором Алимова, Бойбута Дусткораев, Халим Сайид, Зайнобиддин Абдирашитов, Баходир Каримов, Шухрат Ризаев, Нилуфар Намозова, Зебо Ахмедова и другие самоотверженные люди.
Автор: П. БЕГБУДИЕВА, соискатель кафедры английского языка СамГИИЯ, “Самаркандский вестник”.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В 56-м номере журнала «OIC Journal», издаваемого Организацией исламского сотрудничества, опубликована статья, посвященная Хиве и ее статусу как столицы туризма ОИС в 2024 году, сообщает ИА "Дунё".
В ней отмечается, что Хива - древний археологический центр, известный своей богатой историей и яркой культурой, принял большое количество посетителей со всего мира, особенно из стран-членов ОИС, на 12-й сессии Исламской конференции министров туризма, которая прошла с 31 мая по 2 июня 2024 года.
Темой сессии стало «Развитие туристической индустрии устойчивым и жизнеспособным образом». Сообщается, что город также стал центром мероприятий, посвященных статусу «Хива: туристический город ОИС 2024 года».
"Хива — один из самых древних городов Хорезмского региона и Узбекистана в целом, с историей, насчитывающей более 2500 лет. Город славится своей средневековой крепостью Ичан-Кала, которая с 1990 года включена в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот тщательно сохраненный музей под открытым небом предлагает заглянуть в славное прошлое региона – от богатой культуры и научного прогресса до вклада в развитие исламской цивилизации", - говорится в статье.
Подчеркивается, что Хорезмский регион в IX–XII веках был центром знаний и науки, где Академия Аль-Мамуна в Хорезме продвигала новаторские исследования в астрономии, математике, медицине и химии. В этом регионе родились выдающиеся ученые, такие как Мухаммад ибн Муса Аль-Хорезми и Абу Райхан Аль-Беруни, известный своими работами в области астрономии и философии.
"Нет сомнений, что посетители Хивы восхищаются сочетанием древних традиций и современных достижений. Спокойная атмосфера, гостеприимство местных жителей и отличные условия для туристов делают Хиву уникальным направлением, которое сохраняет свое историческое наследие, предлагая современные удобства для незабываемого туристического опыта. Ожидается, что празднование статуса Хивы как Туристического города исламского мира в 2024 году станет значительным толчком для развития туристической отрасли", - пишет автор.
Отмечается, что министры и представители туристической сферы стран-членов ОИС встретились в Хиве с 31 мая по 2 июня 2024 года, чтобы лично убедиться в теплоте и гостеприимстве этого города. Приток высокопоставленных гостей подчеркнул богатое культурное наследие Хивы и её превосходные туристические возможности, включая роскошные отели, исторические достопримечательности и изысканную местную кухню.
Министерская конференция в Хиве была направлена на достижение стратегических целей в сфере туризма, включая выбор Туристических городов ОИС на 2025 и 2026 годы, акцент на развитие исламского туризма, укрепление сотрудничества между странами-членами ОИС в туристическом секторе, популяризацию туристического потенциала Центральной Азии, в частности Узбекистана, и увеличение числа туристов, приезжающих в Узбекистан и Хорезм (Хиву). Это внесет вклад в укрепление местной экономики и культурного обмена.
"Получив статус «Туристического города ОИС 2024 года», Хива готова впечатлять посетителей своим устойчивым блеском и глубоким историческим значением, открывая новую эру культурного и экономического процветания", - резюмирует «OIC Journal».
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана