Хотя Фарид ад-Дин Аттар (1145-1221) больше известен в мире как поэт, он был глубоким суфийским мыслителем, разработавшим свою философию.
По данным издания Исламосфера, точных сведений о жизни Фарид ад-Дина Аттара нет. Из его произведений можно понять, что в молодости он был аттаром (аптекарем, фармацевтом), а с другой стороны, изучал религиозные науки, приобретал суфийские знания и служил различным шейхам. Сам он сообщает, что прочитал много книг о пророках и святых и в течение тридцати девяти лет собирал стихи и рассказы, связанные с суфизмом.
Достоверно неизвестно, у кого Аттар проходил суфийское обучение и был ли мюридом какого-то шейха вообще. В предисловии к своему «Асрарнаме» поэт пишет, что духовно связан с Абу Саидом Абу-ль-Хайром (ум. 1049), которому он возносит обильные восхваления. Он также сообщает, что все, что обрел, получил благодаря его духовности. Также из произведений Аттара следует, что он был знаком со многими суфиями и шейхами своего времени, дружил с ними и прочитал их труды, подготовившись таким образом к преодолению стадий духовного развития, и в результате этих усилий достиг макама (стоянки) наставничества (иршад).
В своих произведениях Аттар развивает концепцию вахдат аль-вуджуд (единства существования). Согласно ему, кажущаяся «множественность» (касрат) этого мира в извечном (азали) мире едина с сущностью Аллаха, а значит, разделения или множественности нет. Множественность существует лишь в этом мире и является лишь внешней видимостью. Другими словами, видимый мир подобен дыму, существование которого происходит от огня. На самом деле всё едино, и Единый есть всё. Познавшие суть мироздания суфии не видят во вселенной ничего, кроме Его Одного, они ныряют в море единения и горят в огне любви. Человек, несущий в себе божественную субстанцию (джаухар), может найти и увидеть Аллаха только после того, как снимет с себя завесы существования, ибо, по мнению Аттара, Всевышний всегда проявляется в разных проявлениях.
Вместе с этим, по мнению Аттара, мы, люди, включая пророков, не можем найти, понять и постичь Аллаха с помощью разума. Наш разум и мысль в стремлении понять Его подобны крошечной частице, пытающейся постичь суть всей вселенной, или капле росы, пытающейся плыть в огромном море. Есть только один способ обрести Аллаха – познать себя, очистить свой нафс (низменное «я»), победить похоть, забыть ее и исчезнуть в Его существовании. Другими словами, чтобы познать мир истины и единства, следует отказаться от разума, познания и пустословия, положить конец вопросам «как» и «почему» и даже любым вопросам вообще, и, считая себя несуществующим, избегать материального мира, гордыни знания, желаний, подобных детским, и страстей. Необходимо сгореть в огне любви и исчезнуть в абсолютном существовании, т.е. существовании Аллаха, потому что вне мира чувств реальность и любовь, неподвластные разуму, могут быть поняты только через состояния (халь) и вкушение (заук).
Как известно, в суфизме выделяют три этапа духовного пути: тарикат, марифат (познание) и хакикат (истина). Аттар выделят семь: таляб (желание), ашк (любовь), марифат (познание), истигна (довольство своим положением), таухид (единобожие), хайрат (изумление) и фана (пребывание в Боге). Чтобы достичь Истинного, исчезнуть в Его существовании и обрести бака (постоянное пребывание в Боге), необходимо преодолеть эти стадии под руководством совершенного наставника. Аттар придает большое значение фана, которая является последним уровнем и которая, по его мнению, состоит из истинного таухида (единобожия). Чтобы стать совершенным человеком, необходимо совершить духовное путешествие, сопряженное с бесчисленными трудностями. Первое условие этого пути – поиск (талаб). Вступив на этот путь, человек не должен бояться быть сожженным и уничтоженным в огне любви, необходимой для этого путешествия. Влюбленный жертвует своей жизнью, как мотылек в огне. Как описывается аллегорически в поэмах «Язык птиц» и «Мусибатнаме», практикующий суфий (салик) преодолевает долгий путь, окрыленный любовью, которая позволяет ему терпеть все невзгоды и страдания, чтобы полностью почувствовать божественную субстанцию внутри себя. Обойдя всю вселенную, то есть семь метафорических долин, полных бедствий и препятствий, он наконец находит в себе то, что ищет, и сам становится именно тем, что искал (Истиной). Иными словами, он видит, что Любимый есть не что иное, как влюбленный, и исчезает в Аллахе (т.е. обретает фана фи-Ллах) и находит Его в себе. Таким образом проявляется истинная суть изречения «Тот, кто познал себя, познал своего Господа».
Как можно видеть, Аттар детально разрабатывает доктрину вахдат аль-вуджуд (единства существования) и придает ей более глубокий смысл по сравнению со своими предшественниками. По его мнению, для тех, кто «исчез» в Истинном, смерти на самом деле не существует, ибо исчезновение в Нем приводит их к состоянию бака.
Идеи аль-Аттара находят отражение в его произведениях. Двустишия-маснави, составляющие большую часть его творчества, посвящены суфийским темам. В них можно найти описания понятий вкушение (заук), концепции вахдат аль-вуджуд, а также любви, необходимой для совершения духовного путешествия.
Уникальная особенность Аттара заключается в том, что он прибегает к сравнениям и метафорам при рассмотрении вопросов суфизма, облекая их в рамки историй и рассказов и делая тему понятной даже для обычного человека. В этом и других приемах он стал образцом для подражания для последующих суфийских поэтов, таких как Руми Махмуд Шабистари, Саади, Хафиз, Джами.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В честь открытия Центра исламской цивилизации в Узбекистане, музеи и коллекционеры Италии привезут в столицу уникальные артефакты узбекского происхождения, сообщает ИА «Дунё».
Этот беспрецедентный проект стал возможен благодаря стратегическому курсу Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева, направленному на возрождение и популяризацию бесценного культурного наследия страны.
Как известно, в середине февраля текущего года делегация Центра исламской цивилизации во главе с директором Центра Фирдавсом Абдухаликовым побывала в Италии, где были проведены переговоры с рядом музеев и коллекционеров.
Поддерживая идею популяризации культурного наследия Узбекистана, представители итальянских музеев и коллекционеры откликнулись на инициативу Нового Узбекистана о проведении глобальной международной выставки в честь открытия Центра исламской цивилизации.
На протяжении веков творения узбекских мастеров рассеивались по миру, становясь жемчужинами крупнейших музейных и частных коллекций. Сегодня, благодаря прогрессивным инициативам Узбекистана, эти реликвии будут впервые представлены в Центре исламской цивилизации.
«Необходимо отметить, что коллекции узбекских артефактов в итальянских собраниях, которые будут представлены в Ташкенте, были опубликованы в 35 томе мультимедийного проекта «Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира». Вот уже восемь лет Проект, при поддержке государства и социально-ответственного бизнеса, издает собранную информацию о памятниках узбекского происхождения, хранящихся за рубежом, в формате иллюстрированных книг-альбомов. Сегодня серия насчитывает уже 80 томов. В книге-альбоме, посвященной артефактам из Узбекистана в библиотеках, музейных и частных собраниях Италии, представлены такие учреждения культуры, как библиотека университета Болоньи, где хранится уникальный манускрипт Абу Али ибн Сины, переведенный на иврит, римский Национальный музей восточного искусства им Джузеппе Туччи – музей цивилизаций (MuCiv), туринский Музей азиатского искусства (МАО), флорентийский музей Стибберта, миланский Музей культур Mudec, Фонд и музей текстиля Антонио Ратти, расположенный в Комо, частная коллекция миланских коллекционеров Альберто и Анны Леви», – отмечает научный координатор проекта Эльмира Гюль.
По информации Центра исламской цивилизации, среди артефактов, которые будут представлены в Ташкенте, – знаменитая керамика Афрасиаба с эпиграфическими надписями, несущими пожелания процветания и благоденствия, уникальные средневековые металлические изделия Хорасана и Мавераннахра из частных коллекций, включая легендарную чашу караханидских правителей, и потрясающие произведения узбекского текстиля XIX – начала XX веков, которые поражают своей изысканностью и мастерством исполнения.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана