Сайт работает в тестовом режиме!
31 Январь, 2025   |   1 Шабан, 1446

город Ташкент
Фаджр
06:14
Шурук
07:35
Зухр
12:41
Аср
15:56
Магриб
17:41
Иша
18:57
Bismillah
31 Январь, 2025, 1 Шабан, 1446
Новости

Аттар и суфизм: путь исчезновения и бессмертия

29.01.2025   854   6 min.
Аттар и суфизм: путь исчезновения и бессмертия

Хотя Фарид ад-Дин Аттар (1145-1221) больше известен в мире как поэт, он был глубоким суфийским мыслителем, разработавшим свою философию.
По данным издания Исламосфера, точных сведений о жизни Фарид ад-Дина Аттара нет. Из его произведений можно понять, что в молодости он был аттаром (аптекарем, фармацевтом), а с другой стороны, изучал религиозные науки, приобретал суфийские знания и служил различным шейхам. Сам он сообщает, что прочитал много книг о пророках и святых и в течение тридцати девяти лет собирал стихи и рассказы, связанные с суфизмом.
Достоверно неизвестно, у кого Аттар проходил суфийское обучение и был ли мюридом какого-то шейха вообще. В предисловии к своему «Асрарнаме» поэт пишет, что духовно связан с Абу Саидом Абу-ль-Хайром (ум. 1049), которому он возносит обильные восхваления. Он также сообщает, что все, что обрел, получил благодаря его духовности. Также из произведений Аттара следует, что он был знаком со многими суфиями и шейхами своего времени, дружил с ними и прочитал их труды, подготовившись таким образом к преодолению стадий духовного развития, и в результате этих усилий достиг макама (стоянки) наставничества (иршад). 
В своих произведениях Аттар развивает концепцию вахдат аль-вуджуд (единства существования). Согласно ему, кажущаяся «множественность» (касрат) этого мира в извечном (азали) мире едина с сущностью Аллаха, а значит, разделения или множественности нет. Множественность существует лишь в этом мире и является лишь внешней видимостью. Другими словами, видимый мир подобен дыму, существование которого происходит от огня. На самом деле всё едино, и Единый есть всё. Познавшие суть мироздания суфии не видят во вселенной ничего, кроме Его Одного, они ныряют в море единения и горят в огне любви. Человек, несущий в себе божественную субстанцию (джаухар), может найти и увидеть Аллаха только после того, как снимет с себя завесы существования, ибо, по мнению Аттара, Всевышний всегда проявляется в разных проявлениях.
Вместе с этим, по мнению Аттара, мы, люди, включая пророков, не можем найти, понять и постичь Аллаха с помощью разума. Наш разум и мысль в стремлении понять Его подобны крошечной частице, пытающейся постичь суть всей вселенной, или капле росы, пытающейся плыть в огромном море. Есть только один способ обрести Аллаха – познать себя, очистить свой нафс (низменное «я»), победить похоть, забыть ее и исчезнуть в Его существовании. Другими словами, чтобы познать мир истины и единства, следует отказаться от разума, познания и пустословия, положить конец вопросам «как» и «почему» и даже любым вопросам вообще, и, считая себя несуществующим, избегать материального мира, гордыни знания, желаний, подобных детским, и страстей. Необходимо сгореть в огне любви и исчезнуть в абсолютном существовании, т.е. существовании Аллаха, потому что вне мира чувств реальность и любовь, неподвластные разуму, могут быть поняты только через состояния (халь) и вкушение (заук).

Как известно, в суфизме выделяют три этапа духовного пути: тарикат, марифат (познание) и хакикат (истина). Аттар выделят семь: таляб (желание), ашк (любовь), марифат (познание), истигна (довольство своим положением), таухид (единобожие), хайрат (изумление) и фана (пребывание в Боге). Чтобы достичь Истинного, исчезнуть в Его существовании и обрести бака (постоянное пребывание в Боге), необходимо преодолеть эти стадии под руководством совершенного наставника. Аттар придает большое значение фана, которая является последним уровнем и которая, по его мнению, состоит из истинного таухида (единобожия). Чтобы стать совершенным человеком, необходимо совершить духовное путешествие, сопряженное с бесчисленными трудностями. Первое условие этого пути – поиск (талаб). Вступив на этот путь, человек не должен бояться быть сожженным и уничтоженным в огне любви, необходимой для этого путешествия. Влюбленный жертвует своей жизнью, как мотылек в огне. Как описывается аллегорически в поэмах «Язык птиц» и «Мусибатнаме», практикующий суфий (салик) преодолевает долгий путь, окрыленный любовью, которая позволяет ему терпеть все невзгоды и страдания, чтобы полностью почувствовать божественную субстанцию внутри себя. Обойдя всю вселенную, то есть семь метафорических долин, полных бедствий и препятствий, он наконец находит в себе то, что ищет, и сам становится именно тем, что искал (Истиной). Иными словами, он видит, что Любимый есть не что иное, как влюбленный, и исчезает в Аллахе (т.е. обретает фана фи-Ллах) и находит Его в себе. Таким образом проявляется истинная суть изречения «Тот, кто познал себя, познал своего Господа».
Как можно видеть, Аттар детально разрабатывает доктрину вахдат аль-вуджуд (единства существования) и придает ей более глубокий смысл по сравнению со своими предшественниками. По его мнению, для тех, кто «исчез» в Истинном, смерти на самом деле не существует, ибо исчезновение в Нем приводит их к состоянию бака.
Идеи аль-Аттара находят отражение в его произведениях. Двустишия-маснави, составляющие большую часть его творчества, посвящены суфийским темам. В них можно найти описания понятий вкушение (заук), концепции вахдат аль-вуджуд, а также любви, необходимой для совершения духовного путешествия. 
Уникальная особенность Аттара заключается в том, что он прибегает к сравнениям и метафорам при рассмотрении вопросов суфизма, облекая их в рамки историй и рассказов и делая тему понятной даже для обычного человека. В этом и других приемах он стал образцом для подражания для последующих суфийских поэтов, таких как Руми Махмуд Шабистари, Саади, Хафиз, Джами.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Статьи
Другие посты
Новости

Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры

30.01.2025   1619   5 min.
Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры

Президент Шавкат Мирзиёев 29 января ознакомился с созидательной работой, проводимой в Центре исламской цивилизации в Узбекистане.
Этот уникальный проект не имеет аналогов в истории нашей страны. Сегодня величественное здание уже возведено, и строительство вышло на завершающий этап.
Центр возводится в соответствии с постановлением Президента от 23 июня 2017 года. В день праздника Рамазан хайит 2018 года главой нашего государства был заложен первый камень в его фундамент.
Величественное здание центра состоит из трех этажей и выполнено в стиле древних архитектурных памятников. Традиционный купол и фасад, уникальное сочетание национальных орнаментов придают ему особую красоту и величие. По четырём сторонам комплекса возведены порталы высотой 34 метра, а в центре расположен купол высотой 65 метров.
Сердцем центра станет зал Корана. Здесь будет размещена бесценная реликвия исламского мира – древнейший Мусхаф Усмана. Здесь также будут представлены копии священной книги, созданные в эпохи Саманидов, Караханидов, Хорезмшахов, Узбекхана, Темуридов и других исторических династий, их переводы на староузбекский язык, а также редчайшие рукописные экземпляры Корана со всего мира.
– Многие книги, древние рукописи, уникальные сведения и произведения искусства, относящиеся к нашему богатому и самобытному наследию, были рассеяны по разным странам и долгое время оставались нам неизвестны. Благодаря этому центру мы сделали огромные шаги в изучении истории, обнаружили новые источники. Но теперь важно не просто хранить их как памятники прошлого, а ввести в активный научный оборот, донести до наших граждан, особенно молодёжи, в доступной форме и широко представить мировой общественности. Этот центр должен стать не только хранителем истории, но и интеллектуальным пространством, соединяющим прошлое, настоящее и будущее, определяющим ключевые направления нашего развития, – подчеркнул Шавкат Мирзиёев.
В комплексе будут организованы разделы «Доисламские цивилизации», «Эпоха Первого Ренессанса», «Эпоха Второго Ренессанса», «Узбекистан в XX веке» и «Новый Узбекистан – новый Ренессанс». Президент уделил особое внимание их научной концепции и созданным условиям.
История этих периодов представлена через различные артефакты, рукописные источники, фотографии и мультимедийные технологии. Особый акцент сделан на многогранной деятельности ученых и мыслителей  Аль-Хорезми, Аль-Фергани, Аль-Фараби, Аль-Беруни, Ибн Сине, Махмуде Замахшари, Мирзо Улугбеке, Алишере Навои, Али Кушчи и других. Подробно освещен вклад выдающихся мыслителей, таких как Имам Бухари, Имам Термези, Хаким Термези, Абу Мансур Мотуриди, Абу Муин Насафи, Каффол Шаши, Абдулхалик Гиждувани, Нажмиддин Кубро, Бурханиддин Маргинони, Бахауддин Накшбанд, Ходжа Ахрор Вали, в развитие исламского просвещения. 
Вместе с тем создан отдельный раздел, посвященный выдающимся женщинам прошлого – Бибиханум, Хонзодабегим, Гавхаршодбегим, Гульбадан, Нодирабегим, Увайси, Анбар атын, покровтительствовавшим наукам и искусству. Эта экспозиция будет служить вдохновляющим примером для современных девушек.
Глава государства отметил значение и задачи центра.
– В основе исламской цивилизации, исламского учения всегда лежали наука, культура, образование и воспитание. Именно эти ценности заложены в фундамент создаваемого нами центра. Его главная цель – объединить в одном месте тысячелетнее наследие исламской культуры, связанное с нашей страной. Каждый, кто посетит этот центр, сможет воочию увидеть величие этой истории, осознать, что ислам – это прежде всего религия мира, прогресса и толерантности, а также глубже понять выдающийся вклад узбекского народа в мировую цивилизацию, – отметил Президент.

В связи с этим было подчеркнуто, что необходимо глубоко изучать наследие великих предков и превращать его в живую силу, способную ответить на вызовы современности. Важно научно-методически координировать деятельность Международной исламской академии Узбекистана, исследовательских центров, носящих имена Имама Бухари, Имама Термези, Имама Матуриди и других научно-просветительских учреждений. Совместными усилиями необходимо вырабатывать научные ответы на актуальные вызовы, а также противостоять невежеству через просвещение.
– В будущем этот центр станет символом нашей архитектурной школы, научного и духовного потенциала Нового Узбекистана. Каждый его раздел должен нести глубокий смысл и отражать эту миссию. Уже налажено сотрудничество с ведущими зарубежными музеями, библиотеками и авторитетными специалистами, издаются научные труды и книги. Однако важно, чтобы эта работа была системной и научно обоснованной. Наша главная цель – осознание и популяризация нашей национальной идентичности, – подчеркнул глава государства.
Центр активно сотрудничает с ведущими международными научными организациями, включая ЮНЕСКО и ICESCO. В августе 2024 года в Ташкенте и Самарканде состоялся VIII Международный конгресс на тему «Наследие великих предков – основа Третьего Ренессанса», который собрал около 200 ученых из 35 стран. В ходе мероприятия были выдвинуты ценные предложения по дальнейшему развитию центра.
Ознакомившись с ходом строительства и концепцией будущей экспозиции, Президент дал конкретные поручения по организации работы центра, его содержательному наполнению и дальнейшему совершенствованию.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры Центр исламской цивилизации – символ национального самосознания, науки, образования и культуры
Новости Узбекистан