Мавзолей Имама Резы в Мешхеде, управляемый благотворительной организацией Астане-Годсе-Разави, является не только священным местом, но и крупным культурным центром, включающим в себе многочисленные сооружения, признанные шедеврами архитектуры, музей и библиотеку, насчитывающую 1,1 миллиона томов, сообщает портал Quds Daily.
Библиотека Астане-Годсе-Разави считается одной из самых выдающихся не только в Иране, но и во всем исламском мире. По данным портала «Исламосфера», одним из ее структурных подразделений является Центр рукописей, который хранит крупнейшую коллекцию древних манускриптов.
Абольфазль Хасанабади, директор Центра рукописей Организации библиотек, музеев и Центра документов Астан-и Кудс Разави, говорит, что в настоящее время в этой коллекции имеется 90 000 рукописей, включая 20 000 рукописных Коранов. Обычно книги поступают сюда двумя способами: дарение и покупка. Но основным является первый. Интересно, что это одна из немногих библиотек мира, в которой содержатся записи об актах дарения со времен эпохи Тимуридов.
Первая рукопись, подаренная святыне, датируется 327 годом по хиджре, когда правитель Исфахана Кешвад ибн Амла пожертвовал ей копию Корана. В последующие века такие дары делали самые разные люди, от правителей и ученых до простых людей. Например, 700 рукописей пожертвовал Надир-шах Афшар. Шах Аббас из династии Сефевидов подарил святыне ценную коллекцию манускриптов, включавшую Кораны третьего века по хиджре, а также несколько копий Корана, приписываемых шиитским имамам, в том числе Имаму Хасану и Джафару ас-Садыку. Преподносили рукописи в дар и женщины, от простых женщин до Туркан Хатун (ум. 1094), жены сельджукского султана Мелик-шаха I, и Замард Малик, дочери Махмуда Газневи.
В Центре рукописи не просто хранятся. Здесь также ведется большая работа по обеспечению их сохранности и восстановлению. История реставрации книг в Астане-Годсе-Разави насчитывает 400 лет. Там даже существуют династии мастеров, работающих в этом месте столетиями. Сейчас такими работами занимается Отдел реставрации культурных артефактов, в котором производится консервация документов и книг, их укрепление, переплет печатных источников, дезинфекция, реставрация старых фотографий и т.п.
После того, как рукописи попадают в коллекцию, они классифицируются и изучаются с точки зрения их внешнего вида. После необходимых экспертиз, проводятся несколько этапов работ, первым из которых является подготовка сертификата реставрации. Второй этап – планирование сохранения рукописи, а третий – очистка от пыли, борьба с вредителями и начальные меры по стабилизации и сохранению того или иного артефакта. После прохождения этих трех этапов манускрипт отправляется на реставрацию. В одних случаях достаточно простых работ, а в других требуется переделка.
Самое важное правило при реставрации рукописей заключается в том, что они должны оставаться такими, какими были. Изменения должны быть сведены к минимуму. Другой момент связан с тем, что работа должна быть выполнена максимально правильно, и использовать при этом необходимо соответствующие исходные материалы.
Абольфазль Хасанабади говорит: «Чем больше рукописей мы сможем отреставрировать и сохранить, тем лучше мы справимся с задачей сохранения наследия исламской цивилизации и культуры и передачи его следующему поколению».
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В Центре исламской цивилизации в Узбекистане будет размещена миниатюрная копия с изображением принцев из династии Тимуридов, сообщает пресс-служба ЦИЦ.
Это считается самым ранним известным образцом могольской миниатюры. Искусствовед Дж. М. Роджерс охарактеризовал её как одну из форм исламского изобразительного искусства, развивавшегося в Индии в XVI–XVII веках. Миниатюра выполнена на тонкой хлопковой ткани с использованием красок и золотой краски. На сохранившейся части изображен правитель, одетый в одежду в центральноазиатском стиле, сидящий в садовом павильоне. По обе стороны от него стоят слуги, а он сам обращен в сторону гостя, сидящего напротив. С двух сторон от него размещены придворные чиновники, а на заднем плане также видны слуги. В передней части миниатюры, которая до наших дней не сохранилась, предположительно, была изображена дворцовая развлекательная программа с участием танцовщиц и музыкантов.
Считается, что центральной фигурой на миниатюре является Хумоюн — второй правитель династии Бабуридов, живший в 1508–1556 годах. Еще одной примечательной особенностью произведения является то, что многие лица на изображении были позднее перерисованы — то есть перекрашены заново, чтобы изобразить других правителей из династии Бабуридов. Это превращает миниатюру из обычного портрета в нечто большее — в визуальный документ, отражающий родословную, историю всей династии. Каждое лицо, каждый взгляд оживает как фрагмент своей эпохи и как символ преемственности власти.
Благодаря этим особенностям данное произведение представляет собой не просто образец искусства, но и служит историческим, политическим и культурным очерком.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана