Сайт работает в тестовом режиме!
14 Июль, 2025   |   19 Мухаррам, 1447

город Ташкент
Фаджр
03:21
Шурук
05:02
Зухр
12:34
Аср
17:40
Магриб
19:59
Иша
21:33
Bismillah
14 Июль, 2025, 19 Мухаррам, 1447

Являются ли продукты с добавлением кармина (Е12) «харамом»?

12.04.2023   2635   3 min.
Являются ли продукты с добавлением кармина (Е12) «харамом»?

ВОПРОС 1044: В настоящее время в социальных сетях распространилась новость о том, что продукты с добавлением кармина Е120 являются харамом. Насколько оправдано это сообщение? Прошу внести ясность в этот вопрос?
Ответ: Бисмилляхи Рахмани Рахим. Кармин - это красный краситель, используемый в качестве пищевой добавки под номером Е120. Это вещество получают из насекомого под названием кошениль, которое относится к группе полужесткокрылых.
По мнению улемов четырех мазхабов, запрещены к употреблению в пищу все насекомые, исключением является саранча. Однако вещества, полученные из насекомых, в том числе вещество кармин Е120, меняют свое состояние после прохождения определенных химических процессов и методов, подтверждают эксперты в этой области и улемы. Это относится к фетве № 3240 Иорданского комитета по фетвам, в которой говорится следующее:
وأما المواد التي تستخرج من الحشرات وتتحول بعمليات كيميائية إلى مواد أخرى فهذه العملية تسمى في الفقه الإسلامي بالاستحالة، وهي انقلاب العين من حالة إلى أخرى، فتنقلب من النجاسة إلى غيرها بحيث تفقد صفاتها
То есть: "Вещества, полученные из насекомых, химическим путем превращаются в другие вещества. Этот процесс в исламском праве называется “истихола”, то есть превращение одного вещества в другое. В результате нечистые вещи теряют свои качества и становятся чем-то другим".
По этому поводу известный ученый нашего ханафитского мазхаба Камаль ибн аль-Хумам в своей книге "Фатхуль-Кадийр" сказал следующее:
لأن الشرع رتب وصف النجاسة على تلك الحقيقة، وتنتفي الحقيقة بانتفاء بعض أجزاء مفهومها فكيف بالكل ونظيره في الشرع العصير طاهر فيصير خمراً فينجس ويصير خلاً فيطهر
То есть "Шариат связал нечистоту (чего-либо) с определенной сущностью. С исчезновением некоторых качеств нечистоты исчезает и сущность нечистоты. Если все качества нечистоты будут утеряны, сущность нечистоты также будет полностью утеряна. Пример тому в шариате: виноградный сок считается чистым. (С течением времени) он превращается в хамр (опьяняющий напиток) и становится нечистым. (Спустя время) вино превратится в уксус и станет чистым".
Европейский совет по фетвам и исследованиям в своей фетве № 19 постановил следующее: «Кармин Е120, хотя и животного происхождения, подвергается химической обработке, которая изменяет его структуру, и он теряет свои первоначальные свойства».
Итак, из вышеизложенного известно, что допустимо употреблять продукты, содержащие кармин – Е120. Однако, хотя эти фетвы были оглашены учеными, некоторые современные ученые богословы рекомендовали быть осторожными в этом вопросе.
В заключение, если некоторые люди едят продукты с кармином, ссылаясь на разрешение улемов, то те, кто предпочитают быть более осторожными, не должны их винить. Аллаху алям.

Центр фетв Управления мусульман Узбекистана.

Статьи
Другие посты
Новости

Сокровища исламского наследия представлены в Лондоне перед их историческим возвращением в Узбекистан

11.07.2025   5713   3 min.
Сокровища исламского наследия представлены в Лондоне перед их историческим возвращением в Узбекистан

В Лондоне состоялось знаковое культурное событие – впервые в Великобритании была представлена уникальная коллекция редких коранических манускриптов и артефактов золотого века исламской цивилизации, связанных с историей Узбекистана, сообщает ИА Дунё.
По информации пресс-службы Центра исламской цивилизации, эти реликвии, десятилетиями хранившиеся в частных коллекциях и музеях, вскоре вернутся на родину.
Выставки, организованные в известных аукционных домах «Sotheby’s» и «Christie’s», стали частью масштабного проекта по созданию Центра исламской цивилизации в Ташкенте, инициированного Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН в 2017 году. В последние годы национальные и международные эксперты проводят обширную исследовательскую работу по поиску и идентификации утраченного культурного наследия.
Часть возвращённых ценностей была впервые представлена международной общественности на двух выставках в Лондоне для ведущих учёных, экспертов, кураторов, музейных специалистов и коллекционеров. «Президент Узбекистана не только инициировал, но и лично стоит во главе создания крупнейшей культурно-просветительской платформы – Центра исламской цивилизации. Возвращение на Родину исторических и духовных ценностей – это часть этого масштабного проекта и прямое поручение главы государства, которое мы выполняем с глубоким осознанием его значения. Это не только возвращение исторических предметов – это возвращение памяти, идентичности и яркого признания Узбекистана как хранителя исламского наследия», – подчеркнул на церемонии открытия выставок генеральный директор Центра исламской цивилизации Фирдавс Абдухаликов.
Среди артефактов – фрагменты коранических манускриптов IX века, миниатюры, ювелирные изделия, предметы быта, текстиля и искусства времён, представляющих Узбекистан как один из интеллектуальных центров мира.
«Эти выставки, реализуемые по личной инициативе Президента Узбекистана, – важное культурное событие, направленное на вдохновение нового поколения. Подобные практические шаги по возвращению своего наследия могут стать основой для ещё более масштабного культурного возрождения», – сказал директор Британского фонда «Аль-Фуркан» Сали Шахсивари.
Экспонаты, представленные на мероприятиях, были приобретены Центром исламской цивилизации на торгах ведущих аукционных домов – «Sotheby’s» и «Christie’s» в 2025 году.
Представитель аукционного дома «Sotheby’s» Бенедикт Картер отметил: «Для нас большая честь сотрудничать с Центром исламской цивилизации Узбекистана. Мы рады содействовать возвращению на родину артефактов, имеющих исключительное значение для истории Центральной Азии».
Центр исламской цивилизации разместится на территории более 10 гектаров в самом центре Ташкента, а его экспозиционная площадь составит свыше 8000 квадратных метров. В структуру центра войдут пять тематических галерей – «Зал Корана», «Доисламское наследие», «Первый и Второй Ренессансы», «Новый Узбекистан».
«Сегодня Узбекистан прилагает огромные усилия к возрождению и сохранению этого наследия – в том числе через такие инициативы, как создание Центра исламской цивилизации в Ташкенте, который в скором времени откроет свои двери как маяк знаний и межрелигиозного диалога. Это отражает новое стремление нашей страны к осмысленному осознанию и открытому распространению своей исторической идентичности», – подчеркнул посол Узбекистана Равшан Усманов.
Выставки в Лондоне стали не только важным культурным событием, но и актом восстановления исторической справедливости. Представленные артефакты подтверждают особую историческую роль Узбекистана как интеллектуального центра исламского мира и знаменуют собой очередной шаг Нового Узбекистана по сохранению, изучению и популяризации культурно-исторического наследия Узбекистана.

Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана

Новости Узбекистан