Старые спутниковые снимки помогли ученым найти место древней битвы арабских мусульман на поле сражения VII века в Ираке. Исследование опубликовано в научном журнале Antiquity.
Международная группа археологов из Великобритании и Ирака обнаружила место битвы при Аль-Кадисии, которая произошла в 637 году нашей эры, став решающей победой арабских мусульман в распространении ислама за пределы Аравии. До сих пор точные координаты исторического сражения были не известны.
В новой работе ученые использовали рассекреченные снимки, сделанные американскими спутниками-шпионами в 1970-х.
Команда сопоставила данные космической разведки с современными изображениями и историческими текстами, чтобы точно определить место битвы при Аль-Кадисии. Согласно анализу, событие произошло в 30 километрах от Эль-Куфы в Ираке. В ходе полевого исследования археологи нашли двойную стену длиной более 9 километров. Она соединяла укрепления на краю пустыни и крупное поселение на краю южной месопотамской поймы.
В 633 году арабы начали войну с Персией вторжением в Ирак. В течение двух следующих лет они сумели нанести персам ряд поражений (при переправе через Евфрат, при Уллаисе, при Бувайбе), потерпев лишь одно поражение — в «битве у моста» на берегу Евфрата в конце 634-го. Битва при Аль-Кадисии — это решающее сражение между арабами-мусульманами и армией государства Сасанидов во время арабского завоевания. Численность персидских войск оценивается приблизительно в 40 тысяч воинов; мощь персидской армии усиливали около 30 боевых слонов.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
В Центре исламской цивилизации в Узбекистане будет размещена миниатюрная копия с изображением принцев из династии Тимуридов, сообщает пресс-служба ЦИЦ.
Это считается самым ранним известным образцом могольской миниатюры. Искусствовед Дж. М. Роджерс охарактеризовал её как одну из форм исламского изобразительного искусства, развивавшегося в Индии в XVI–XVII веках. Миниатюра выполнена на тонкой хлопковой ткани с использованием красок и золотой краски. На сохранившейся части изображен правитель, одетый в одежду в центральноазиатском стиле, сидящий в садовом павильоне. По обе стороны от него стоят слуги, а он сам обращен в сторону гостя, сидящего напротив. С двух сторон от него размещены придворные чиновники, а на заднем плане также видны слуги. В передней части миниатюры, которая до наших дней не сохранилась, предположительно, была изображена дворцовая развлекательная программа с участием танцовщиц и музыкантов.
Считается, что центральной фигурой на миниатюре является Хумоюн — второй правитель династии Бабуридов, живший в 1508–1556 годах. Еще одной примечательной особенностью произведения является то, что многие лица на изображении были позднее перерисованы — то есть перекрашены заново, чтобы изобразить других правителей из династии Бабуридов. Это превращает миниатюру из обычного портрета в нечто большее — в визуальный документ, отражающий родословную, историю всей династии. Каждое лицо, каждый взгляд оживает как фрагмент своей эпохи и как символ преемственности власти.
Благодаря этим особенностям данное произведение представляет собой не просто образец искусства, но и служит историческим, политическим и культурным очерком.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана