В Казани проходит церемония награждения победителей XVII Международной олимпиады среди студентов исламских учебных заведений по исламским дисциплинам и арабскому языку. Участие в мероприятии приняли муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, его заместитель, ректор Российского исламского института Рафик хазрат Мухаметшин и другие, передает Islam-today.
Рафик хазрат Мухаметшин напомнил, что Олимпиада проводится уже в пятнадцатый раз, и для исламских учебных заведений России ее важность сложно переоценить. Участие в ней принимают представители как России, так и зарубежных стран. В прошлом году в Олимпиаде участвовали представители всех стран СНГ. В этом году также были приглашены страны БРИКС, так что нынешняя олимпиада стала очень мощным международным мероприятием: все ведущие исламские вузы России, все страны СНГ, а также Индия, Иран и Турция.
Ректор РИИ отметил разный уровень подготовки участников и, в связи с этим, призвал создать ассоциацию исламских вузов – участников Олимпиады и в течение года разрабатывать методики подготовки вопросов, тогда все участники будут в равных условиях.
«Перспективы олимпиады очень большие, она является важным фактором и объединения мусульман во всем мире, и в выработке важных подходов, чтобы система исламского образования во всем мире соответствовала очень высоким стандартам», – отметил Рафик Мухаметшин.
Камиль хазрат Самигуллин, выступая перед участниками церемонии награждения, перечислил четыре причины, которые уничтожают религию. Первая причина – то, что люди не делают гамэл (действие) в соответствии со знаниями. Второе – совершают действие, не имея соответствующего знания. Третье – и не пытаются изучить, узнать то, в чем у них есть пробелы. Четвертая причина – запрещают учиться тем, кто хочет получать знания.
«Я вспоминаю историю великого ученого Али Хайдара Ахисхави, который был одним из авторов известной книги, и в ней 1851 правило – по сути свод законов – известной книги по фикху. И он дожил до 110 лет, он жил в страшное время, когда распалась Османская империя. Он был дом под домашним арестом, но все время он читал книги. Несмотря на то, что он был муфтием четырех мазхабов, он знал огромное количество книг наизусть. Что он делал? Он всегда читал, и так как к нему никого не подпускали, он, когда узнавал что-то новое, подзывал свою жену. Она, например, стирает, готовит. Он кричит ее имя, подзывает и говорит: «Смотри, что здесь пишут. Сегодня еще свою одну джахилию я уничтожил, еще одно свое невежество я уничтожил». Человек огромный, муфтий четырех мазхабов, то есть он был огромным ученым, но каждый раз узнавая что-то новое, он говорил: «Я узнал что-то новое, сегодня я уничтожил еще одну свою джахилию, еще одно свое невежество», – рассказал Камиль хазрат.
«Пока идёт работа, преподавание, подобные соревнования, значит, знания не исчезли, знания исчезают с уходом улемов, учёных. Раз знания есть, значит, у нас есть надежда на развитие нашей религии. Но и самое главное, чтобы это соответствовало воззрениям», – подчеркнул муфтий РТ.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана
На территории Джамбайского района Смаркандской области находится 45 археологических и архитектурных объектов. В прошлом году областным управлением культурного наследия на 39 объектах установлены знаки охраны. Однако большинство памятников находится в неудовлетворительном состоянии, а некоторые памятники до сих пор не имеют охранных табличек.
В частности, сгнили колонны мечети Ибрагима-ота, датируемой XIX-XX веками и находящейся в махалле «Кангли». Если они не будут отремонтированы в ближайшее время, объект может серьезно повредиться в снежные и дождливые дни, передает “Самаркандский вестник”.
В махалле «Кукгумбаз» имеется четыре кургана, датируемых I, IX-X вв., но охранные знаки не установлены. Такая ситуация наблюдается на курганах большинства археологических памятников, в том числе мечети Нуш, Боботепа и Уртабуз, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Наблюдаются случаи выпаса скота, добыча песка на территории памятников истории и культуры местным населением.
В районе есть немало святых мест, которые всегда переполнены паломниками. Комплекс шейха Худойдоди Вали, расположенный в селе Газира, является одним из таких мест. Здесь есть кладбище, мавзолей и мечеть, все они носят имя поэта шейха Худойдоди Вали, известного представителя суфийского ордена Яссавия.
Согласно источникам, шейх Худойдоди Вали родился в Кармане (Навоийская область) в 1461 году. Получив начальное образование, он приехал в Самарканд и учился в медресе Улугбека, Джаузании и муллы Мухаммада в Бухаре.
- Духовным наставником шейха Худойдоди на пути знаний и математики был известный представитель ордена Яссавия шейх Джамолиддин Азизон, - говорит заместитель имама мечети Шейха Худойдоди Вали Фахриддин Хужакулов. - Более 50 его учеников под его наставничеством стали влиятельными представителями этого ордена. В частности, от шейха Худойдоди Вали остались ряд трактатов и поэтических произведений. Согласно историческим источникам, такие правители, как Бабур Мирзо, Шейбанихан, Джонибек Султан и Убайдуллаххан считали шейха Худойдоди Вали своим наставником и следовали его советам.
В 2011 году, в честь 550-летия со дня рождения святого, в комплексе были проведены масштабные реставрационные работы, отремонтированы ворота и здания, построен духовный центр, а на месте ханака возведен высокий купольный мавзолей. Была расширена надвратная башня, а со стороны улицы возведена кирпичная стена. В 2014 году на территории комплекса методом хашара и с помощью спонсоров проведены строительные работы. В настоящее время эта благородная работа продолжается, и на территории комплекса возводится новая мечеть.
Пресс-служба Управления мусульман Узбекистана